Теория мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и проанализировать применение теории мотивирования сотрудников на примере ЗАО СК «ГорСтрой
Задачи:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
- произвести анализ мотивирования персонала в организации;
- разработать рекомендации для мотивирования персонала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теории мотивации
1.1. Природа, сущность мотивации
1.2. Содержательные теории мотивации
1.2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу
1.2.2. Теория ERG Альдерфера
1.2.3. Теория Дэвида МакКлеланда
1.2.4. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
1.2.5. Обобщенный взгляд на содержательные теории мотивации
1.3. Процессуальные теории мотивации
1.3.1. Теория ожиданий
1.3.2. Теория справедливости
1.3.3. Модель Портера-Лоулера
Глава 2. Анализ условий трудовой мотивации в ЗАО СК «ГорСтрой»
2.1. Общая характеристика фирмы
2.2. Анализ мотивации согласно содержательным теориям
2.3. Анализ мотивации согласно процессуальным теориям
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению уровня трудовой мотивации в ЗАО СК «ГорСтрой»
3.1. Планирование карьерного роста персонала
3.2 Улучшения параметров работы с помощью мотивации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Теории мотивации                                                                                 6

    1. Природа, сущность мотивации                                                                    6
    2. Содержательные теории мотивации                                                           6
      1. Теория иерархии потребностей Маслоу                                                     9
      2. Теория ERG Альдерфера                                                                              9
      3. Теория Дэвида МакКлеланда                                                                     12
      4. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга                                          13
      5. Обобщенный взгляд на содержательные теории мотивации                  14
    3. Процессуальные теории мотивации                                                          17
      1. Теория ожиданий                                                                                         17
      2. Теория справедливости                                                                               19
      3. Модель Портера-Лоулера                                                                           20

Глава 2. Анализ условий трудовой мотивации  в ЗАО СК «ГорСтрой»   21

2.1.  Общая характеристика фирмы                                                              21

2.2.  Анализ  мотивации согласно содержательным  теориям                       21

2.3. Анализ мотивации согласно процессуальным теориям                             24

Глава 3. Разработка мероприятий по повышению уровня трудовой мотивации в ЗАО СК «ГорСтрой»                                                                  24

3.1. Планирование карьерного роста персонала                                                 24

3.2 Улучшения параметров работы с помощью мотивации                             28

Заключение                                                                                                           35

Список  использованной литературы                                                              37

 

 

 

 

 

 

Введение

   Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся человеческих ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.    Особенностью управления человеческими ресурсами и переходе к рынку является  возрастающая роль личности работника. Соответственно  и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.      Между тем, определенной картины  о  соотношении отдельных аспектов мотивационной  сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

   Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение авторов к теме внутрифирменной мотивации персонала особенно актуальным.

   Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности  во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Определенную помощь в изучении структуры стимулов и мотивов  персонала руководителям могут оказать проводимые  социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.

   Управление человеческими ресурсами включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.      Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей. Эволюция применения различных моделей мотивации показала, как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели мотивирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности. Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.

   Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и проанализировать применение теории мотивирования сотрудников на примере ЗАО СК «ГорСтрой

   Задачи:

- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;

- произвести  анализ  мотивирования персонала в организации;

- разработать рекомендации для мотивирования персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                               

 

 

 

 

Глава 1. Теории мотивации

1.1. Природа и сущность мотивации 

 Относительно сущности понятия мотивации труда существуют различные мнения, поскольку проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие свое внимание на различных аспектах этого вопроса.

   Мотивация – это:

- совокупность доводов, мотивов в пользу чего-либо;

- мотивировка. (Словарь современного русского литературного языка. Т. 6 Л-М, - Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР, 1957. – С. 1295);

- состояние предрасположенности или готовности, склонности действовать (поступать) определенным образом. В основе поведения человека значительное место занимают ориентации личности, под которыми в социологии понимаются устойчивые установки на те или иные социальные ценности (Словарь-справочник менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1996. – С.270);

- использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью, побуждающих человека к активности и производительности труда, включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты (Словарь-справочник менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1996. – С. 271);

- побуждение человека, социальной группы к активной деятельности, указывает на причины и механизмы социальных действий, поведения людей, направленные на достижение целей. Побудительные силы человека – его потребности, интересы, инстинкты (Социальное управление: Словарь / Под ред. П.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 89);

- процесс стимулирования самого себя или других на достижение индивидуальных или общих целей организации (Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф.Рябовой. – М.: Война и мир, 1996. – С.157);

- совокупность мотивов поведения и деятельности, процесс стимулирования человеком (работником) самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации (Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под общ. ред. В.М. Анисимова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 159);

- действие любых стимулов, как внешних, так и внутренних, способных вызвать или активизировать поведение. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы (Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. – С. 159);

- 1) совокупность устойчивых мотивов, конкретно опредмеченных в предшествующем жизненном опыте человека его определенных потребностей; 2) процесс актуализации какого-либо мотива и его функционирования – внутренний психологический процесс, непосредственно вызывающий её активацию и ориентацию (Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. – М.: Институт новой экономики, 1997. – С.344);

- побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия,  направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей (Золотарев В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. – Минск: Полымя, 1997. – 242);

- побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности (Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. – Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – С.197);

- внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких - либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1996. – С.194-195);

   Можно выделить ключевые моменты каждого варианта трактовки этого понятия. Мотивация – это:

- использование мотивов поведения;

- побуждение к активной деятельности;

- процесс стимулирования, действие любых стимулов;

- состояние предрасположенности и готовности;

- совокупность устойчивых мотивов;

- совокупность внутренних стимулов.

  Первый этап и движущая сила процесса мотивации труда – формирование потребности. Потребности являются источником активности человека. Они могут быть самыми разнообразными это - потребность в пище, материальное вознаграждение, иметь социальный статус, место, роль в обществе, потребность реализовать свои способности, потребность в безопасности, потребность в знаниях, потребность получить одобрение и признание за выполненную работу, потребность работать и так далее.

   Потребности настолько же разнообразны, как и сами люди. То, в чём человек испытывает нужду, зависит от уровня его развития. Потребности имеют тенденцию развиваться.

   Формой реализации потребности является интерес, то есть конкретная форма, в которой может выражаться потребность (деньги, звание, одобрение, новая должность и т.д.). Этот этап процесса мотивации совпадает с этапом психологического объяснения процесса удовлетворения потребности. Интерес может быть материальным (в виде заработной платы, премии, путевки в санаторий и т.д.) или моральным (в форме благодарности, занесенной в трудовую книжку, фотографии на доске почета, устной благодарности). Интерес может сочетать элементы материального и морального свойства.

   Следующий самый сложный и важный этап процесса мотивации - формирование мотива какой - либо деятельности. Сам по себе интерес не может быть силой, способной заставить человека работать, если нет возможности его реализовать.  Немаловажное, а иногда и ключевое значение в процессе мотивации занимает стимул. Словарь иностранных слов трактует это понятие следующим образом:

   «Стимул (лат. stimulus) – побуждение к действию, побудительная причина». Таким образом, стимул – внешняя побудительная причина к какой - либо деятельности, не зависящая от работника. Задача менеджера – создать такие условия труда, чтобы стимул был направлен на возникновение мотива, т.е. внутреннего, субъективно значимого и отвечающего потребностям субъекта трудовой деятельности стимула.

1.2. Содержательные  теории мотивации

   Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. В этих теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивациями этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.

Информация о работе Теория мотивации