Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:35, контрольная работа
Природа и сущность управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система.
2.Основные категории теории управления. Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.
3. Содержание и логика развития управления.
Природа и сущность управления. ………………………………………….. 2
Управление как отношение. ………………………………………………… 5
Управление как развивающая система. ……………………………………. 5
Основные категории теории управления. …………………………………. 8
Элементы управления, процесс управления, принципы управления, тех-
нология управления, функции управления. ……………………………….. 9
Содержание и логика развития управления. ………………………………24
Список использованной литературы. ……………………………………...26
5.Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.
К
настоящему времени известны
три важнейших подхода,
Стратегическое
управление - это управление предприятием,
которое упирается на
- анализ среды;
- определение миссии и целей;
- выбор стратегии;
- выполнение стратегии;
- оценка
и контроль реализации
Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.
Анализ
среды обычно считается
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- макроокружения
(влияние экономики, правового
регулирования и управления, политических
процессов, социальной и
- непосредственного окружения (покупатели, поставщики, конкуренты, рабочая сила);
- внутренней среды организации.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.
Определение
миссии и целей организации,
рассматриваемое как один из
процессов стратегического
После
того как определены миссия
и цели, наступает этап анализа
и выбора стратегии. На этом
этапе принимается решение по
поводу того, как, какими средствами
фирма будет добиваться
Оценка
и контроль выполнения
Преимущества
стратегического управления
- лучшее руководство всей организацией с исходной точки: «что мы хотим сделать и чего достичь»;
- повышение
чувствительности
- координация
многочисленных стратегических
решений различных
Структурный
подход основан на
На действенность и эффективность структуры влияют:
- действительные
взаимосвязи, возникающие
- действующая
политика руководства и методы,
влияющие на человеческое
- полномочия
и функции работников
При
умелом сочетании указанных
Структурный
подход предполагает
Разделение
труда представляет собой
Охват контролем - это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Говоря о разделении труда необходимо сказать о глубине специализации. Т.е. многие работники в течение длительного времени выполняют ограниченное количество работ - однообразных, имеющих минимальный масштаб и глубину, т.е. шаблонные работы. Обследования показали, что существует небольшое количество работников, которым нравиться повторяемость труда. Монотонность труда вызывает утомляемость. Задача состоит в том, чтобы научиться преодолевать отрицательные последствия разделения труда. Это становится возможным на пути укрупнения технологических операций, чередованием работ и эффективным их планированием. Т.к. существует разделение труда, то возникает необходимость в контроле. Термин «охват контролем» означает размер команды, находящейся в подчинении одного руководителя.
В случаях недостаточной скорости принятия решений необходимо прибегнуть к децентрализации - увеличении количества субъектов, принимающих решения. Децентрализация в системах управления создает ряд преимуществ:
- в результате
развиваются профессиональные
- усиливается соревновательность в организации, стимулируется атмосфера конкуренции;
-руководитель
может проявлять больше
Департаментализация - такой подход к формированию организационной структуры, при котором с учетом рационального охвата контролем и обеспечения выполнения всех функций организация подразделяется на соответствующие структурные блоки (департаменты, отделы, службы и т.п.).
Недостатками такого подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:
- разбиение
технологий выполнения работы
на отдельные, как правило,
несвязанные между собой
- отсутствие
ответственного за конечный
- высокие
накладные расходы и
Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Черты системного подхода:
- системный
подход - форма методологического
знания, связанная с исследованием
и созданием объектов как
- иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень;
- системный
подход требует рассматривать
проблему не изолированно, а в
единстве связей с окружающей
средой, постигать сущность каждой
связи и отдельного элемента,
проводить ассоциации между
Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик "входа", "процесса" и характеристик "выхода".
Сначала исследуются параметры "выхода", т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, по какой цене продавать и др. На "выходе" в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.
Этот процесс
характеризуется
Преобразованная
информация приобретает самостоятельное
существование и может