Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа
Особенностью современного этапа экономического развития является переход к постиндустриальной экономике, основанной на знаниях, как ведущем производственном факторе. Отличительными признаками постиндустриальной экономики являются глобализация и информатизация. На уровне отдельных отраслей постиндустриальные тенденции выражаются в возросшей изменчивости технологий в результате постоянных инноваций, в увеличении мобильности отраслевых структур, усилении внутриотраслевой интеграции и глобальной конкуренции.
В подобных условиях залогом успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе является ее способность меняться в соответствии с изменяющимися рыночными условиями, которая обеспечивается наличием управленческих механизмов, контролирующих необходимость и обеспечивающих проведение изменений. Таким механизмом является механизм поддержки инноваций.
введение
Глава1 теоретические основы внедрения нововведений
Предпосылки и условия внедрения нововведений в деятельности фирмы
Проблемы внедрения нововведений в современных условиях хозяйствования
Глава 2 Роль введения нововведений на предприятии. Туристи4еское агентство «Туральянс»
2.1 Характеристика ООО «ГАМА»
2.2Проверка и анализ эффективности условий внедрения нововведений
2.3. Рекомендации по улучшению условий внедрения инноваций в ООО «ГАМА»
2.4 Предлагаемые рекомендации
2.5 Оценка эффективности приведенных рекомендаций
Заключение
Список использованной литературы
В процессе проектно-конструкторских,
опытно-технологических работ
Основными целями фазы технологического освоения производства являются его подготовка к внедрению результатов разработок и обеспечение необходимых для этого условий. Здесь осуществляется посредственное взаимодействие науки и производства, от которого зависят темпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедрения и начало массового производства новых продуктов.
На следующей фазе происходит тиражирование новых продуктов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий заданного качества и количества. В этом состоит сущность данного этапа.
Последняя фаза жизненного цикла продукции демонстрирует стадию, когда рынок достигает насыщения, происходит снижение объемов продаж и дальнейшее обеспечение спроса на продукцию возможно благодаря применению новых технических или технологических решений с целью обновления выпускаемой продукции и закрепления положения предприятия на рынке. Изучение жизненного цикла продукции приводит к ряду выводов, которые полезно иметь в виду, определяя стратегию инновационного процесса:
- кривые изменения прибыли и объема продаж продукции демонстрируют случай успешного внедрения новшеств на рынок. После компенсации всех стартовых затрат, связанных с НИОКР, требующих больших инвестиций, рост прибыли значителен. Однако инновационный процесс характеризуется условиями неопределенности и всегда существует большой риск рыночной неудачи новшества;
- первоначальный успех зависит во многом от способности разработать действительно новый продукт, удовлетворяющий спрос рынка, тогда как последующая прибыль зависит в основном от маркетинга и уровня производства, обеспечивающего требуемый объем продаж с наименьшими затратами.
Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает различные стадии - начиная от исследования и разработки новой технической идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения, получения нового продукта его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д. На финансирование работ на данном этапе потребуется значительно больше (примерно в 6-8 раз) затрат, чем на исследования и разработки. Величина этих затрат также зависит от объемов освоения новых видов продукции. Однако инвестиции продолжают носить рисковый характер, так как реакция рынка на этом этапе еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Здесь важно помнить, что новый продукт, созданный с учетом всех достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован на рынке. Поэтому очень важен этап коммерциализации, где через маркетинг формируется спрос на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями произведенного нового продукта и определяется дальнейший ход исследований и разработок.
Все рассмотренные этапы инновационного процесса предполагают свои методы организации труда, управления, финансирования, кадрового обучения. Для уменьшения риска и обеспечения успеха предприятие должно интегрировать различные этапы инновационного процесса в единую цепь, каждое звено которой выполняет важную задачу в достижении общей цели - получения нововведения, а затем нового изделия или технологии.
Здесь особую важность приобретает стыковка звеньев, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамику всего процесса, когда результат предшествующего этапа служит основой для поступательного движения на следующий. Эти процессы сопровождаются принятием инновационных решений относительно приоритетных направлений инновационной деятельности предприятия. Причем объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры и т.д.
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.
Таким образом, отправной точкой процесса принятия инновационного
решения является формирование инновационной
цели. Инновационная цель предприятия
представляет собой желаемый результат
его деятельности, который может быть
достигнут в определенные сроки за счет
повышения инновационного потенциала
предприятия. Инновационная цель зарождается
на стадии фундаментальных разработок,
где генерируются идеи, и уточняется в
зависимости от ресурсных возможностей
предприятия, а затем реализуется в форме
проектов или программ. Инновационная
деятельность связана с привлечением
различных ресурсов, основными из которых
являются инвестиции и затраты времени
на НИОКР и технологическое освоение масштабного
производства новой продукции, особая
роль здесь принадлежит управленческому
персоналу, его способности разрабатывать
и принимать инновационные решения.
Понятийный аппарат в области инноваций начал формироваться в начале ХХ века. Принято считать, что первое наиболее полное описание инновационного процесса было сделано Й. Шумпетером. В его работе «Теория экономического развития», вышедшей в 1911 г. [100], было введено понятие «новые комбинации», которое и послужило прообразом современных определений инноваций. Под «новыми комбинациями» Й. Шумпетер понимал 5 типов изменений:
- внедрение новой техники, новых технологий;
- внедрение новой продукции;
- применение новых типов сырья;
- организационные изменения;
- выход на новые рынки сбыта.
Этот же экономист уже в 30-е годы вводит понятие «инновации» как изменения с целью внедрения новых видов продукции, применения новых средств производства, рынков сбыта и новых форм организации в промышленности.
Однако пристальное внимание большинства экономистов к данной области исследования было привлечено лишь в 60-х годах, когда проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, выдвинулись на первый план.
В настоящее время существует множество определений понятия инновация (нововведение), отражающих взгляды их авторов на данное явление.
Согласно с трактовкой, представленной в экономической энциклопедии, инновация – это новый подход к конструированию, производству, сбыту товаров, благодаря чему новатор и его компания приобретают преимущества над конкурентами.
В соответствии с законом
Украины «Об инновационной
Согласно международным стандартам статистики науки, техники и инноваций, нововведение (инновация) – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, нововведение является следствием инновационной деятельности.
Также нововведение рассматривается учеными – исследователями как:
- комплекс технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных товаров;
- результат творческой деятельности, связанной с разработкой, созданием и распространением новых видов конкурентоспособной продукции, современной технологии, внедрение новых организационных форм и методов управлении, новых экономических структур и т.д.;
- поиск, открытие, разработка, усовершенствование, освоение, коммерциализация новых процессов, продуктов, организационных структур и методов хозяйствования;
- преобразование потенциального НТП в реальный, воплощенный в новых продуктах, услугах и технологиях.
Под инновационной деятельностью понимают комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий, которые направлены на создание и внедрение инновации (проведение и приобретение научных исследований, новых технологий, производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых методов их производства, приобретение машин, оборудования, установок, других основных средств и капитальные расходы, связанные с внедрением нововведений, маркетинг, реклама и т.д.). Эти меры не всегда приводят к внедрению инноваций, но являются необходимыми для их создания. Начиная с отчета за 2007 г. к инновационной деятельности в Украине включаются исследования и разработки, которые не связаны напрямую с подготовкой конкретного нововведения.
Стоит отметить, что при определении соотношения между понятиями «инновация» и «нововведение», украинские ученые-экономисты не могут прийти к одному рациональному решению. Существует точка зрения, что понятие «нововведение» значительно уже понятия «инновация» и раскрывает только техническую сторону инновации. Широко распространено также мнение, что понятия «инновация» и «нововведение» являются синонимическими и равнозначными, поскольку они происходят от одного английского слова «innovation», т.е. «введена новация». На наш взгляд, эти понятия равнозначны, потому что существование обоих обусловлено сложностями, которые возникают при переводе экономических терминов.
Таким образом, на основании анализа имеющейся литературы и исходя из целей данной работы, под инновацией будут пониматься изменения в функционировании и развитии предприятия с целью повышения уровня реализации его функции, связанное с использованием новых для данного предприятия знаний.
Существуют различные
подходы к выделению видов
инноваций. Рассмотрим два принципиально
различных подхода к классифика
1)базисные инновации (в корне изменяющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности);
2) улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и освобождающие существенные объемы ресурсов и труда);
3) микроинновации (в незначительной степени модифицирующие процесс или продукт);
4) псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).
Во-вторых, любая инновация характеризуется определенным направлением (объектом) воздействия. Так, с точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам:
1) продуктовые инновации – применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых функций продуктов;
2) процессные инновации – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства.
По сфере воздействия инновации разделяются на:
- технологические инновации,
- экологические инновации,
- организационно-
- управленческие инновации,
- военные (военно-стратегические) инновации,
- экономические инновации,
- социально-политические инновации,
- государственно-правовые инновации,
- инновации в духовной сфере (наука, культура, образование, и т.д.).
Также можно представить еще ряд известных классификаций нововведений, (табл. 11).
Таблица 1
Типология инноваций по различным классификационным признакам
№ п/п |
Классификационный признак |
Типы (классы) инноваций |
1. |
Глубина вносимых изменений |
|
2. |
Предметное содержание |
|
3. |
Диверсификация |
|
4. |
Направленность |
|
5. |
Уровень разработки и распространения |
|
6. |
Происхождение |
|
7. |
Период реализации |
|
Информация о работе ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ