Теоритические основы и анализ развития организационной культуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Поскольку культура становится определяющим фактором достижения долгосрочной эффективности организаций, необходимо, чтобы люди, на которых возлагается изучение или управление организационной культуры, умели определять ее ключевые измерения, были в состоянии разрабатывать стратегию изменения культуры и могли приступить к реализации самого процесса изменений.
Необходимо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве организаций преобладает какой-то один тип культуры или делается акцент на нескольких из четырех известных типов - опекунской, предпринимательской, бюрократической или праксиологической. Конкретные типы складываются в результате аккумулирования тех ценностей, допущении, приоритетов, которые становятся доминантными по мере того, как организация принимает вызовы внешней среды и настраивает себя на изменения.
Конечно, изменение культуры - дело трудное, требующее больших временных усилий. Постепенно приходиться обращать внимание почти на все стороны жизни организации, которые поддерживают ее существование и создают уверенность в ее соответствии предпочтительной культуре. Для успеха в деле трансформации культуры могут потребоваться изменения в структуре (архитектуре организации), символах (образах, которые подкрепляют культуру), системах (производственных, системах оценок, отбора, качества и т.д.), штате (подборе кадров и совершенствовании человеческих ресурсов), стратегии (поведенческих проявлениях видения организации), стиле лидерства (подходах и примерах, насаждаемых высшим руководством) и профессионализме менеджеров (в аспектах компетентности лиц, реализующих процесс изменений). Достижение соответствия между этими факторами является важной составляющей успешного изменения культуры.
Важно гарантировать уверенность в том, что организация с самого начала понимает характер своей нынешней культуры и отдает себе отчет, почему необходимо что-то менять. В стремлении меняться в лучшую сторону можно допустить ошибку. Не желая тратить время на формирование разделяемой всеми сотрудниками общей точки зрения на то, что они собой представляют и к чему следует идти, не добиваясь консенсуса в понимании смысла изменений и того, что они означают для организации. Поэтому остается неясным, какие изменения следует производить, что необходимо прекратить и что продолжить. Предложенная в третьей главе стратегия из шести шагов помогает преодолевать эти общие препятствия на пути совершенствования и делает управление изменением культуры более систематизированным.
Так же хотелось бы отметить, что изменение личного поведения, повышая уровень компетентности менеджеров в управленческой деятельности, помогая им становиться более эффективными в сфере становления будущей предпочтительной культуры организации, способствует более полному изменению культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…2
1.Теоретические основы развития организационной культуры предприятия..….4
1.1 Понятие и структура организационной культуры………………………….….4
1.2 Методы организационной культуры предприятия…………………………...11
1.2.1 Методика «клинического исследования» Шейна……………………….….11
1.2.2 Методика OCAI Камерона и Куинна………………………………………..12
1.2.3 Методика OCI Кука и Лафферти……………………………………………14
1.2.4 Методика Поста и Конинга……………………………………………….....16
1.2.5 Методика OCP О,Рейлли, Чатмана и Калдвелла ………………………..…17
1.2.6 Методика OSC Гласер и Заманоу……………………………………….…..17
1.2.7 Методика « Культурное поле» Т. О. Соломанидиной………………….….18
1.2.8 Выбор методики для исследования организационной культуры……..…..19
2. Анализ организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»……………...….21
2.1 Краткая характеристика ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………………….…21
2.2 Анализ организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………..27
2.3 Основные проблемы развития организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………………………………………………………..…33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...……38

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Главный бухгалтер  ведет деятельность по составлению  документальных отчетов фирмы. Его  деятельность подотчетна генеральному директору.

Структура персонала  ЗАО «КАМАЗжилбыт»

Мужчин в  ЗАО «КАМАЗжилбыт» - 47%, что составляет 364 человека, женщин - 53%, что составляет 411 человек. Средне списочная численность  работников - 775 чел. (100%). Самому молодому сотруднику 17 лет, самому взрослому 60 лет.

50% персонала  фирмы имеют высшее образование  и работают по специальности; 20% персонала фирмы также имеют  высшее образование, но работают  не по своей специальности; 30% персонала фирмы имеют только  техническое образование. 

Структура персонала  «КАМАЗжилбыт» по возрасту

Большинство сотрудников ЗАО «КАМАЗжилбыт» находятся в активном трудовом возрасте от 20 до 50 лет. Остальные 14 % находятся в предпенсионном возрасте.

Соотношение численности  персонала по категориям функционального  разделения труда:

а) управленческий персонал (генеральный директор, зам. генерального директора, директор о/к «Саулык», директор гостиниц и общежитий, коммерческий директор, главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, начальники отделов и др.) - 20%,

б) основной персонал (работники, занятые обслуживанием клиентов) - 52%,

в) вспомогательный  персонал (обеспечивающий обслуживание управленческого и основного  персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно-гигиеническое  состояние организации) - 28%.

На основе статистических данных, хранящихся в отделе кадров, рассмотрим текучесть кадров в некоторых отделах (бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, договорной отдел, отдел коммерции и маркетинга, отдел продаж; всего 37 человек) за последние три года (2009-20011гг.) (см. табл. 2.1.4.).

Таблица 2.1.4 Текучесть кадров в ЗАО «КАМАЗжилбыт» (%)

 

Отдел

Уволилось (%)

Принято (%)

 
 

2009

2010

2011

2009

2010

2011

 

Бухгалтерия (8 человек)

3

8

11

3

5

11

 

Отдел кадров (8 человек)

8

11

16

5

8

16

 

Юридический отдел (5 человек)

3

3

8

0

0

13

 

Договорной отдел (5 человек)

5

0

3

0

3

3

 

Отдел коммерции и  маркетинга (5 человек)

3

5

3

3

5

3

 

Отдел продаж (6 человек)

5

0

5

3

3

5

 

Итого: 37 человек 

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 
               

Из таблицы 2.1.4. видно, что в отделах прослеживается высокая текучесть кадров. Сами сотрудники это объясняют тем, что в межличностных отношениях персонала часто возникают конфликты, которые приводят к увольнению.

Таким образом, в данном параграфе автором была рассмотрена сфера деятельности ЗАО «КАМАЗжилбыт», дана краткая характеристика его деятельности, а также были рассмотрены миссия, цель, организационная структура предприятия.

 

2.2 Анализ организационной  культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»

Рассмотрев функции и элементы организационной культуры, отмечено, что к сильным сторонам в ЗАО «КАМАЗжилбыт» можно отнести:

1. Архитектура  зданий детских лагерей, санатория-профилактория,  гостиницы, общежитий ЗАО «КАМАЗжилбыт»  соответствует Градостроительному  кодексу Российской Федерации  (2), Федеральному закону от 17 ноября 1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» .

Строительство зданий и сооружений в городе, вдоль  общегородских магистралей велось по индивидуальным проектам с учетом накопленного передового опыта в  области архитектуры, с применением современных, качественных отделочных материалов, исключив использование силикатного кирпича в отделке фасадов.

При ремонте  фасадов зданий ЗАО «КАМАЗжилбыт»  принимались во внимание успехи, достигнутые  в преобразовании архитектурного облика Набережных Челнов, в целях дальнейшего его улучшения и сохранения самобытности.

2. Место расположения. Оздоровительный комплекс «Саулык»  расположен в экологически чистом  лесном массиве на территории  национального парка «Нижняя  Кама» на берегу реки Кама.

Санаторий-профилакторий «Набережные Челны» расположен в лесной полосе города с мягким климатом.

Гостиница «КАМАЗ»  расположена в центральной части  города, вблизи основных деловых, коммерческих, торговых, развлекательных центров. 

Общежития ЗАО  «КАМАЗжилбыт» расположены в конце города. Такое расположение общежитий не случайно. Так как общежития предоставляются в большей степени работникам ЗАО «КАМАЗ», которое находится в конце города, то и общежития расположены для удобства работников в конце города.

3. Интерьер ЗАО  «КАМАЗжилбыт». Внутренние помещения оформлены в современном стиле, которые позволяют создать впечатление как о прогрессивной, современной фирме, стремящейся к дальнейшему развитию, настраивает на эффективную работу и позволяет создать положительный образ в глазах своих реальных и потенциальных клиентов. На служебной площади соблюдается чистота. Стиль помещений соответствует функциям, и согласовываться с общим стилем - например, вся мебель в единой цветовой гамме. Кабинет дирекции выдержан в общем стиле организации и отличается только табличкой на двери. Двери в помещения снабжены функциональными табличками, выполненными в едином стиле.

4. Организация  и оснащение рабочих мест спроектированы  с учетом профессии, числа исполнителей, уровня специализации, количества  обслуживаемого оборудования и т.д. Так, например, в санатории-профилактории «Набережные Челны» состав и площадь помещений вновь строящихся и реконструированных отделений, кабинетов электро- и светолечения, требования к вентиляции, отоплению, кондиционированию воздуха, газоснабжению, освещению помещений соответствуют действующим строительным нормам и правилам.

При проектировании организации труда учитываются  требования по рациональным режимам  труда и отдыха. Исходя из особенностей технологии и организации труда, с учетом закономерностей изменения работоспособности человека в различных трудовых условиях, половозрастного состава работающих устанавливаются внутрисменные, суточные режимы труда и отдыха, соответствующие графики сменности.

5. Наличие парковок  для персонала, имеющего автотранспорт.

6. Наличие определенных  элементов фирменного стиля: 

- существование  логотипа, который присутствует  на документации,

- для работников  заказывают спецодежду с логотипом  компании,

- выпускают  рекламные буклеты, ручки, пакеты, кружки.

Для клиентов в  офисе отдела продаж висит информационный стенд, где предоставлена необходимая  информация об услугах по отдыху и  оздоровлению, а также прайсы на оказываемые услуги, информация о  различных промоакциях и правах потребителей.

7. Наличие системы переобучения сотрудников. Она имеет самое непосредственное отношение к формированию организационной культуры. Чем выше образовательный уровень работников, тем более осознанно они подходят к ценностям организационной культуры, глубже осмысливают их.

Особое внимание уделяется вопросу повышения  профессионального и образовательного уровня сотрудников. Система обучения и повышения квалификации сложилась  и функционирует достаточно продолжительное  время. Она включает:

- получение  за счет предприятия высшего образования,

- посещение  курсов повышения квалификации,

- участие в  семинарах, в том числе поездки  для участия в семинарах в  другие города.

Количество  работников ЗАО «КАМАЗжилбыт», повысивших уровень образования представлен в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 Обучение сотрудников ЗАО «КАМАЗжилбыт» за 2009 20211 гг. (чел.)

 

Виды повышения квалификации

Годы

 
 

2009

2010

2011

 
 

Управ

персонал.

Основ.

персонал.

Вспом.

перс-нал

Управ.

персонал.

Осн.

персонал

Вспом

персонал

Упр.

персонал

Осн.

перс.

Вспом.

персонал

Всего

 

Высшее образование

2

4

1

3

4

1

2

7

1

25

 

Курсы повыш. квалификации

3

5

3

4

7

6

5

12

6

51

 

Участие в Семинарах

-

3

-

2

4

-

2

6

-

17

 
                       

Это вызывает положительный  отклик у персонала и подтверждается результатами опроса, 27% работников продолжают работать в ЗАО «КАМАЗжилбыт», потому что им оплачивают обучение, либо они рассчитывают в будущем на оплату обучения в институтах. 47% основного персонала и 24% управленческого персонала имеют возможность за счет предприятия получить дополнительное (второе высшее или последующее) образование, повышать квалификацию, участвовать в различных семинарах.

8. Также к  положительным моментам организационной  культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт», можно  отнести существование, достаточно  длительное время, определенных традиций.

- традиция отмечать  день создания предприятия (дарили  сотрудникам подарки, например, кружки  с логотипом организации),

- на юбилей  фирмы для «ветеранов» организации  проводились вечера отдыха,

- празднование  дней рождений сотрудников (цветы, подарки, добрые пожелания),

- собрания перед  Новым годом с поздравлениями  и кратким отчетом руководства  о проделанной работе, достижениях  и неудачах за прошедший год.

- поздравление  и вручение работникам символических  подарков 8 марта, 23 февраля.

Положительный отклик вызвало появление нового ритуала - достаточно шумное празднование работниками отдела продаж «сотого клиента», то есть продажа недавно поступившим на работу менеджером путевок в количестве 100 штук.

При рождении ребенка, сверх положенного по закону, выплачивается единовременное материальное пособие.

В течение 2010-2011 годов особо отличившимся работникам и их семьям, была предоставлена возможность отдохнуть и полечиться в оздоровительных комплексах «Саулык», санатории-профилактории «Набережные Челны».

9. Положительной  стороной организационной культуры  является четко сформулированная  миссия организации. Миссия ЗАО  «КАМАЗжилбыт» прописана на фирменных  бланках организации, помещенных  в рамочку и размещенных на  видном месте всех рабочих  кабинетов. Также знакомство с миссией организации происходит при приеме на работу. В первый рабочий день новому сотруднику дают ознакомиться не только с должностными инструкциями, но и рассказывают ему о миссии организации. Таким образом, представление о миссии организации имеют все, будь то управленческий, основной или вспомогательный персонал. Нет ни одного человека, который не имел бы четкого представления об этом элементе.

10. Следующим  элементом являются нормы или  правила поведения. В письменно  закрепленных нормах поведения (различных кодексах, декларациях) пропагандируется определенный идеальный образ работника, то, к чему должны все стремиться.

Письменно закрепленными  правилами в ЗАО «КАМАЗжилбыт»  являются:

- «Распорядок  дня», в котором указывается: в  какое время необходимо приступить к работе, время перерыва, обеда и окончания рабочего времени;

- «Правила по  технике безопасности», являющиеся  типовыми;

- «Должностные  инструкции».

11. Еще одним,  очень наглядным элементом организационной  культуры, являются легенды. Легенды отражают историю. Они имеют в своей основе изменения, происходящие на предприятии, в закодированной форме передают унаследованные ценностные ориентации. В ЗАО «КАМАЗжилбыт» ходит немало различного рода легенд, среди которых главное место занимает руководитель организации. Именно его действия в большей части определяет содержание остальных легенд: о причинах увольнения, о возможности карьерного роста и т.д. Это подтверждается результатами анкетирования.

При рассмотрении результатов анкетирования видно, что 44% сотрудников управленческого персонала слышали легенды о руководителе предприятия, 18% - о руководителе отдела, 15% - об удачной карьере коллеги, 17% - о неудачной карьере, и 14% - об увольнении.

47% сотрудников  основного персонала слышали  легенды о руководителе предприятия, 25 % - о руководителе отдела, 14% - об удачной карьере коллеги, 12% - о неудачной карьере коллеги и 17% слышали легенды о причинах увольнении.

50% сотрудников  вспомогательного персонала слышали  легенды о руководителе предприятия, 15% - о руководителе отдела, 10% - об удачной карьере коллеги, 5% - о неудачной карьере коллеги и 20% слышали легенды о причинах увольнении.

 

 

 

2.3 Основные  проблемы развития организационной  культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт»

По результатам  исследования организационной культуры ЗАО «КАМАЗжилбыт» можно сделать выводы, что есть некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится (см. табл. 2.3.1).

Таблица 2.3.1 Положительные  и отрицательные стороны организационной  культуры ЗАО «КАМАЗжилдбыт»

 

№ п/п

Положительные стороны

Отрицательные стороны

 

1

2

3

 

1

Архитектура зданий детских лагерей, санатория-профилактория, гостиницы, общежитий ЗАО «КАМАЗжилбыт» соответствует законодательству РФ

Отсутствие четко поставленной цели организации

 

2

Удобное место расположения

Отсутствие корпоративного кодекса

 

3

Интерьер ЗАО «КАМАЗжилбыт» оформлен в современном стиле

Неудовлетворенность работников своей заработной платой

 

4

Организация и оснащение  рабочих мест спроектированы с учетом профессии, числа исполнителей, уровня специализа-ции, количества обслуживаемого оборудования и т.д.

Существуют различия между ценностями управленческого, основно-го и вспомогательного персонала

 

5

Наличие парковок для  персонала, имеющего автотранспорт.

Оценка морально-психологического климата не очень положительная

 

6

Наличие определенных элементов фирменного стиля: логотипа, спец-одежды, рекламных буклетов и др.

Не все работники (только приближен-ные генерального директора) обладают символами могущества организации (пользуются служебным автотранс-портом, оплачиваемой сотовой связью, отпуском и.др.)

 

7

Наличие системы переобучения сотрудников.

Многие из персонала  считают, что в организации нет  традиций

 

8

Существование, достаточно длительное время, определенных традиций

Нет новых обрядов  или ритуалов

 

9

Существование четко  сформулированной миссии организации

Авторитарный стиль  руководства

 

10

Существование норм и  правил поведения.

   

11

Существование легенд и  мифов

   
       

Информация о работе Теоритические основы и анализ развития организационной культуры предприятия