Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Поскольку культура становится определяющим фактором достижения долгосрочной эффективности организаций, необходимо, чтобы люди, на которых возлагается изучение или управление организационной культуры, умели определять ее ключевые измерения, были в состоянии разрабатывать стратегию изменения культуры и могли приступить к реализации самого процесса изменений.
Необходимо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве организаций преобладает какой-то один тип культуры или делается акцент на нескольких из четырех известных типов - опекунской, предпринимательской, бюрократической или праксиологической. Конкретные типы складываются в результате аккумулирования тех ценностей, допущении, приоритетов, которые становятся доминантными по мере того, как организация принимает вызовы внешней среды и настраивает себя на изменения.
Конечно, изменение культуры - дело трудное, требующее больших временных усилий. Постепенно приходиться обращать внимание почти на все стороны жизни организации, которые поддерживают ее существование и создают уверенность в ее соответствии предпочтительной культуре. Для успеха в деле трансформации культуры могут потребоваться изменения в структуре (архитектуре организации), символах (образах, которые подкрепляют культуру), системах (производственных, системах оценок, отбора, качества и т.д.), штате (подборе кадров и совершенствовании человеческих ресурсов), стратегии (поведенческих проявлениях видения организации), стиле лидерства (подходах и примерах, насаждаемых высшим руководством) и профессионализме менеджеров (в аспектах компетентности лиц, реализующих процесс изменений). Достижение соответствия между этими факторами является важной составляющей успешного изменения культуры.
Важно гарантировать уверенность в том, что организация с самого начала понимает характер своей нынешней культуры и отдает себе отчет, почему необходимо что-то менять. В стремлении меняться в лучшую сторону можно допустить ошибку. Не желая тратить время на формирование разделяемой всеми сотрудниками общей точки зрения на то, что они собой представляют и к чему следует идти, не добиваясь консенсуса в понимании смысла изменений и того, что они означают для организации. Поэтому остается неясным, какие изменения следует производить, что необходимо прекратить и что продолжить. Предложенная в третьей главе стратегия из шести шагов помогает преодолевать эти общие препятствия на пути совершенствования и делает управление изменением культуры более систематизированным.
Так же хотелось бы отметить, что изменение личного поведения, повышая уровень компетентности менеджеров в управленческой деятельности, помогая им становиться более эффективными в сфере становления будущей предпочтительной культуры организации, способствует более полному изменению культуры.
Введение…………………………………………………………………………...…2
1.Теоретические основы развития организационной культуры предприятия..….4
1.1 Понятие и структура организационной культуры………………………….….4
1.2 Методы организационной культуры предприятия…………………………...11
1.2.1 Методика «клинического исследования» Шейна……………………….….11
1.2.2 Методика OCAI Камерона и Куинна………………………………………..12
1.2.3 Методика OCI Кука и Лафферти……………………………………………14
1.2.4 Методика Поста и Конинга……………………………………………….....16
1.2.5 Методика OCP О,Рейлли, Чатмана и Калдвелла ………………………..…17
1.2.6 Методика OSC Гласер и Заманоу……………………………………….…..17
1.2.7 Методика « Культурное поле» Т. О. Соломанидиной………………….….18
1.2.8 Выбор методики для исследования организационной культуры……..…..19
2. Анализ организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»……………...….21
2.1 Краткая характеристика ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………………….…21
2.2 Анализ организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………..27
2.3 Основные проблемы развития организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………………………………………………………..…33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...……38
1.2.6 Методика OSC Гласер и Заманоу
Методика, предложенная американскими учеными Сьюзан Гласер и Соней Заманоу называется Organizational Culture Survey (OCS). Для анализа используется 6 параметров организационной культуры, которые включают в себя:
Каждый из этих шести параметров может быть оценен с помощью методики OCS. Вначале работников просят описать, что им понравилось в их организации, когда они только начали работать, и что повлияло на изменение их мнения в дальнейшем. Опросы проводятся с каждым работником индивидуально в отведенном месте в отведенное время. Таким образом, избегается игнорирование вопросников и большой уровень ошибок, что положительно сказывается на надежности методики. Последняя версия опросника OCS имеет 31 вопрос. Кроме этого в методику допускается добавлять к 6 используемым параметрам дополнительные, наилучшим образом характеризующие сферу деятельности конкретной организации.
1.2.7 Методика «Культурное поле» Т.О. Соломанидиной
Российский ученый Татьяна Соломанидина предлагает рассматривать «культурное поле» организации, расположив внутри окружности 4 сектора, состоящих 4 параметра, характеризующих организационную культуру. Значения каждого из параметров получаются в результате ответов работников на вопросы. Работа с полученным профилем строится аналогично прочим методикам количественного метода. В качестве параметров Соломанидина предлагает использовать следующие характеристики: лояльность, удовлетворенность работой, совпадение личных целей и ценностей с компанией, удовлетворенность стилем лидерства, социальный микроклимат, восприятие коллег, степень конфликтности в коллективе, появления взаимопомощи и взаимовыручки, обучение и коммуникации, удовлетворенность программой карьерного роста, удовлетворенность частотой общекорпоративных мероприятий, удовлетворенность существующей системой обучения, мотивированность, удовлетворенность условиями труда, удовлетворенность моральным стимулированием, удовлетворенность материальным стимулированием.
1.2.8 Выбор методики для исследования организационной культуры
Преимущества и недостатки есть у всех перечисленных методов. Так, холистический метод позволяет получить наиболее точное описание культуры организации, выявить исходные мотивы многих поступков и традиций. Однако все это требует больших затрат времени, а непосредственное участие исследователя в жизни предприятия – еще и доброжелательного отношения к идее оценки культуры со стороны работников, особенно руководителей. Хотя качественный анализ богат деталями, он имеет как минимум, две слабые стороны: атрибуты, определенные на одном этапе исследования могут оказаться ненужными на другом и второе: нельзя проследить четкую связь между атрибутами культуры и их влиянием на производительную работу организации.
С другой стороны,
количественный метод, позволяет оценить
лишь внешние проявления, зачастую
не вникая в истинные причины возникновения
соответствующей организационно
Стоит добавить, что ряд авторов, например, Т. Фицджеральд, вообще отрицают возможность оценки и изменения организационной культуры . На наш взгляд, наиболее приемлемые методики должны базироваться на эмпирических доказательствах, максимально точно учитывать подлежащую описанию реальность и допускать интеграцию и организацию в своей структуре большинства предложенной современной наукой измерений.
2. Анализ организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «КАМАЗжилбыт»
ЗАО «КАМАЗжилбыт» было создано путем учреждения на основании решения Общего собрания учредителей от 23 августа 1996 года.
Организационно-правовая форма данного предприятия - закрытое акционерное общество .
Полное фирменное наименование общества: Закрытое акционерное общество «КАМАЗжилбыт»
Сокращенное фирменное наименование общества: ЗАО «КАМАЗжилбыт».
Сфера деятельности данного предприятия:
- предоставление
оздоровительных услуг, а
- лечение, совмещенное с отдыхом в санатории - профилактории «Набережные Челны».
- оказание организациям
и населению гостиничных услуг,
Краткая характеристика деятельности ЗАО «КАМАЗжилбыт».
Оздоровительный комплекс «Саулык» за летний период принимает порядка 10000 отдыхающих, не только из города Набережные Челны, но и из разных уголков Республики Татарстан и Российской Федерации. Возраст детей принимаемых в лагеря от 7 до 15 лет включительно. Оздоровительный комплекс «Саулык» предоставляет для любителей активного отдыха в зимнее время - прогулки на лыжах, катание на коньках, бильярд, настольный теннис, терренкур, сауна, в летнее время - отдых на пляже. Имеется обширная культурно-развлекательная программа: показ кинофильмов, концерты художественной самодеятельности, дискотеки.
Имеется охраняемая автостоянка, бар. Разнообразный рацион питания, круглый год свежие овощи, фрукты, вкусные блюда из мяса, рыбы, молочные продукты.
Желающие получить лечебные процедуры могут обратиться в лечебный корпус санатория-профилактория «Набережные Челны», где можно воспользоваться услугами массажиста, принять водные процедуры (лечебные ванны, подводный душ-массаж, душ Шарко, циркулярный, восходящий душ) и др. Ежедневно работает процедурный кабинет.
Санаторий - профилакторий «Набережные Челны» специализируется на лечении и профилактике:
1. опорно-двигательного аппарата;
2. желудочно-кишечного тракта;
3. сердечно-сосудистой системы;
4. органов дыхания;
5. нервной системы;
6. урологические заболевания;
7. заболевания женских органов и мужской половой сферы;
Осуществляет лечебные программы:
1. очищение организма;
2. лечение пародонтоза;
3. восстановление после инсульта.
Гостиница «КАМАЗ» является самой гостеприимной гостиницей города Набережные Челны. Здесь могут предложить уютные номера различной категории и одновременно разместить около 500 человек. Доступные цены (номера гостиницы от 700 рублей и выше). В стоимость номера включен завтрак.
Общежития ЗАО «КАМАЗжилбыт» делятся на два вида:
1) общежития для одиноких;
2) семейные общежития.
Общежития предоставляются для временного или постоянного проживания сотрудникам ОАО «КАМАЗ». Количество человек на сегодняшний день, проживающих в общежитиях постоянно (см. табл. 2.1.1.)
Таблица 2.1.1 Количество человек, проживающих в общежитиях ЗАО «КАМАЗжилбыт» (по состоянию на март 2008 года)
Адрес |
Общежития для одиноких (чел.) |
Адрес |
Семейные общежития (чел.) |
|
Н.г. 1/14 |
220 |
Н.г. 1/07 |
780 |
|
Н.г. 1/17 |
238 |
Н.г. 1/15 |
1058 |
|
Н.г. 1/04 |
420 |
Н.г. 1/16 |
470 |
|
Н.г. 23/07 |
250 |
Н.г. 20/09 |
520 |
|
Н.г. 23/10 |
1100 |
|||
Динамика продаж
путевок и предоставленных
Таблица 2.1.2 Динамика продаж путевок и предоставленных услуг о/к «Саулык» (шт.)
квартал |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
||
I (зима) |
1500 |
2000 |
2500 |
|
II (весна) |
1000 |
800 |
1100 |
|
III (лето) |
7800 |
7500 |
8000 |
|
IV (осень) |
1200 |
1500 |
2700 |
|
Из таблицы 2.1.1. можно сделать вывод, о том, что сфера деятельности ЗАО «КАМАЗжилбыт» в области предоставления оздоровительных услуг - сезонная.
Самый большой наплыв людей летом, и это понятно, ведь основной контингент отдыхающих летом - это дети, которых родители отправляют в летние лагеря для оздоровления и отдыха, подальше от городской суеты, туда, где чистый и свежий воздух.
В зимний, весенний и осенний период оздоровительный комплекс «Саулык» сдает свои помещения в аренду для проведения праздничных торжеств, студентам для проведения совместного отдыха, а также для проведения Нового года, 23 февраля, 8 марта и других праздников.
Таблица 2.1.3 Динамика
продаж путевок и предоставленных
услуг санаторием-профилакторие
Вид путевки |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
||
Детская |
2748 |
1599 |
1903 |
|
Мать и дитя |
223 |
231 |
443 |
|
Ветераны |
5139 |
2974 |
1380 |
|
Из таблицы 2.1.3. мы наблюдаем динамику роста продаж путевок «Детские» и «Мать и дитя». А вот динамика продаж путевок «Ветераны» идет на спад, и это связано с тем, что ветеранов становится все меньше и меньше.
Динамика предоставленных услуг гостиницей «КАМАЗ» выглядит следующим образом. В 2009 году гостиница «КАМАЗ» приняла 210 человек, в 2010 - 252 человека, в 2011 - 270 человек.
Конкуренты ЗАО «КАМАЗжилбыт»:
- в сфере отдыха базы отдыха «Золотая горка», «Теремок», «Зеленая роща» и другие, находящиеся в сосновом бору (в сторону г. Елабуга);
- в сфере лечения - санаторий «Жемчужина»;
- в сфере
гостиничных услуг, такие
Миссия ЗАО «КАМАЗжилбыт» заключаются в следующем:
- Стремление
стать передовой компанией,
- Стремление
действовать оперативно и
- Стремление
к одинаково уважительному
Цель данной организации: извлечение прибыли в интересах Общества и его акционеров.
Организация ставит перед собой следующие задачи:
1. Создание условий
для дальнейшего развития
2. Реконструкция и техническое перевооружение предприятия.
3. Обучение и
повышение квалификации
Организационная
структура ЗАО «КАМАЗжилбыт» пр
Генеральный директор назначает заместителя, который отвечает за деятельность юридического и договорного отделов.
Директор оздоровительного комплекса «Саулык» ведет руководство оздоровительными лагерями «Солнечный», «Следопыт», «Крылатый», «Звездный». Его деятельность подотчетна генеральному директору.
Директор гостиниц КАМАЗ», «Набережные Челны» и общежитий руководствуется распоряжениями, приказами генерального директора.
В соответствии
с рыночной ориентацией фирмы
генеральный директор назначает
коммерческого директора, ведущего
вопросы коммерции и
Информация о работе Теоритические основы и анализ развития организационной культуры предприятия