Теоретические основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Природа и сущность управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система.
2.Основные категории теории управления. Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.
3. Содержание и логика развития управления.

Содержание работы

Природа и сущность управления. ………………………………………….. 2

Управление как отношение. ………………………………………………… 5


Управление как развивающая система. ……………………………………. 5

Основные категории теории управления. …………………………………. 8
Элементы управления, процесс управления, принципы управления, тех-
нология управления, функции управления. ……………………………….. 9
Содержание и логика развития управления. ………………………………24
Список использованной литературы. ……………………………………...26

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

    В теории управления принято различать внутреннее и внешнее управление Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри нее Орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, в ее штат.

    Внешним именуют управление, при котором управляющие воздействия поступает в управляемую систему извне. В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, выделена в самостоятельный внешний орган. Лица, осуществляющие внешнее управление не включаются в штат управляемой организации, не являются ее работниками.

 

 

 

    1.  Управление как развивающаяся система.

 

    Управление может осуществляться в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления.

Система управления является формой воплощения управленческих взаимосвязей. В реальной действительности управленческая деятельность - это  функционирование системы управления.

    Система управления распределяется на подсистемы.

Первой подсистемой  является то, что обычно принято  рассматривать как собственно систему  управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции  и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему можно рассматривать как единство организации, технологии и методов  управления и назвать структурно-функциональной подсистемой системы управления (СФП). Структурно-функциональная подсистема выступает в роли костяка или "тела системы" управления. Но всякий развитый организм не эквивалентен только своему телу. Есть еще нечто исключительное, что условно можно назвать душой организма. Чем выше уровень развития организма, тем выше значимость этой подсистемы.

Вторая подсистема выполняет роль "души" системы управления. Основными частями данной системы являются следующие блоки:

-Управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления.

-Интересы и поведенческие нормативы участников управленческой деятельности.

-Информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

    Данные блоки следует принципиально отличать от первого выделенного блока управленческой идеологии, так как они служат выразителями определенных видов бытующей в обществе идеологии вообще, а не только управленческой идеологии. Все названные блоки носят ситуационный характер и находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Такая идеология сводит воедино на основе развития информационных каналов и связей цели организации, управленческую идеологию, интересы, процедуры и организацию управленческого труда. Это позволяет данную систему охарактеризовать как информационно-поведенческую подсистему системы управления (ИПП).

Реальными формами  проявления данной подсистемы являются:

-Управленческие теория и идеология.

-Формальные и неформальные отношения внутри управленческого коллектива и с представителями внешнего окружения.

-Уровень организационного развития, а также уровень развития каждого члена управленческого коллектива.

    Информированность работников, носители информации, формы взаимодействия между членами управленческого коллектива и работниками объекта управления. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации, а также в связи с заметным увеличением синергетического эффекта, получаемого от ограниченно осуществляемых действий, резко возрастает роль информационно-поведенческой подсистемы в системе управления.

    Существует несколько достаточно выраженных типов информационно-поведенческих систем.

Первый тип  характеризуется наличием формальной организации деятельности и отношений  в системе управления. Деятельность инициируется распоряжением, требует  наличия формального контроля исполнения, отношение к работе безразличное, безответственное и безынициативное. Интересы работников и их умения направлены во вне организации. Отношения между работниками по поводу работы формальные, уровень информированности невысок.

Второй тип  характеризуется наличием неспокойствия в отношениях, наличием конфликтных ситуаций, стремлением отдельных членов коллектива к внесению изменений, в основном, за счет других членов, либо не путем организационных перестроек. Здесь отсутствует безразличие, как в первом типе, но все равно доминируют собственные цели и интересы, находящиеся за пределами интересов организации. Для таких отношений характерно наличие групповщины. Официальная система информирования функционирует плохо, низок уровень доступности информации. В то же время широко практикуется неформальный сбор и распространение информации.

Третий тип  характеризуется наличием заинтересованности в конечном результате функционирования системы управления, стремлением  к получению больших результатов  за счет совершенствования внутренних отношений, развития всех членов организации  и повышения уровня совместной трудовой деятельности. Широкое распространение  имеют групповые формы совместной деятельности, однако они носят довольно формальный характер. Для этого типа характерна доброжелательность в отношениях, открытость, сотрудничество. Важной характеристикой  является появление активности, зарождения творческого отношения к работе. Осознаются роль и значимость широкой  информированности, создается атмосфера  гласности и широко распространены открытые обсуждения.

Четвертый тип  характеризуется наличием такого состояния  системы управления, при котором  складывается органичное сочетание  личных 18 интересов со стремлением  к получению высоких конечных результатов функционирования системы  управления. Для данного типа характерны ориентации на конечные результаты, самоорганизуемость и самонаправленность. Состояние отношений в системе настолько развито, что позволяет гибко адаптироваться к новым задачам и условиям. Хранение, получение необходимой информации, передача и обработка ее осуществляется с помощью быстродействующих и высокопроизводительных технических средств.

    Третьей подсистемой системы управления является подсистема саморазвития. Появление этой подсистемы отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, разработка прогрессивных целей. Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором качеств, она же имеет механизм их воспроизводства, закрепления, применения и практического воплощения. Эта подсистема может быть разделена на две части. Первая часть ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие. Она обеспечивает потребность системы управления в изменении в направлении улучшения, а также потребность в регулярном обновлении. Для данной части подсистемы характерно решение следующих задач и выполнение следующих функций:

    Разработка, введение в систему управления и постоянное поддержание должного уровня стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию.

    Постоянный анализ уровня функционирования системы управления, наличных и потенциальных возможностей, а также анализ динамики задач, стоящих перед системой управления.

    Выявление новых тенденций и направлений развития системы управления, наблюдающихся в мировой практике менеджмента, а также анализ используемых форм и методов обновления систем управления.

   Данная часть подсистемы саморазвития тесно связана с информационо-поведенческой подсистемой, ее функциональные возможности в значительной мере определяются уровнем развития ИПП.

   Вторая часть подсистемы саморазвития обеспечивает развитие системы управления. Наиболее существенными задачами, решаемыми ею, являются:

-Разработка траекторий саморазвития системы управления, включающая в себя возможности совершенствования, описания нового состояния системы, разработку процедуры и содержания перехода в новое состояние, а также определение средств обеспечения этого перехода.

-Организация перехода системы управления в новое состояние, включающая в себя составление программы перехода, распределение заданий и позиций между субъектами перехода, распределение функций координации и корректировки их деятельности в процессе перехода.

-Анализ результатов перехода, обобщение опыта работы по переходу системы в новое состояние, получение выводов по развитию системы саморазвития.

Важнейшим направлением функционирования подсистемы саморазвития является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно  возможным реальным движением системы  управления может быть только движение ее кадров: во-первых, по вертикали (должностное  движение); во-вторых, по горизонтали (смена  профиля работ и рабочего места); в-третьих, вглубь (улучшение поведения  и способностей в общении, рост позитивного  отношения к работе, повышение  квалификации).

 

 

4.Основные категории теории управления.

 

    Теорию  управления (менеджмента) принято  рассматривать как комплексную  науку или научное направление,  опирающееся на многие теоретические  и прикладные знания. Это объясняется  ограниченностью проблемы управления  и многоаспектностью управленческой  деятельности, основанной на сознательном  использовании экономических, естественно-технических  организационных, социально-психологических  законов и закономерностей, присущих  объекту управления. Теория управления, очевидно должна быть ориентирована  на решение практических задач. Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории.

    Элементами  управления как всеобщего вида  человеческой дельности являются  цель управления и способ достижения и, объект и субъект управления, взаимодействующие в определённой окружающей среде.

    Предметная  область теории управления в  широком аспекте охватывает социально-экономические,  социально-психологические и организационно-технические  категории, отражающие свойства  субъекта и объекта управления  и отношения между ними. Система  отношений конкретизируется в  виде вертикальной иерархии и  горизонтальной сети. Данные категории  - предмет исследования многих  научных дисциплин; задача теории  управления как комплексной науки  — интеграция знаний, относящихся  к управлению, с целью выработки  научных принципов и методов  эффективного управления.

    Предметом  рассмотрения теории управления  являются управленческие (организационно-управленческие, организационно экономические) отношения,  реализующиеся как информационные  связи при организации производства  и управлении им. Организационно-экономические  (и их часть — управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. И поскольку управление — производительный труд, постольку эти отношения относятся к производственным. Таким образом, отношения управления изучаются и в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека).

    Процесс управления включает сбор, переработку и передач; информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности — методы и средства; обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

    Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах деятельности: научно-технической, технологической, учетной, финансовой и др.

    Практически ценное в подходе к управлению как к процессу (кибернетический подход) заключается в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно полностью передать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, но и объединение отдельных автоматизированных элементов в  тему для принятия управленческого решения остается за человеком. Принятие решений — важная часть и теории менеджмента, и практической управленческой работы.

Информация о работе Теоретические основы управления