Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:35, контрольная работа
Природа и сущность управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система.
2.Основные категории теории управления. Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.
3. Содержание и логика развития управления.
Природа и сущность управления. ………………………………………….. 2
Управление как отношение. ………………………………………………… 5
Управление как развивающая система. ……………………………………. 5
Основные категории теории управления. …………………………………. 8
Элементы управления, процесс управления, принципы управления, тех-
нология управления, функции управления. ……………………………….. 9
Содержание и логика развития управления. ………………………………24
Список использованной литературы. ……………………………………...26
С О Д Е Р Ж А Н И Е.
нология управления, функции управления. ……………………………….. 9
Теоретические основы управления.
Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.
Казалось бы, смысл понятий "управлять", "управление" настолько очевиден, что они не нуждаются в дополнительном объяснении. Ведь с детства мы видим, как родители управляют детьми, учитель — учениками, водитель — автомобилем, а автоинспектор — водителями. Да и каждый из нас чем-то и кем-то обязательно управляет, ну хотя бы расходами собственных денег. Несмотря на все это дать достаточно общее, четкое, доступное для понимания определение терминов "управлять" и "управление" трудно. Авторы, составители энциклопедий и словарей, начиная с В. Даля и завершая современными, предпочитают прибегать либо к объяснению посредством привлечения близких, аналогичных по значению слов типа "руководить", "направлять", "распоряжаться", "быть хозяином", либо иллюстрировать управление примерами разных видов управленческой деятельности.
Общность, многоаспектность и многозначность универсального понятия "управление", получившего широкое распространение и употребляемого в разном смысле, затрудняет раскрытие его сущности одной или несколькими фразами без предварительных пояснений. Все дело в том, что толкование категории “управление”, воспринимается в самом общем смысле этого слова, зависит от представлений о мироздании, связано с мировоззренческими позициями. Тем самым термин "управление" есть не только экономическое и социальное, но и философское понятие.
Исходя из естественной предпосылки, что весь окружающий нас мир состоит из следующих четырех взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих:
1) неживая природа, неорганическая среда;
2) живая природа, биологический мир;
3) технические творения рук человеческих;
4) люди, человечество.
Явления, процессы,
протекающие в неживой природе,
целиком подчинены законам
Примерно та же ситуация имеет место и в отношении животного, органического мира, только им управляют гораздо более сложные законы наследственности, смены поколений, биологического поведения, действия инстинктов, размножения, сохранения рода. Здесь опять-таки Верховным Правителем стала воля Всевышнего, установившего биологические законы. Правда, приходится отмечать, что Человек пытается ныне посягнуть на власть Бога, стремясь трансформировать по-своему природный хромосомный механизм наследственности, проводя опыты по клонированию, искусственному воспроизведению новых живых существ. Однако вряд ли Господь передаст Человеку бразды правления созданием живых существ, скорее Он сохранит за собой управление природой жизни и смерти.
Так что по отношению к Природе приходится констатировать тот факт, что возможности людей воздействовать на нее ограничены законами природной среды, которые Человек не в состоянии изменить. В этом смысле люди не управляют и не способны управлять Природой, они могут лишь использовать природные ресурсы, процессы, опираясь на познание закономерностей протекания природных явлений.
Собственно управление как реализация собственной воли, замыслов людей появляется там, где такая возможность заложена, предусмотрена ими в ходе создания творений рук человеческих. Создавая технический объект в виде, например, самолета или автомобиля, его созидатель конструирует средство передвижения как объект управления человеком, послушный воле, желанию, командам последнего. Возможность и необходимость управления в этом случае возникает еще в ходе проектирования как определенное свойство, признак данного объекта. При этом Человек не вступает в конфликт с Богом и не посягает на его права, ибо технические объекты создаются в полном соответствии с законами Природы. Иначе подобный объект не сможет функционировать, выполнять свое назначение.
Воздействие человека на технические объекты и технологические процессы, осуществляемое с целью направить их действие в желаемое русло и получить необходимый результат, правомерно назвать управлением техникой и технологией. Если люди, опираясь на биологические законы, воздействуют, влияют на поведение живых существ, используют в своих целях биологические технологии, то есть основания утверждать, что имеет место управление объектами живой природы, ограниченное рамками действия, проявления ее законов.
Люди способны управлять неживой природой в процессе ее преобразования: добывая сырье, используя природную энергию, возводя строительные сооружения. Управление объектами неживой природы посредством управляющих сигналов, команд не доступно для человека, эти объекты подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.
Несколько более доступно для людей управление живой природой, растительным и особенно животным миром. Наличие у животных органов чувств, инстинктивного поведения, способности воспринимать информацию в виде сигналов создают используемые человеком предпосылки управления живыми существами, живой природой.
В еще большей степени люди способны управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, порожденными, созданными самими людьми. В таких объектах необходимость и потенциальная возможность управления заранее предусмотрена их создателями, воплощена в конструкцию и технологию.
Но высшей и наиболее распространенной формой управления служит генерируемая людьми информация в виде сигналов, команд, предписаний, обещаний, предложений и многочисленных других воздействий, направленная, адресованная отдельным людям, семьям, коллективам, населению, обществу. Управление людьми со стороны людей представляет самые характерные и типичные процессы управления в современном мире.
Управление — это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.
В зависимости
от вида объекта, на который ориентированы
управляющие воздействия, от круга
людей, на которых оказывают влияние
те, кто управляет, различают управление
обществом, государством, экономикой,
социальными процессами, предприятиями,
производственными
Происходящий во всем мире с самых давних пор процесс разделения труда привел к вычленению управления как самостоятельного вида деятельности, к выделению управленческого труда в качестве специфического, широко распространенного, обширного поля трудовой занятости. Проявляется ярко выраженная тенденция к увеличению доли работников, занятых в управлении, так как производительность управленческого труда растет гораздо более низкими темпами, чем производительность труда в материальном производстве, а круг задач управления непрерывно расширяется. Управление стало не только одной из крупнейших отраслей, но превратилось в важнейшую сферу экономики, общественной жизни
Осуществление
рыночных реформ в России
Поэтому слово менеджмент (management) следует интерпретировать в русском языке не как управление в широком смысле слова, а как руководство, администрирование, организация дела.
Соответственно термин "менеджмент" не исчерпывает и содержание понятия "управление", которое включает и государственное регулирование экономики, и управление предприятиями, производственными коллективами, и управление производством, технологией, качеством
Менеджмент—это часть управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление предприятиями, персоналом, производственными процессами в масштабах предприятия, компании, фирмы, проекта. Следует также иметь в виду, что и "управление" и "менеджмент" относятся к категории "размытых", не поддающихся точному определению понятий.