Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических подходов к формированию конкурентных преимуществ туристского предприятия за счет кадрового потенциала на примере гостиничного комплекса «Старица».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия туризма
провести анализ кадрового потенциала гостиничного комплекса ООО «Старица»;
разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ за счет улучшения кадрового потенциала ООО «Старица».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ
И КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
ТУРИЗМА…………………………………………………….
6
1.1 Понятие кадрового потенциала предприятия…………………………….. 6
1.2 Конкурентные преимущества – понятие, управление…………………… 9
2. АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА ООО
«СТАРИЦА»……………………………………..............
13
2.1 Основные характеристики и экономические показатели деятельности ООО
«Старица»……………………………………………
13
2.2 Анализ кадрового потенциала гостиничного комплекса
«Старица»…………………………………………………………………………
21
2.2.1 Наличие, обеспеченность и использование персонала …….................. 21
2.2.2 Используемые технологии кадрового менеджмента…………………… 29
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ООО
«СТАРИЦА»………………………….
38
3.1 Рекомендации по совершенствованию кадрового менеджмента…….. 38
3.2 Рекомендации по совершенствованию технологии управления и внедрению «мягких»
факторов управления…………………………………
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....... 46
Библиографический список…………..………………………………………. 48
Приложения………………………………….…………
МИКРОСРЕДА
Процесс производства гостиничных услуг
При анализе производственной структуры специалисты отталкиваются от целевых функций и функциональных элементов организации.
В гостиничном комплексе «Старица» к целевым функциям относиться:
1. Прием и размещение гостей;
2. Производство питание;
3. Продажа номеров;
4. Маркетинг;
5. Организацию деловых встреч и конференций.
К функциональным относят:
1. Обеспечение безопасности;
2. Инженерное обеспечение;
3. Бухгалтерский учет;
4. Административную деятельность.
Процесс производства услуг спланирован хорошо.
Подразделение питания:
Это наиболее многочисленное подразделение. В настоящий момент в нем занято 52 человека. К ним относятся официанты, администраторы зала, повара, бармены и служба обслуживания в номерах. Официанты работают в ресторане “Времена года”, банкетном зале, а также во время вечеринок на открытом воздухе. Поступление продуктов питания на кухню осуществляется следующим. Продукты, чаще всего в виде полуфабрикатов, поступают на склад и/или в холодильник. Затем по мере надобности они поступают в отдел переработки, где осуществляется первичная готовка. Окончательное блюдо делают либо в горячем цехе, либо в кондитерском отделе.
Поставка продукции в гостиничный комплекс «Старица» осуществляет:
Административная служба
Ядром административной службы является служба управления номерным фондом. Это первая служба с которой сталкивается гость. Основными ее задачами являются: регистрация гостей и распределение номеров; ведение реестра состояния номеров; хранение ключей; оформление выездов; ведение счета гостя; координация работы горничных; предоставление гостям различной информации, в частности по работе гостиницы. Важной частью административной службы является отдел резервирования номеров. Резервирование может быть осуществлено как по телефону, так и по факсу.
Бизнес-центр
Бизнес-центр - подразделение отеля, занимающееся организацией и проведением конференций, а также предоставляющее в аренду компьютеры, факсы, копировальную технику и другое офисное оборудование.
Гостиничный комплекс «Старица» способен принять не только туристов и отдыхающих, но и группы специалистов, которым необходимы условия для проведения конференций, семинаров. Бизнес-центр отеля оборудован практически всей необходимой оргтехникой. На сегодняшний день порядка 60% общего дохода отеля приходиться за счет проведения конференций. Это объясняется тем, что гостиница чаще всего используется как место для отдыха в выходные дни, а в будни ее загрузка не превышает 5-7% то есть занято 4-5 номеров.
Бухгалтерия
Бухгалтерия документально оформляет совершаемые хозяйственные операции на предприятии:
Также перед бухгалтерией ставится задача по организации контроля за снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение норматива и структуры товарных запасов, нахождение путей снижения товарных потерь при хранении, транспортировке и отпуске. В обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии организована материальная ответственность кладовщиков, кассиров, заведующих производством, продавцов.
Отдел маркетинга и связей с общественностью.
Этот отдел является наиболее теневым подразделением гостиницы. Хотя для многих, знакомство с гостиницей начинается именно с него. Обязанности работников, занятых в этом отделе можно подразделить на 4 группы: продажа, услуги по организации конференций и бизнес-семинаров, реклама и связь с общественностью. Основная цель отдела маркетинга заключается в продаже продукции и услуг отеля. В этой связи, маркетологи работают в тесном сотрудничестве с административной службой и конференц-менеджерами. Связь с общественностью подразумевает процесс предоставления возможным гостям привлекательной информации о работе гостиницы. В обязанности этого отдела входит: разработка и принятие макетов проспектов и других рекламно-информационных изданий, представление отеля и его услуг будущим гостям, связь со средствами массовой информации, организация пресс-конференций.
Анализируя
организацию маркетинговых
Действие маркетинговой службы в настоящее время заключается в том, что она активно отслеживает конкурентную ситуацию в отрасли, в секторе производства и продаж гостиничных и туристских услуг.
Два раза в год служба маркетинга представляет генеральному директору маркетинговый отчет, в котором описаны обзор рынка, состояние конкуренции и продаж, в сравнении с предыдущими периодами. Также отдел отслеживает цены и ценовую политику конкурентов.
Служба маркетинга также анализирует и обобщает требования, жалобы и предложения гостей по качеству услуг, обслуживания номеров, и передает их в соответствующие подразделения, данные факты говорят о том, что служба маркетинга ООО «Страица» работает удовлетворительно.
Отчетный год явился
для ООО «Старица» годом дальнейшего
роста объемов продаж гостиничных и прочих
услуг, созданием дополнительных рабочих мест, повышения
благосостояния работников посредством
роста заработной платы.
В течении года предприятием
производились своевременные и
регулярные выплаты по всем текущим
налогам, сборам и платежам, а также
бесперебойно соблюдался график погашения реструктуризированно
За отчетный период инвестировано
средств на замену и модернизацию
оборудования номерного фонда в сумме
1525 тыс. руб., или 150% к
уровню инвестиций прошлого года. Инвестиционная
политика предприятия строится на увеличении
вложений средств на обновление основных
фондов и внедрению современных технологий
и видов оборудования.
Просроченной задолженности по всем видам платежей, оплаты энергоресурсов, задолженности по заработной плате перед персоналом предприятия не имеется.
Оценив сильные и слабые стороны внутреннего потенциала гостиничного комплекса «Старица», и исходя из темы исследования, к анализу кадрового потенциала необходимо подойти более тщательно.
2.2 Анализ кадрового
потенциала гостиничного
2.2.1 Наличие,
обеспеченность и
Среднесписочная численность персонала ООО «Старица» за отчетный год составила 113 человек.
Прежде всего, необходимо анализировать качественный состав персонала. Производительность труда во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по этим признакам (табл.3).
Таблица 3 - Качественный состав трудовых ресурсов предприятия
Показатель |
Численность работников, чел. |
Удельный вес, % | ||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | |
По возрасту: 20-30лет |
22 |
37 |
19,1 |
32,7 |
30-40 лет |
20 |
17 |
17,4 |
15,0 |
40-50 лет |
42 |
34 |
36,5 |
30,1 |
50-60 лет |
14 |
19 |
12,2 |
16,8 |
Старше 60 лет |
17 |
6 |
14,8 |
5,4 |
Итого: |
115 |
113 |
100 |
100 |
По образованию: среднее |
5 |
5 |
4,35 |
4,4 |
Среднеспециальное |
34 |
41 |
29,6 |
36,3 |
Высшее |
76 |
67 |
66,05 |
59,3 |
Итого: |
115 |
113 |
100 |
100 |
По трудовому стажу в туристской орасли: до 5 лет |
62 |
63 |
53,9 |
55,8 |
5-10 лет |
11 |
14 |
9,6 |
12,4 |
Более 10 лет |
42 |
36 |
36,5 |
31,8 |
Итого: |
115 |
113 |
100 |
100 |
Исходя из данных таблицы можно сказать, что в 2010 году, в основном, в ООО «Старица» трудятся работники в возрасте от 20-30лет, удельный вес которых в общей численности составляет 32,7% против 19,1% в 2009 году, когда лидирующие позиции занимали работники в возрасте от 40 до 50лет. Уровень образования, у большинства трудящихся высший, они составляют 59,3% от общей численности в 2010 году, хотя в области высшего образования произошло небольшое снижение с 66,05% до 59,3%.
Трудовой стаж работников в 2009 и 2010 году остался практически неизменным в процентном выражении: по-прежнему большую долю 55,8% занимают работники, проработавшие в сфере туризма до 5 лет. Итак, среднестатистический работник данного предприятия находится в возрасте от 20 до 30 лет с высшим образованием, со стажем работы в сфере фармацевтики до 5 лет.
Эффективность работы персонала во многом зависит от уровня образования работника и опыта работы. Анализ образовательного уровня работников представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Образовательный уровень работников ООО «Старица»
Количество специалистов имеющих высшее образование в 2009 году уменьшилось на 9 чел. В связи с уходом на пенсию некоторых работников.
Движение рабочей силы на предприятии, связанное с приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку уровень стабильности кадров – один из факторов, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность деятельности.
По данным о наличии и движении кадров в целом, а также по категориям и группам персонала по предприятию строится баланс ресурсов рабочей силы, представленный ниже (таб.4).
Таблица 4 -Баланс движения кадров
Категории и группы персонала |
Среднесписочная численность в 2010г., чел. |
Поступило, чел. |
Выбыло за период: | ||||||
Всего |
В том числе по направлениям: | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||
Руководителей |
2009 |
10 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
1 | |
2010 |
План |
11 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- | |
Факт |
10 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- | ||
Специалистов из них |
2009 |
91 |
8 |
8 |
3 |
3 |
1 |
1 | |
2010 |
План |
92 |
1 |
||||||
Факт |
90 |
5 |
6 |
3 |
- |
- |
3 | ||
индустрии гостеприимства |
2009 |
49 |
3 |
3 |
1 |
2 |
- |
- | |
2010 |
План |
50 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- | |
Факт |
49 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
1 | ||
ресторанного (питания) |
2009 |
11 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
1 | |
2010 |
План |
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Факт |
10 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
1 | ||
Прочих специалистов |
2009 |
31 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
- | |
2010 |
План |
31 |
- |
- |
|||||
Факт |
31 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
1 | ||
Вспомогательный персонал |
2009 |
14 |
4 |
5 |
2 |
3 |
- |
- | |
2010 |
План |
15 |
1 |
- |
|||||
Факт |
13 |
5 |
6 |
3 |
2 |
- |
1 | ||
Итого: |
2009 |
115 |
14 |
15 |
6 |
6 |
1 |
2 | |
2010 |
План |
118 |
2 |
||||||
Факт |
113 |
21 |
13 |
7 |
2 |
- |
4 |