Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа
Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;
Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………
Заключение
По результатам анализа анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области, можно сделать следующие выводы:
В современной России наиболее острой проблемой является достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль, несомненно, принадлежит регионам.
Современный регион – это регион, четко осознающий свои цели и имеющий стратегию развития, которая позволит их достичь. В связи с этим вопросы стратегического развития и актуализация основных направлений развития регионов являются одними из наиболее актуальных в деятельности региональных органов власти. Эффективная стратегия, отвечающая на вызовы, стоящие перед регионом, и содержащая проекты и мероприятия, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие и повышение благосостояния жителей, – неотъемлемый инструмент регионального управления.
Цель комплексного развития региона: обеспечение сбалансированного размещения перспективных федеральных и региональных объектов, объектов бизнеса, производства, жилой застройки и рекреации, определение оптимальных параметров, ведущих к повышению комфорта и качества жизни населения на территориях комплексного развития в соответствии с прогнозируемым уровнем социально-экономического развития.
Развитие региона невозможно без выработки концепции.
Концепция является теоретическим документом, представляющим достаточно подробную и обстоятельную модель регионального развития с позиции управления региональным развитием.
Концепция управления социально-экономическим развитием региона представляет собой комплекс мероприятий по эффективному управлению и контролю за экономическим и социальным направлениями в развитии региональных образований, который способствует разработке программ их дальнейшего функционирования.
Основная цель формирования концепции управления социально- экономическим развитием региона заключается в создании взаимосвязанных механизмов управления, гибко реагирующих на различные изменения в экономической и социальной сферах региона.
Концепции территориального развития разрабатываются на разные сроки. На долгосрочную перспективу обычно намечаются цели и основные направления функционирования регионов, качественные ориентиры улучшения социально-экономических и экологических условий жизни населения. Концепции на средне- и краткосрочные периоды, наряду с качественными характеристиками, включают и количественные показатели.
Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.
Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления.
В ходе мониторинга Стратегии решаются следующие задачи:
– стимулирование реализации Стратегии, Среднесрочного плана по реализации Стратегии в целом и отдельных мер;
– оценка степени достижения главной цели и целей Стратегии, предоставление информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;
– оценка степени реализации мер, сбор информации для уточнения и корректировки мер;
– поддержка в рабочем состоянии структур стратегического планирования.
Список литературы
1.Федеральный закон от 06.10.1999 №
184-ФЗ «Об общих принципах
2.Закон Ивановской области от 18.02.2009 № 20-ОЗ «Устав Ивановской области»
3.Закон Ивановской области от 11.03.2010 № 22-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» (в действующей редакции)
4.Воронцова И.Н. Формирование в субъектах федерации центров ответственности за выполнение государственных региональных программ / И.Н. Воронцова // Сборник материалов Международной научной конференции «Тенденции формирования науки нового времени». – Уфа, 2013. – С. 39-41
5. Инновационное развитие
6. Кузнецова, Е.М. Местное самоуправление и социальная работа: конспект лекций / Е.М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 60 с.
7.Максимов В.П. Теория оптимального управления: Вводный курс лекций / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2014.
8. Михейкина, Л.А. Функции составляющих инновационной системы в развитии инновационной деятельности // Л.А. Михейкина / Сборник материалов III Международная конференция - Орел, 2014. - С. 68-71.
9.Теория оптимального
10. Уткин, Э.А., Денисов, А.Ф. Государственное и региональное управление: учебное пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. – М.: ИКФ «Экмос», 2012. - 320 с.
Приложение 1
Таблица 1 Основные проблемы социально-экономического развития региона
№ |
Направления развития региона |
Описание проблемы |
Описание причины проблемы | |
1. |
Инвестиционное развитие |
1. Сокращение численности 2. Нехватка квалифицированных кадров, особенно инженеров и рабочих. 3. Неравномерность уровня
экономического развития террит 4. Наличие инфраструктурных ограничений. 5. Наиболее энергодефицитный регион в ЦФО. 6. Отставание от других регионов активных в сфере привлечения инвестиций в области подготовки новых площадок. 7. Наличие «узких мест»
в транспортно-логистической 8. Низкая доля экспортно- 9. Низкий уровень инновационной активности действующих предприятий. 10. Наличие административных барьеров для развития бизнеса. 11. Недоформированность институцио 12. Слабая практика применения механизмов государственно-частного партнерства. |
1. Низкая доля населения моложе
трудоспособного возраста. Доля
населения старше трудоспособно 2. Значительное социальное неравенство, низкий уровень доходов, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в г. Москву и соседние регионы. 3. Возникновение зон «нулевой»
инвестиционной привлекательнос 4. Физическое и моральное устаревание оборудования в энергетике, низкий технический уровень дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимость обновления инженерной инфраструктуры. 5. Вырабатываемая в области
электроэнергия не 6. Отток потенциальных инвесторов, не нашедших подходящей площадки; потеря инвестиционной привлекательности территории, несмотря на имеющиеся позитивные условия по другим обеспечивающим критериям; риски отставания от других регионов и рост цен для размещения предприятий на территории индустриальных парков. 7. Ограниченная пропускная способность автомобильных и железных дорог. 8. Ограничение рынков сбыта продукции и рыночной привлекательности субъектов инвестирования. 9. Недостаточное количество
предприятий с полным инновацио 10. Длительность прохождения разрешительных процедур, трудность получения земельных участков и др. 11. Сохраняются административные барьеры, связанные с длительными сроками получения и согласования разрешительной документации, а также при подключении к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры. 12. Отсутствие регионального инвестиционного фонда, в связи с чем невозможно финансирование инвестиционного проекта, реализуемого на принципах государственно-частного партнерства. | |
2. |
Развитие промышленного комплекса |
1. Моноструктурность обрабатывающ 2. Низкий коэффициент обновления основных фондов. 3. Низкий показатель рентабельнос 4. Низкая конкурентоспособность произведенной продукции. 5. Низкий кадровый потенциал и производительность труда. 6. Растущая потребность в квалифицированных рабочих промышленных предприятий. |
1. Низкий показатель загрузки производственных мощностей на предприятиях. 2. Значительная нехватка инвестиций в обновление станков и оборудования. 3. Высокие импортные пошлины и налоги на импортируемые компоненты производства. 4. Высокие тарифы на электрическую энергию, коммунальные услуги. 5. Недостаточный спрос на внутреннем рынке. 6. Недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней вследствие недостаточного уровня заработной платы. 8. Несоответствие объемов
и структуры подготовки | |
3. |
Развитие научно-технического и инновационного комплекса |
1. Незначительный объем проведени 2. Низкий уровень коммерциализации (внедрения в производство) научно-технических и инновационных разработок организациями и промышленными предприятиями региона. 3. Низкий уровень инновационного потенциала промышленных предприятий (слабый уровень отделов НИОКР) |
1. Значительная нехватка инвестиц 2. Отсутствие заказов на проведение НИОКР конкретной инновационной продукции со стороны менеджмента промышленных предприятий вследствие нехватки финансовых средств у данных предприятий. 3. Нехватка квалифицированного
научно-технического персонала 4. Отсутствие системы финансового стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, в частности венчурного капитала, консалтинговых структур и т.п. | |
4. |
Развитие агропромышленного комплекса (далее – АПК) |
1. Неустойчивость сельскохозяйств 2. Технологическая отсталость отраслей АПК, деградация ресурсного потенциала. 3. Вывод из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площади пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот. 4. Низкая урожайность сельскохозяйственных культур. 5. Сокращение посевных площадей под зерновыми, картофелем, овощами, а также кормовыми культурами, что накладывает ограничение на развитие отрасли животноводства; неустойчивая динамика посевов льна-долгунца. 6. Сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа, массы одной условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе. 7. Значительная внутрирегиональна Чрезвычайно низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих районах области. 8. Дефицит квалифицированных кадров и рабочих массовых профессий в результате низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда. 9. Снижение объемов производства молока и мяса, что все больше ставит Ивановскую область в зависимость от ввоза продовольствия, в том числе от импорта, и стимулирует инфляцию. 10. Сокращение и измельчение
сельской поселенческой |
1. Недостаточно благоприятные природно-климатические условия для интенсивного развития отрасли. 2. Снижение инвестиционной активности в АПК. 3. Высокая закредитованность
сельскохозяйственных товаропро 4. Ограниченный доступ товаропроизводителей к рынку в условиях его несовершенства и возрастающей монополизации торговых сетей. 5. Снижение защиты внутреннего
рынка сельскохозяйственной про со стороны импорта продовольствия. 6. Недостаточные объемы внесения удобрений в почву, низкий уровень проведения культуртехнических работ. 7. Низкая заработная плата в отрасли. 8. Ухудшение демографической ситуации на селе, миграция сельского населения в город, запустение сельских территорий. 9. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры села и ее деградация. | |
5. |
Развитие туристско-рекреационного комплекса |
Туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется явно недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 миллиона в год, при этом объем услуг, которыми они пользуются, не соответствует средним европейским стандартам. |
1. Нехватка инвестиций в 2. Отсутствие системы комплексной (организационной) поддержки развития туризма со стороны органов государственной власти. 3. Отсутствие системы информационно-рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах. 4. Значительный физический износ существующей материальной базы. 5. Существует недостаточно объектов туристско-развлекательной индустрии, объектов показа и развлечения для приема туристов. | |
6. |
Развитие бюджета региона |
1. Высокий уровень государственно 2. Высокий уровень дотационности бюджета. |
Низкий уровень развития экономики региона | |
7. |
Развитие инженерной инфраструктуры |
1.Значительный износ оборудования в тепло-, энергоснабжении, инженерных сетей, водопровода и канализации. 2. Низкий технический уровень автомобильных дорог. 3. Низкая эффективность использования существующих речных портовых сооружений |
1. Нехватка инвестиций в
2. Нехватка инвестиций
в развитие дорожной 3. Отсутствие современных портовых сооружений в г. Плес, г. Юрьевец, г. Пучеж, д. Семигорье | |
8. |
Уровень жизни населения |
1. Низкий размер средней заработн 2. Внутрирегиональная дифференциа 3. Высокий удельный вес населения с низкими доходами, с доходами ниже прожиточного минимума. 4. Сохранение очередности среди мужчин на получение услуг в психоневрологических интернатах. 5. Социальная изолированность людей пожилого возраста. 6. Недостаточная доступность услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания, физкультуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных маломобильных групп населения. |
1. Сохраняющаяся неэффективность производства, в первую очередь в текстильной промышленности. 2. Недостаточный бюджетный потенциал региона. 3. Высокий уровень патернализма части населения области. 4. Строительство большинства учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания, физкультуры и спорта и иных объектов с соблюдением жестких требований по их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных маломобильных групп населения. | |
9. |
Демографическое развитие |
1. Сохранение естественной убыли населения, несмотря на сокращение темпов данного процесса. 2. Сокращение численности трудоспособного населения. 3. Высокий уровень смертности, в т.ч. мужчин трудоспособного возраста. 4. Несмотря на рост уровня рождаемости, этот показатель ниже среднероссийского уровня. 5. Доля населения младше трудоспособного возраста является одной из самых низких в России. 6. Низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. 7. Низкая плотность сельского населения. |
1. Высокий темп сокращения числен 2. Невнимательное отношение населения к своему здоровью, распространенность установки на самолечение. 3. Высокая распространенность табакокурения и употребления алкоголя. 4. Повышенная доля в
возрастной структуре 5. Сокращение численности женщин репродуктивного возраста в связи с низким уровнем рождаемости в 1990-е – начале 2000-х годов. 6. Несмотря на количественный
рост числа рождений в 7. Низкий уровень жизни населения региона. 8. Высокая мотивация населения
на трудоустройство в 9. Значительная межрегиональная
дифференциация по уровню 10. Различия в уровне
развития инфраструктуры и | |
10. |
Развитие человеческого капитала |
1. Высокая заболеваемость населения, в том числе позднее выявление патологии. 2. Низкая удовлетворенность
населения качеством медицински 3. Дефицит мест в дошкольные
образовательные организации 4. Несоответствие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров существующим и перспективным потребностям рынка труда. 5. Недостаточная заинтересованнос 6. Дефицит кадров по отдельным видам экономической деятельности. 7. Возрастная диспропорция кадров в отраслях социальной сферы. 8. Диспропорция между числом людей трудоспособного возраста, имеющих высшее образование, и потребностями рынка труда Ивановской области. 9. Отсутствие положительной динамики по росту удельного веса населения, занимающегося физической культурой и спортом. 10. Сохранение разрыва по качественным и количественным характеристикам между городской и сельской местностью. |
1. Позднее обращение за медицинск 2. «Организационные» сбои в работе лечебных учреждений. Дефицит кадров и грубость персонала в сфере здравоохранения. 3. Закрытие значительного
числа дошкольных 4. Сокращение приема на специальности гуманитарного профиля при дефиците кадров в сфере образования, культуры, социального обслуживания. 5. Большой удельный вес в структуре направлений и специальностей высшего образования укрупненных групп направлений: «экономика и управление» и «юриспруденция», в т.ч. реализуемых ВУЗами и их филиалами на условиях возмещения обучающимися стоимости обучения по ценам ниже установленного государством норматива. 6. Недостаточный уровень осведомленности выпускников школ о приоритетах развития области и перспективах состояния регионального рынка труда. Сокращение числа выпускников школ. 7. Значительная межрегиональная дифференциация по уровню
оплаты труда между Ивановской областью
и ближними регионами – г. Москвой и Московской
областью, 8. Низкая обеспеченность населения учреждениями физической культуры и спорта. 9. Значительные различия в стартовом уровне развития инфраструктуры на начало процессов модернизации образования и здравоохранения между городской и сельской местностью. Высокий уровень износа материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, что создает неравенство в условиях для творческой самореализации и доступа к культурным ценностям жителей села и горожан. | |
11. |
Охрана окружающей среды |
1. Отсутствие развитой системы наблюдений за состоянием уровня загрязнения атмосферного воздуха. 2. Неудовлетворительное состояние очистных сооружений на объектах жилищно-коммунального хозяйства небольших городов и поселков Ивановской области. 3. Ненадлежащее состояние
и содержание контейнерных площ |
1. Отсутствуют посты наблюдения
состояния атмосферного 2. Фактически отсутствует
очистка канализационных 3. Недостаточно эффективная организация сбора и вывоза отходов со стороны органов местного самоуправления, отсутствие единого подхода к вопросам организации сбора отходов. |
Приложение 2
Таблица 2. Целевые показатели деятельности органов государственной власти в экономике и социальной сфере до 2020 года
Стратегические цели |
Целевые показатели и ожидаемые результаты |
1. Обеспечение устойчивости А. создания текстильно-промышленного кластера всероссийского значения, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов на основе масштабной модернизации производства и повышения производительности труда, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения; Б. создания высокоэффективного наукоемкого машиностроительного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции |
А. К 2020 году ожидается: - увеличение доли продукции текстильно-промышленного кластера в структуре обрабатывающих производств до 35 - 40%; – увеличение доли продукции текстильно-промышленного кластера в структуре обрабатывающих производств области до 35 - 40%; – создание более 2000 новых рабочих мест и обеспечение сохранения рабочих мест работникам, занятым на действующих текстильных и швейных производствах региона; – суммарная величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 10-летний период составит более 2,9 млрд. рублей; - ежегодное повышение занятости населения на 2 – 4%. Б. Достижение к 2020 году следующей структуры промышленности по видам экономической деятельности обрабатывающих производств (ОКВЭД): - производство машин и оборудования - 4,5%; - металлургическое производство
и производство готовых металли - производство транспортных средств и оборудования - 8,5%; - производство |
2. Привлечение инвестиций в |
- достижение к 2020 году объема инвестиций в размере 78,5 млрд. рублей; - ускоренный рост инвестиций в наиболее наукоемкие отрасли экономики региона; - увеличение объема инвестиций
не менее чем до 22 процентов
валового регионального |
3. Сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного научно-технического и инновационного комплекса, обеспечивающего создание, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, а также технологическую модернизацию промышленности и экономики в целом |
- достижение к 2020 году инновационной продукции, товаров, услуг в общем объеме отгруженной продукции не менее 15%; - увеличение доли инновационных товаров, работ, услуг, продукции в валовом региональном продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года; - увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций; - увеличение к 2018 году
общего объема - увеличение к 2015 году
внутренних затрат на |
4. Повышение продовольственного самообеспечения региона, устойчивое развитие сельских территорий, повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан. |
к 2020 году: - объемы производства
сельскохозяйственной - валовой сбор зерна повысится до 136 тыс. т, овощей - до 108,5 тыс. т, картофеля - до 157,3 тыс. т; - производство скота и птицы (в живом весе) возрастет по сравнению с 2013 годом до 50,3 тыс. т, молока - до 197,8 тыс. т; - объемы производства пищевых продуктов (включая напитки) увеличатся на 11,9%; - среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве достигнет к 2020 году 21,2 тыс. рублей, что будет составлять примерно 60 процентов от уровня средней заработной платы по экономике региона; - решение жилищной проблемы для 174 семей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе для 101 молодой семьи и молодых специалистов; - повышение уровня социально- |
5. Создание в области |
Достижение к 2020 году следующих показателей: - интегральный бюджетный эффект от реализации проектных мероприятий за 20 лет прогнозного периода 10315,8 млн. рублей; - вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт Ивановской области не менее 6 - 7%; - объем привлеченных инвестиций в сферу
туризма более - увеличение потока туристов до 1600 тыс. чел. в год, в т. ч. по туристско-рекреационному кластеру «Плес» более, чем в 2 раза: с 300 тыс. человек до 600 тыс. человек в год; - улучшение внутренней
инфраструктуры отдельных - развитие туристской инфраструктуры (рекреационные зоны, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов, которое предполагает увеличение общей гостиничной площади объектов гостиничной инфраструктуры до 75 тыс. кв. м); - рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней (интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий за 20 лет прогнозного периода составит 10315,8 млн. рублей), что будет способствовать формированию бюджетообразующих статей в муниципальных образованиях, необходимых для реализации социальных программ для населения; - развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство и др.); - создание условий для оздоровления и отдыха жителей Ивановской области; - повышение занятости (создание более 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест) и как следствие - рост благосостояния населения области; - создание условий для
приобщения подрастающего покол - включение малых городов Ивановской области в систему туристско-рекреационных кластеров региона; - поддержка процессов развития портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса, обеспечивающего основной поток туристов в регион через главную водную артерию Волгу. |
6. Сбалансированное развитие тран |
Достижение к 2020 году следующих показателей: - увеличение пропускной способности автодорог общего пользования; - строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, в том числе: - строительство автомобильной дороги Владимир - Кострома на участке восточного обхода г. Иваново (1 пусковой комплекс) и строительство (реконструкция) участков дорог в западном направлении обхода г. Иваново (до 2023 года); - реконструкция автомобильной дороги Ковров - Шуя - Кинешма (до 2021 года); - реконструкция автомобильной дороги Иваново - Кохма (2013 - 2014 годы); - реконструкция автомобильной дороги по адресу: Ивановская область, г. Кохма, ул. Ивановская (2015 - 2017 годы); - строительство мостового перехода через реку Ячменка на автомобильной дороге Кинешма - Юрьевец - Пучеж - Пурех (до 2014 года); - строительство мостового перехода через р. Уводь на автомобильной дороге Авдотьино – Беляницы - Курьяново (2014 - 2015 годы) - реконструкция автомобильной дороги Южа - Талицы - Мугреевский (в 2015 - 2020 годах); - капитальный ремонт железобетонных труб на автомобильной дороге Кинешма - Юрьевец - Пучеж - Пурех (до 2017 года); - строительство автомобильной дороги Жажлево - Ильинское (2014 - 2017 годы); - капитальный ремонт автомобильной дороги Гордяковка - Лух - Чадуево (до 2017 года); - строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования; - проведение ремонта автодорог в соответствии с установленными межремонтными сроками его проведения. - ежегодное сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; - удовлетворение к 2020 году
внутреннего энергетического по - снижение энергоемкости валовог - увеличение в энергобалансе доли малой энергетики до 10%; - уменьшение количества этапов присоединения (с 8 до 5), сокращение срока подключения к энергосети (с 276 до 40) к 2018 году; - повышение уровня газификации городов и сельских населенных пунктов Ивановской области; - сокращение износа основных
фондов жилищно-коммунального - вывод организаций жилищно- - до 2017 года увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 процентов. |
7. Развитие малого и среднего предпринимательства, подразумевающее дальнейшее совершенствование существующих механизмов, и реализация новых направлений государственной поддержки, укрепление местного рынка товаров и услуг, решение региональных и местных потребностей области |
Достижение к 2020 году следующих показателей: - рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) не менее, чем на 50%; - увеличение доли работающих в СМСП более чем на 30%; - увеличение оборота по СМСП на 25%; - совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне; - безвозмездный или льготный доступ к законодательной, нормативной, справочной информации регионального и глобального характера, связанной с деятельностью субъектов СМСП; - обеспечение доступа СМСП к различным источникам финансирования; - повышение эффективности деятельности субъектов СМСП посредством усиления их конкурентоспособности; - подготовка и переподготовка кадров для сферы СМСП через различные методы и формы обучения; - совершенствование работы инфраструктуры поддержки СМСП в Ивановской области, удовлетворяющей потребности СМСП в консалтинговых услугах и иных услугах, необходимых для ведения предпринимательской деятельности; - рекламно-информационная поддержка субъектов СМСП Ивановской области в продвижении их продукции и услуг на региональный и международный рынки; - увеличение доли малого
и среднего - увеличение объема налоговых поступлений от субъектов СМСП в консолидированный бюджет области на 30%. Улучшение условий ведения бизнеса по индикаторам рейтинга Всемирного банка: - уменьшение предельного
количества процедур, необходимых
для получения разрешения на
строительство эталонного объек - достижение 100% показателя доли муниципальных образований в Ивановской области с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования в общем количестве муниципалитетов; - подключение к системе электроснабжения (предельное количество этапов (процедур), необходимых для технологического присоединения; предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты поступления заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении; стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства); - темп роста розничного товарооборота 2020 года к 2013 году 135%; - темп роста оборота общественного питания 2020 года к 2013 году 150%. |
8. Переход на нулевой уровень естественной убыли населения, улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы1 |
- постепенное снижение числа умерших до 13 чел. на тысячу населения в год; - сокращение уровня смертности от болезней системы кровообращения до 541,2 случаев на 100 тыс. населения; - сокращение уровня смертности
от злокачественных новообразов - сокращение заболеваемости туберкулезом до 38 случаев на 100 тыс. населения и уровня смертности от туберкулеза до 6,2 случаев на 100 тыс. населения; - сокращение уровня смертности
от дорожно-транспортных - снижение младенческой смертности до 5,5 случаев на 1 тысячу родившихся живыми; - рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,63 рождений в среднем на одну женщину репродуктивного возраста; - сокращение уровня потребления
алкогольной продукции и - преобладание у населения установки на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний; - увеличение положительного сальдо миграционного баланса; - увеличение ожидаемой
продолжительности жизни в |
9. Создание условий для развития человеческого капитала региона |
- повышение эффективности - высокий уровень - обеспечение квалифицированными кадрами всех отраслей социальной сферы; - организация эффективного
сетевого взаимодействия между
школами и дошкольными - увеличение уровня частных
инвестиций в отраслях социальн - увеличение к 2020 году
высококвалифицированных работн - увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов. |
10. Увеличение доходов населения и повышение качества социального обслуживания |
- увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; - уменьшение доли семей
с доходами ниже величины прожи - обеспечение уровня средней
заработной платы - доведение средней заработной
платы педагогических работнико - доведение средней заработной
платы педагогических работнико - повышение средней заработной платы врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), а также преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в регионе; - сохранение уровня социальных гарантий с индивидуальным подходом к каждому нуждающемуся в помощи для преодоления трудной жизненной ситуации; - достижение к 2020 году
уровня 100-процентной удовлетвореннос - доведение средней заработной
платы работников областных |
11. Обеспечение доступности и |
- повышение качества - повышение уровня - увеличение обеспеченности населения Ивановской области к 2020 году врачами - до 34 человек на 10 тыс. жителей; - достижение соотношения
числа врачей и средних медицин - повышение престижа профессии медицинских работников и их социальной защищенности. |
12. Повышение качества и |
- достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет; - увеличение численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития; - удовлетворение населения
в услугах дошкольного образова - увеличение доли - создание во всех школах условий, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса; - обеспечение условий
для обучения всех учащихся
по новым федеральным государст - сокращение числа - создание в - снижение доли выпускников
школ, не получивших аттестат
о среднем общем образовании,
по завершении освоения - сокращение отставания от среднерегионального уровня образовательных результатов выпускников общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях (уменьшение соотношения среднего балла единого государственного экзамена по математике в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами и среднего балла единого государственного экзамена в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами); - увеличение охвата детей разнообразными по содержанию программами дополнительного образования до 85% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет; - омоложение и рост
профессионального уровня - создание сети многоуровневых многопрофильных профессиональных образовательных учреждений, ресурсных и многофункциональных центров прикладных квалификаций; - внедрение различных
форм государственно-частного - обеспечение соответствия
квалификации выпускников - создание системы - увеличение к 2020 году
доли областных |
13. Реализация потенциала |
- возрастание социальной - преодоление негативных явлений в молодежной среде, сокращение подростковой и молодежной преступности; - укрепление социального института семьи и семейных ценностей; - развитие духовно-нравственных
ценностей и гражданско- - увеличение численности молодежи, вовлеченной в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости молодежи; - увеличение удельного веса молодых семей, улучшивших или решивших полностью свои жилищные проблемы; - увеличение удельного веса молодежи, вовлеченной в различные формы досуга; - увеличение количества участников профильных лагерей дневного пребывания; - увеличение количества подростков и молодежи, занимающихся в клубах по месту жительства; - увеличение доли подростков и молодежи, приобщенных к здоровому образу жизни. |
14. Реализация права граждан на
доступ к услугам и |
- увеличение обеспеченности жителей Ивановской области объектами спортивной инфраструктуры; - создание условий для
роста популярности - повышение доступности - рост числа регулярно занимающихся физкультурой до 40% от всего населения к 2020 году; - увеличение обеспеченности спортивными залами до 2,8 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 году; - увеличение обеспеченности плавательными бассейнами до 70 кв. м зеркала воды на 10 тыс. жителей к 2020 году; - увеличение к 2020 году
численности спортсменов - увеличение обеспеченности плоскостными сооружениями до 13,6 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 году; - улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости; - преодоление дефицита
высококвалифицированных - развитие спорта высших достижений; - предотвращение вовлечения
молодежи в преступную деятельн |
15. Обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям |
- повышение качества - развитие репертуарного - укрепление материально- - увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в Ивановской области; - увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; - увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Ивановской области; - увеличение количества - повышение доступности - повышение качества - увеличение доли объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. |
16. Обеспечение предоставления соц |
- достижение к 2020 году уровня 100-процентной удовлетворенности потребности в государственных услугах, предоставляемых в условиях специализированных стационарных учреждений социального обслуживания и специального отделения для лиц, ранее судимых, категории без определенного места жительства и ведущих асоциальный образ жизни; - достижение к 2020 году уровня 100-процентной удовлетворенности потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в дополнительных услугах, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания Ивановской области; - обеспечение доступности учреждений социальной защиты населения для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечение освоения
не менее 80% финансовых средств, предусмотренных
на оказание государственной
социальной помощи, посредством
заключения социальных - увеличение удельного веса детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, до 85%; - обеспечение охвата услугами центров социальной адаптации и консультативных пунктов для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 100% лиц указанной категории. |
17. Содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы |
- сохранение уровня безработицы
(в среднем за год) (по данным
выборочных обследований - сохранение низкого уровня напряженности на региональном рынке труда; - создание не менее 117 оборудованных (оснащенных) рабочих мест (ежегодно) для трудоустройства незанятых инвалидов; - оказание ежегодно не менее 120 женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию. |
18. Расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств |
Достижение к 2020 году следующих показателей: - увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета до 60%, - не превышение отношения объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) 95%, - доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ, составит не менее 90%. |
19. Улучшение жилищных условий
населения и формирование |
Увеличение годового объема возводимого жилья к 2020 году до 335 тыс. кв. м; - увеличение показателя общей площади, приходящейся в среднем на одного жителя Ивановской области, к 2020 году до 28,03 кв. м на человека; - ежегодное улучшение жилищных условий не менее 180 молодых семей Ивановской области к 2020 году; - ежегодное улучшение жилищных условий с помощью мер государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования не менее 85 семей Ивановской области к 2020 году. До 2018 года: - снижение показателя
превышения среднего уровня - увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 4800 в год - создание для граждан
Российской Федерации - снижение стоимости одного
квадратного метра жилья на 20
процентов путем увеличения До 2020 года предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам семей Ивановской области, желающих улучшить свои жилищные условия. |
20. Повышение эффективности исполь |
Достижение к 2018 году объема рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 0,9 куб. м/га; - достижение соотношения
стоимости 1 куб. м древесины от
рубок лесных насаждений и
ставки платы за единицу - достижение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда до 64 руб./га; - сохранение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 0,5%; - достижение соотношения
площади искусственного лесовос - сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 44,3%; - достижение общего среднего прироста на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 3,8 куб. м/га; - сохранение лесистости территории Ивановской области на уровне 45,7%. |
21. Улучшение экологической обстан |
- снижение негативного - формирование системы природопользования, обеспечивающей защищенность природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; - снижение загрязнения
атмосферного воздуха до |
22. Сохранение, расширение, комплексное освоение и рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением экологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленных предприятий и развития новых производств в регионе, а также удовлетворение потребностей населения и объектов экономики Ивановской области в воде, создание благоприятной экологической обстановки на водных объектах, обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод |
- эффективное использование - обеспечение устойчивого развития водного хозяйства на территории Ивановской области; - обеспечение населения
и хозяйствующих субъектов - улучшение экологического состояния водных объектов, существенное снижение последствий вредного воздействия вод. |
23. Создание условий в Ивановской области для формирования информационного общества |
Обеспечение равного доступа к информации, информационным технологиям и услугам: - доля граждан, использующих
механизм получения государстве - уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов. |
Приложение 3
Перечень проектов-драйверов развития
Реализуемые проекты
– Инвестиционный проект «Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области (ОАО «КТК «Иврегионсинтез»).
– Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск».
– Индустриальный парк «Кинешма».
– Индустриальные технологии в аграрном секторе.
– Экологически чистая сельскохозяйственная продукция.
– Туристско-рекреационный кластер «Плес».
– Модернизация транспортной инфраструктуры.
– «Развитие аэропорта «Иваново» в части организации воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации».
– «Безопасность на транспорте» - как комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов и объектов инфраструктуры.
– Маркетинговый проект «Покупай ивановское».
– Реконструкция защитной дамбы инженерной защиты г. Юрьевец Ивановской области.
– Поэтапный рост средней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике, врачей – до 200% от средней заработной платы по экономике.
– Проекты по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы:
- введение новых образовательных стандартов специального (коррекционного) и дошкольного образования;
- развитие в регионе моделей государственно-общественного управления образованием;
- совершенствование системы
– Проект «Электронная школа»: электронные учебники, дневники, журналы, столовые, проходные.
– План мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи.
– Развитие службы крови Ивановской области.
– Региональный центр генетического консультирования (НИИ материнства и детства).
– Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области.
Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона