Теория мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и проанализировать применение теории мотивирования сотрудников на примере ЗАО СК «ГорСтрой
Задачи:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
- произвести анализ мотивирования персонала в организации;
- разработать рекомендации для мотивирования персонала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теории мотивации
1.1. Природа, сущность мотивации
1.2. Содержательные теории мотивации
1.2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу
1.2.2. Теория ERG Альдерфера
1.2.3. Теория Дэвида МакКлеланда
1.2.4. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
1.2.5. Обобщенный взгляд на содержательные теории мотивации
1.3. Процессуальные теории мотивации
1.3.1. Теория ожиданий
1.3.2. Теория справедливости
1.3.3. Модель Портера-Лоулера
Глава 2. Анализ условий трудовой мотивации в ЗАО СК «ГорСтрой»
2.1. Общая характеристика фирмы
2.2. Анализ мотивации согласно содержательным теориям
2.3. Анализ мотивации согласно процессуальным теориям
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению уровня трудовой мотивации в ЗАО СК «ГорСтрой»
3.1. Планирование карьерного роста персонала
3.2 Улучшения параметров работы с помощью мотивации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

1.2.1. Теория иерархии потребностей  Маслоу

   Широко известная и признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

  • Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
  • Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть соединены в отдельные группы.
  • Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
  • Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
  • Если одна потребность удовлетворяется, то на её место выходит другая неудовлетворённая потребность.
  • Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

   Маслоу полагал, что потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности;
  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем;
  3. Социальные потребности;
  4. Потребности в уважении;
  5. Потребности самовыражения.

   По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис.1.

Рис.1.

   Маслоу считал, что человеческие потребности растут и удовлетворяются постепенно. Другими словами, только после того, как человек покончил с некими базовыми нуждами, он способен поставить перед собой цели более высокого порядка.

   Важнейшими среди базовых нужд являются потребности, обеспечивающие физическое существование человека: потребность в пище и воде, тепле, отдыхе и крыши над головой. Следовательно, работники должны иметь возможность за счёт своего труда обеспечить удовлетворение этих нужд. Вслед за ними приходят потребности в безопасности и защищенности: от потребности в обеспечении безопасности их туда (которая гораздо труднее удовлетворяется, чем возникает) до потребности в здравоохранении (в настоящее время обеспечение охраны здоровья трудящихся является одной из главных обязанностей работодателя).

   Вслед за этим Маслоу перечисляет «социальные» потребности: все, что связано с общественным характером человеческой жизни и деятельности. Профессиональная среда одновременно является и сферой социальной – у многих большая часть личностных контактов происходит на работе. Отсюда вырастает и следующий уровень иерархии человеческих потребностей – потребность в признании, которая среди прочего включает в себя и признание в профессиональной сфере, чувство уверенности в себе, чувство самореализованности и уверенный взгляд в будущее – надежду ещё более полно реализовать заложенный в нас природой потенциал и оттого стать счастливее, чем теперь.

   Устанавливаемая этой теорией иерархическая структура человеческих потребностей является важной для понимания процесса мотивации. Она утверждает, что мотивационные стимулы действенны только в том случае, если они соответствуют описанной иерархии потребностей. Иными словами стимул окажется неэффективным, если у человека остаются нереализованными потребности, более низкого уровня, чем тот, на который направлен этот стимул. Не имеет смысла убеждать людей в том, как почетна и ответственна их работа, если заработной платы не хватает на самое необходимое для жизни.

   А. Маслоу предостерегал против заблуждения относительно того, что новые потребности возникают только после полного удовлетворения предшествующих. Учёный считал, что потребности нормальных людей в одно и то же время являются частично удовлетворенными и частично ненасыщенными. Таким образом, более точное описание иерархии состоит в определении степени удовлетворения потребностей на её уровнях.

   Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории  и практики современного управления.

1.2.3. Теория ERG Альдерфера

   Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы.    Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:

- потребности существования;

- потребности связи;

- потребности роста.

  Потребности существования - отражает индивидуальные требования человека к обмену энергией с её источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний. Так, чувства голода и жажды отражают недостаток средств существования. Зарплата и различные рода выгоды представляют собой способы удовлетворения посредством процесса получения их достаточного количества материальных требований.

   Потребности взаимосвязей -  включают отношения с другими индивидами и группами – членами семьи, коллегами, начальниками, подчиненными, постоянными клиентами и т.д. Человек удовлетворяет потребности взаимосвязей, когда он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами.

   Потребности роста - побуждают индивида к творчеству или взаимодействиям по отношению к самому себе или внешней среде. Удовлетворить их позволяет предполагающее использование всех имеющихся у человека навыков практическое решение проблемы.

   К. Альдерфер показал, что его формулировка отличается от определений Маслоу. Исследователь высказал предположение, что выделенные им группы потребностей испытывает каждый человек, хотя  и в различной степени. Альдерфер подчеркивал отсутствие иерархической структуры потребностей, но указывает, что удовлетворение потребностей низшего уровня оказывает воздействие на желание высшего уровня, и наоборот.

   Основное отличие от концепции А. Маслоу – отказ от идеи иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой в случае неудовлетворения потребностей высокого уровня на первый план выходят нужды более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела.

   Ценность концепций А. Маслоу и К. Альдерфера состоит в том, что они инициировали пересмотр предшествующих теоретических воззрений и выдвинули гипотезы о возможности удовлетворения работающим в организации индивида комплекса потребностей.

1.2.4. Теория Дэвида МакКлеланда

   Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, Дэвид МакКлеланд и его коллеги выделили три категории человеческих потребностей.

  • Потребности присоединения.
  • Потребность власти.
  • Потребность достижения.

   Потребность присоединения (соучастия). Потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому - то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.

   Потребность власти. Потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведения других людей.

   Потребность достижения. Потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, что они могут достичь и что они могут сделать.

   Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлеланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимодействия.

1.2.5. Двухфакторная теория Фредерика  Герцберга

   Герцберг выделил две категории мотивационных факторов. Факторы первой категории он назвал «гигиеническими» – они заставляют людей отвлекаться от трудового процесса, создавая им трудности. Вторую категорию факторов он назвал «мотиваторами» – сюда вошло все то, что поднимает настроение работника и облегчает трудовой процесс.

   Факторы неудовлетворенности (гигиенические факторы), расположенные по степени силы их воздействия:

- политика руководства и административные методы;

- контроль над работником;

- условия труда;

- зарплата;

- отношения с сослуживцами;

- личная жизнь (и влияние на неё работы);

- статус работника;

- чувство безопасности.

   Все это внешние факторы, поэтому иногда их относят к так называемым «средовым» факторам. Их влияние на процесс мотивации чрезвычайно велик, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Понятно, что когда дела у компании идут хорошо и условия труда удовлетворяют работника, создание позитивной мотивации упрощается и обратно.

   Факторы удовлетворенности («мотиваторы») – ключевые факторы, создающие позитивную мотивацию. Они перечислены в порядке их значимости:

- личные достижения;

- признание заслуг;

- работа сама по себе;

- ответственность;

- продвижение по службе;

- профессиональный рост.

   Тот или иной фактор в зависимости от личных качеств в большей или меньшей степени влияет на конкретного работника, создавая положительную мотивацию.

Обобщенный  взгляд на содержательные теории мотивации.  

   Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теории имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности располагаются иерархически и восхождение по ним идет сверху вверх. В теории Альдерфа также имеется определенная иерархия. Однако эта теория говорит о том, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. МакКлеланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывая на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

   В учебнике О.С. Виханского, А.И. Наумова «Менеджмент» приводится таблица «Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации».

Таблица 1

Теория  Маслоу

Теория  Альдерфера

Потребность самовыражения

Потребность роста

Потребность признания  и самоутверждения

Потребность связи

Потребность принадлежности и причастности

Потребность существования

Потребность безопасности

 

Физиологические потребности

 

Теория  МакКлеланда

Теория  Герцберга

Потребность достижения

Мотивирующие  факторы

Потребность властвования

Факторы здоровья

Потребность соучастия

 

 

1.3. Процессуальные  теории мотивации

   В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного им типа поведения.

   Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

1.3.1. Теория ожиданий

   Приверженцы теории ожиданий утверждают, что уровень мотивации сотрудников зависит от представлений индивидов относительно своих способностей к выполнению тех или иных задач и получению желаемого вознаграждения. Большой вклад в развитие теории внесли Виктор Врум и другие ученые.

   В самом обобщённом виде теорию ожидания можно сформулировать, как учение описывающее зависимость мотивации от двух моментов:

- как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности;

- как много усилий он готов затрачивать для этого.

   При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей.

   Ожидания в отношении затрат труда – результатов  (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, менеджер по продажам может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объём продаж возрастет на 15%. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно, теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

Информация о работе Теория мотивации