Теоретические основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Природа и сущность управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система.
2.Основные категории теории управления. Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.
3. Содержание и логика развития управления.

Содержание работы

Природа и сущность управления. ………………………………………….. 2

Управление как отношение. ………………………………………………… 5


Управление как развивающая система. ……………………………………. 5

Основные категории теории управления. …………………………………. 8
Элементы управления, процесс управления, принципы управления, тех-
нология управления, функции управления. ……………………………….. 9
Содержание и логика развития управления. ………………………………24
Список использованной литературы. ……………………………………...26

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

 

Научность.

 

    Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

 

Системность и комплексность.

 

    Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

 

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений.

 

    Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

 

Принцип централизации  и децентрализации.

 

    Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

    Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.

 

Принцип пропорциональности в управлении.

 

    Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы). Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

 

Принцип единства распорядительства в управлении.

 

    Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем. Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

 

Принцип экономии времени.

 

    Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

 

    Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

 

Создание  новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором  задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется  набор функций, а затем набор  производственных и управленческих звеньев и структур. В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры. В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

 

Принцип делегирования  полномочий.

 

    Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

 

Принцип обратной связи.

 

    Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

 

Принцип экономичности.

 

    Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

 

Принцип эффективности.

 

    Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

 

Принцип мотивации.

 

    Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

 

Принципы  менеджмента.

 

    Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса. Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики. К некоторым современным принципам менеджмента относят:

-ориентация на потребителя;

-ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;

-обостренное чувство ответственности за дела организации;

-ориентация на конечные результаты деятельности;

-стремление к нововведениям;

-ориентация на лидеров;

-энтузиазм персонала;

-развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

-опора на общечеловеческие ценности;

-высокие стандарты деятельности;

-опора объективные законы и реальности рыночных отношений;

-решение новых проблем новыми методами;

-возрастание роли неформальной организации.

-свобода и жесткость одновременно;

-постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;

-поступки должны быть решительными, но взвешенными;

-концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

 

 

    Технология  управления — это приемы, способы  и порядок (последовательность, регламент)  выполнения процесса управления  в целом и составляющих его  функций. В процессе любой технологии  предмет труда преобразуется  в продукт труда.

    Предмет  менеджмента как система отношений  с подчиненными и клиентурой  проявляется в общем предмете  управленческого труда — информации, обеспечивающей принятие управленческих  решений. Потому по отношению  к предмету труда технологией  управления являются совокупность  и последовательность способов  работы с информацией при осуществлении  функций управления.

    Процесс  управления, как и процесс производства, непрерывный, но с целью его  изучения выделяются этапы, связанные  с формированием и принятием  управленческих решений: подготовка  и принятие решений, руководство  исполнением решений, контроль.

    Для  субъекта управления информация  — не только предмет труда,  но одновременно и средства (знание, опыт) и продукт труда (управленческое  решение).

Кратко рассмотрим триединую (предмет, средства и продукт  труда) сущность управленческого труда. Информация — важнейшее понятие, которое расценивается как некоторое  качество, присущее всем материальным системам и отражающее разнообразие их свойств или степень упорядоченности  этих свойств. Поэтому наука об информации имеет прямое отношение ко всем видам  человеческой деятельности и явлениям любой физической природы. Обычно информация определяется как абстрактная категория, инвариантная к своему вещественно-энергетическому  носителю (сигналу), но проявляющаяся  в вещественно-энергетической форме. Это означает, что всякую информацию можно передать различными сигналами, но информация лишена самостоятельного существования, т.е. она порождается, передается и получается вещественно - энергетически. Материальными носителями информации могут быть свет, звук, бумага, магнитная лента и другие физические тела. Информация существует, если налицо три элемента: источник (объект), сигнал и получатель (приемник).

    Источники  информации и создаваемые ими  сообщения разделяются на дискретные и непрерывные. Дискретные сообщения слагаются из счетного, или конечного, множества элементов, создаваемых источником последовательно во времени. Набор элементов называется алфавитом источника, а элементы — буквами, которыми могут быть любые знаки. Непрерывные сообщения отражаются какой-либо физической величиной, изменяющейся в заданном интервале времени. Множество значений из прерывного сообщения образуют континуум — множество вещественных чисел. Носителем сообщения является сигнал — физический процесс, параметры которого несут информацию. Более общее определение: сигнал — отображение сообщения, материальный носитель информации и средство перенесения информации в пространстве и времени. Сообщение можно рассматривать как изменение физического состояния, отличающегося от других физических состояний в цепи управления, или преобразование одного сообщения в другое той же ассоциации, т.е. возникших в одной части управления.

В зависимости  от того, какому преобразованию подверглись  сообщения и насколько они  значимы для получателя, выделяют нетривиальную и тривиальную  информацию и различные виды преобразования информации: информирование, дезинформирование, псевдоинформирование и др. Образование сигнала заключается в изменении состояния объекта, обратное утверждение несправедливо: не всякое изменение состояния объекта является сигналом. Воздействие на объект и изменение его состояния приведут к образованию сигнала лишь при наличии комплекса правил образования сигнала, который принято называть кодом. Код может создаваться искусственно, а может существовать в естественном состоянии, отражая изменение объекта, создающего сигнал, который принято называть помехой. Случайно созданное состояние объекта будет восприниматься как сигнал помехи, если код помехи близок к коду полезного сигнала. Природа помех разнообразна. В экономических системах помехи связаны с искажением (преднамеренным или случайным) информации, фиксируемой на носителях информации (в документах и др.). Повышение качества информации зависит от эффективности процессов коммуникаций (форм связи, способов передачи и восприятия информации и др.) и технологии управленческого труда. Технология управления во многом определяется содержанием производства товаров и влиянием внешней среды.

    Каждый  товар имеет свой жизненный  цикл, определяемый рынком. В маркетинге  выделяют следующие этапы жизненного  цикла товара: выведение на рынок,  рост продаж (прибыли), зрелость товара  и насыщение им рынка, спад  в объеме продаж и уход с  рынка. Для разработки нового  товара также необходимо время  и выделяются соответствующие  этапы. Очевидно, что для непрерывности  производства должно соблюдаться  соответствие между жизненными  циклами товаров на рынке и  этапами разработки для их  замены новыми товарами.

Информация о работе Теоретические основы управления