Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:35, контрольная работа
Природа и сущность управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система.
2.Основные категории теории управления. Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления.
3. Содержание и логика развития управления.
Природа и сущность управления. ………………………………………….. 2
Управление как отношение. ………………………………………………… 5
Управление как развивающая система. ……………………………………. 5
Основные категории теории управления. …………………………………. 8
Элементы управления, процесс управления, принципы управления, тех-
нология управления, функции управления. ……………………………….. 9
Содержание и логика развития управления. ………………………………24
Список использованной литературы. ……………………………………...26
Научность.
Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.
Системность и комплексность.
Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.
Принцип централизации и децентрализации.
Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.
Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.
Принцип пропорциональности в управлении.
Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы). Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.
Принцип единства
распорядительства в
Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем. Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.
Принцип экономии времени.
Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.
Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур. В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры. В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.
Принцип делегирования полномочий.
Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.
Принцип обратной связи.
Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.
Принцип экономичности.
Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.
Принцип эффективности.
Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.
Принцип мотивации.
Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.
Принципы менеджмента.
Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса. Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики. К некоторым современным принципам менеджмента относят:
-ориентация на потребителя;
-ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;
-обостренное чувство ответственности за дела организации;
-ориентация на конечные результаты деятельности;
-стремление к нововведениям;
-ориентация на лидеров;
-энтузиазм персонала;
-развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;
-опора на общечеловеческие ценности;
-высокие стандарты деятельности;
-опора объективные законы и реальности рыночных отношений;
-решение новых проблем новыми методами;
-возрастание роли неформальной организации.
-свобода и жесткость одновременно;
-постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;
-поступки должны быть решительными, но взвешенными;
-концентрация своей деятельности на приоритетных программах.
Технология
управления — это приемы, способы
и порядок (последовательность, регламент)
выполнения процесса
Предмет
менеджмента как система
Процесс
управления, как и процесс производства,
непрерывный, но с целью его
изучения выделяются этапы,
Для
субъекта управления
Кратко рассмотрим
триединую (предмет, средства и продукт
труда) сущность управленческого труда.
Информация — важнейшее понятие,
которое расценивается как
Источники информации и создаваемые ими сообщения разделяются на дискретные и непрерывные. Дискретные сообщения слагаются из счетного, или конечного, множества элементов, создаваемых источником последовательно во времени. Набор элементов называется алфавитом источника, а элементы — буквами, которыми могут быть любые знаки. Непрерывные сообщения отражаются какой-либо физической величиной, изменяющейся в заданном интервале времени. Множество значений из прерывного сообщения образуют континуум — множество вещественных чисел. Носителем сообщения является сигнал — физический процесс, параметры которого несут информацию. Более общее определение: сигнал — отображение сообщения, материальный носитель информации и средство перенесения информации в пространстве и времени. Сообщение можно рассматривать как изменение физического состояния, отличающегося от других физических состояний в цепи управления, или преобразование одного сообщения в другое той же ассоциации, т.е. возникших в одной части управления.
В зависимости от того, какому преобразованию подверглись сообщения и насколько они значимы для получателя, выделяют нетривиальную и тривиальную информацию и различные виды преобразования информации: информирование, дезинформирование, псевдоинформирование и др. Образование сигнала заключается в изменении состояния объекта, обратное утверждение несправедливо: не всякое изменение состояния объекта является сигналом. Воздействие на объект и изменение его состояния приведут к образованию сигнала лишь при наличии комплекса правил образования сигнала, который принято называть кодом. Код может создаваться искусственно, а может существовать в естественном состоянии, отражая изменение объекта, создающего сигнал, который принято называть помехой. Случайно созданное состояние объекта будет восприниматься как сигнал помехи, если код помехи близок к коду полезного сигнала. Природа помех разнообразна. В экономических системах помехи связаны с искажением (преднамеренным или случайным) информации, фиксируемой на носителях информации (в документах и др.). Повышение качества информации зависит от эффективности процессов коммуникаций (форм связи, способов передачи и восприятия информации и др.) и технологии управленческого труда. Технология управления во многом определяется содержанием производства товаров и влиянием внешней среды.
Каждый
товар имеет свой жизненный
цикл, определяемый рынком. В маркетинге
выделяют следующие этапы