Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Marina_Afanasyeva1.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория оптимального управления.

Анализ концепции и стратегии развития региона

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..……..…...3

Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5

1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5

1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9

1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11

Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….

2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15

2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28

2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36

Заключение………………………………………………………………...……..43

Список литературы………………………………………………………………45

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы состоит в том, что в современной России наиболее острой проблемой является достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль, несомненно, принадлежит регионам.

Современный регион – это регион, четко осознающий свои цели и имеющий стратегию развития, которая позволит их достичь. В связи с этим вопросы стратегического развития и актуализация основных направлений развития регионов являются одними из наиболее актуальных в деятельности региональных органов власти. Эффективная стратегия, отвечающая на вызовы, стоящие перед регионом, и содержащая проекты и мероприятия, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие и повышение благосостояния жителей, – неотъемлемый инструмент регионального управления.

Цель комплексного развития региона: обеспечение сбалансированного размещения перспективных федеральных и региональных объектов, объектов бизнеса, производства, жилой застройки и рекреации, определение оптимальных параметров, ведущих к повышению комфорта и качества жизни населения на территориях комплексного развития в соответствии с прогнозируемым уровнем социально-экономического развития.

Развитие региона невозможно без выработки концепции.

Концепция является теоретическим документом, представляющим достаточно подробную и обстоятельную модель регионального развития с позиции управления региональным развитием.

Концепция управления социально-экономическим развитием региона представляет собой комплекс мероприятий по эффективному управлению и контролю за экономическим и социальным направлениями в развитии региональных образований, который способствует разработке программ их дальнейшего функционирования.

Основная цель формирования концепции управления социально- экономическим развитием региона заключается в создании взаимосвязанных механизмов управления, гибко реагирующих на различные изменения в экономической и социальной сферах региона.

Все вышеизложенное определило актуальность данной темы работы.

Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;

– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;

– изучить стратегические цели и задачи развития региона;

 

– провести анализ концепции и стратегии развития региона на примере

Ивановской области;

– сформировать концепцию управления социально - экономическим развитием Ивановской области;

– рассмотреть мероприятия по эффективному управлению и контролю за экономическими и социальными направлениями развития региона.

Предметом исследования - анализ концепции и стратегии развития региона.

Объектом исследования – регион Ивановская область.

Информационной базой для написания работы послужили данные Минэкономразвития, статистические сборники, материалы, опубликованные в средствах массовой информации, а также труды отечественных ученых.

Структура курсовой работы  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона

 

1.1. Сущность концепции социально-экономического развития региона

Основная цель формирования концепции управления социально- экономическим развитием региона заключается в создании взаимосвязанных механизмов управления, гибко реагирующих на различные изменения в экономической и социальной сферах региона [5,с.39-41].

Полномочия по организации и созданию программ, планов и концепций социально-экономического развития региона закреплены ст. 17 п. 6 Федерального закона № 131-ФЗ. В соответствии с Указом Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» определяется основная задача региональных органов власти по обеспечению решения вопросов, связанных с обслуживанием населения и достижением социальной и политической стабильности в регионе с помощью согласованных действий органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления.

Важную роль при создании концепции играет принцип дополнительности, который предусматривает возложение на органы местного самоуправления такого объема полномочий, который они смогут выполнить [7, с.87].

В концепции закладывается основная идея социально-экономической эволюции территории. Идея неразрывно связана с идеалом как высшей целью развития страны и отдельных территорий, ориентиром региональной стратегии и политики. Научно обоснованные концепции могут стать своеобразно идеологией жизнедеятельности людей. Они отражают цели, общие параметры, структурные пропорции, возможные направления для скорейшего достижения долгосрочных целей. Концептуальные идеи реально воплощаются в жизнь при условии отражения в них чаяний и надежд населения. Они являются основой для разработки стратегических планов, целевых комплексных и функционально-структурированных программ [6, с.117].

Концепция управления социально-экономическим развитием региона представляет собой комплекс мероприятий по эффективному управлению и контролю за экономическим и социальным направлениями в развитии региональных образований, который способствует разработке программ их дальнейшего функционирования.

Ведущей целью регионального развития признать социально-экологическую, обеспечивающую всестороннее развитие личности и сбалансированность все сфер человеческого бытия.

Признание относительной самостоятельности социальных, духовных, национальных, экономических и иных интересов региона.

В регионе любого таксономического ранга следует создать такую систему элективного хозяйствования, которая обеспечила бы совершенствование материальных, социальных и экологических условий жизнедеятельности населения.

В условиях рыночной системы хозяйствования, когда функционирование региона в пространстве и времени характеризуется все большей открытостью, более высоким становится уровень  стохастичности, неопределенности развития.

Долгосрочная концепция развития регионов характеризуется четкой целевой направленностью на решение социально-экономических и экологических проблем. В ней воплощаются все территориальные исследования, включая отраслевые и локальные. На основе согласования целей и интересов развития районов и страны вырабатывается целостная стратегия перспективного развития [9, с. 89].

Концепции строятся на основе долгосрочной стратегии развития страны и могут иметь следующую интегральную структуру:

– региональная стратегия России;

– проблемная обстановка в регионе;

– цели и задачи развития;

– стратегический план, прогноз;

приоритетные сферы и территории;

– перспективная модель региона;

–целевые программы (рис.1.).

Рис. 1. Структурная схема концепции регионального развития

 

Ориентируясь на региональную стратегию развития Российской Федерации, необходимо выявить внутренний и внешний потенциал территории, состояние социально-экономической, экологической и политической обстановки. При анализе проблемной ситуации в регионах нужно учитывать обстановку как в стране в целом, так и в муниципальных образованиях. В каждом регионе проявляются общероссийские проблемы и одновременно индивидуальные, причём дифференцированные в городской и сельской местности, в конкретных муниципальных образованиях. Проблемная ситуация является своеобразным индикатором территориального неблагополучия и служит побудительной силой социально-экономического функционирования. Развитие регионов происходит в ходе решения внутренних проблем между ожидаемым качеством жизни и реальной действительностью, наличием товаров и покупательской возможностью населения, населением и средой обитания, городской и сельской местностью, производительными силами и общественными отношениями и т.д. Для решения этих и других проблем необходимы чёткая постановка целей и соответствующий набор средств, методов, инструментов.

Цели и задачи должны отражать остроту территориальных проблем и одновременно выражать интересы населения. Они должны быть социально ориентированными, экологически безопасными и реально достижимыми. Система целей может быть ранжирована с выделением подцелей первого, второго и других порядков. В качестве генеральной цели можно провозгласить улучшение нравственного и физического здоровья населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни людей. Эта цель социально-духовного направления имеет специфические особенности в каждом регионе и, в то же время, остаётся ориентиром долгосрочного развития Российской Федерации. Исходя из генеральной цели, целями первого порядка могут быть достойный уровень жизни, социальная комфортность человеческого бытия, территориальная справедливость, сбалансированное развитие экономики, экологическое благополучие. Цели других порядков выделяются с учётом территориальных особенностей жизнедеятельности людей.

Среди задач наиболее актуальными являются следующие:

1. Повышение социальной защиты населения, устранение негативных процессов монетизации, формирование среднего класса, обеспечение физической, психической и экологической безопасности жизни людей.

2. Формирование территориальных общностей людей, в которых создаются условия для укрепления семьи, регионального воспроизводства населения, материальной поддержки молодёжи, малоимущих граждан, инвалидов и пенсионеров.

3. Создание благоприятной экологической среды жизни людей, включая природное, экономическое, социальное, духовное, политическое окружение.

4. Формирование прогрессивной производственной и территориальной структуры многоукладной экономики, привлечение инвестиций и стимулирование инноваций.

5. Становление общероссийского и региональных рынков, обеспечение их высококачественными, конкурентоспособными услугами и товарами потребительского и производственного назначения.

6. Сбалансированное развитие муниципальных образований, городской и сельской местности, опорного каркаса расселения и экологического каркаса территории.

7. Рациональное природопользование, сохранение генофонда и охрана природной среды.

8. Обеспечение комфортного инфраструктурного обустройства территории.

9. Формирование оптимальных бюджетов и совершенствование межбюджетных отношений.

10. Совершенствование регионального управления и местного самоуправления.

 

 

Эти и другие задачи ориентированы не только на переходный период, но и на создание предпосылок для благополучной жизнедеятельности людей и сбалансированного развития территорий в перспективе. Концептуальные цели и задачи могут служить ориентиром для разработки стратегических планов и долгосрочных прогнозов.

 

1.2. Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона

В целом, формирование концепции управления социально- экономическим развитием можно разделить на несколько этапов:

1. Анализ и выявление проблем. Прежде чем, начать разработку концепции управления социально-экономическим развитием региона необходимо проанализировать социально-экономическую ситуацию внутренней и внешней среды. Одним из самых важных факторов, которые влияют на социально-экономическое развитие региона, является характер и основные направления развития страны.

2. Формулирование целей и стратегий. Данный этап предполагает не только формулирование целей, но и выявление противоречий между ними, а также вышестоящим целям, нахождение направлений для реализации целей и альтернативных источников.

Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона