Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа
Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;
Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………
3. Оценка последствий. Данный этап предполагает выявление возможных реакций элементов системы на стратегические воздействия, моделирования возможных последствий.
4. Выбор стратегии. На данном этапе проводится анализ всех стратегий социально-экономического развития региона [11, с.123]. Любая концепция управления социально-экономическим развитием региона состоит из трех основных частей, представленных на рис.2.
Каждая из частей концепции должна состоять из цели, стратегии развития, основных направлений и мер по их осуществлению, а также основных этапов их реализации [11, с.127].
Правильно разработанная концепция помогает и упрощает работу с принятием конкретных целевых программ развития региона. Целевая программа развития представляет собой комплекс опытно-конструкторских, научно-исследовательских, социально-экономических и других мероприятий, связанные между собой ресурсами, сроками исполнения и исполнителями, который обеспечивает решение задач в области экономического, государственного, социального и культурного развития [13, с.85].
Рис. 2.Содержание концепции управления социально-экономическим развитием региона
Таким образом, создание и реализация концепции управления социально-экономическим развитием региона основывается на научном подходе и анализе социальной и экономической ситуаций, а также направления развития региона.
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона
В данной курсовой работе будет рассмотрена стратегия развития региона на примере Ивановской области.
Разработка стратегического плана развития региона предполагает:
разработку стратегического плана развития региона;
– выбор механизма реализации концепции;
– определение критериев оценки достигнутых результатов;
– контроль за процессом реализаций концепции.
Объектом стратегии устойчивого развития
региона Ивановской области выступает административно-
Стратегия социально-экономического развития Ивановской области на период до 2020 года разработана в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.
Стратегия координирует различные элементы социально-экономической политики, слабые стороны развития и ресурсные возможности региона и учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия построена исходя из природно-рекреационного потенциала Ивановской области, на основе сформировавшихся тенденций развития экономики и социальной сферы, с учетом состояния и тенденций развития экономики Российской Федерации.
Стратегия определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики Правительства Ивановской области и механизмы достижения намеченных целей.
Стратегия предусматривает повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по Центральному федеральному округу, создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации его географического, промышленного, научного и культурно-туристического потенциала, что является главной стратегической целью деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления.
На этой основе сформулированы цели, подходы и принципы развития региона.
В качестве таких подходов и принципов используются:
– кластерное развитие, обеспечивающее ускоренное развитие региона за счет концентрации ресурсов на финансировании «точек роста»;
Основой роста экономики Ивановской области должны стать конкурентоспособные территории, пространственные опорные точки, консолидирующие лучший производственный и человеческий потенциал.
– развитие механизмов государственно-частного партнерства на территории области;
Только посредством объединения усилий органов власти Ивановской области, бизнес-структур, общественных институтов возможно активизировать инвестиционно-инновационную деятельность и обеспечить, в конечном счете, эффективное воспроизводство. Модернизация экономики, основанная на поддержке конструктивной частной инициативы, является важнейшим путем повышения производительности труда и роста конкурентоспособности региональных предприятий.
– проведение активной политики по развитию человеческого капитала.
Развитие социальной сферы, последовательное продолжение реализации одной из основных задач социальной политики - увеличение доходов населения и уровня заработной платы. В сфере занятости – реализация образовательных программ подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей предпринимательского сектора области, формирование оптимальной миграционной политики, создание новых, в том числе высококвалифицированных рабочих мест.
Стратегия должна стать действенным программным документом, содержащим комплекс мер, направленных на создание стабильно развивающейся, социально ориентированной рыночной экономики Ивановской области, способной мобильно перестраиваться в случае необходимости устранения возникающих диспропорций, тем самым обеспечивая себе условия для дальнейшего сбалансированного роста.
Разработка Стратегии велась в тесной увязке с долгосрочными программами, стратегиями и концепциями развития Российской Федерации, ЦФО, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 года. Стратегия по своим целям и задачам соответствует целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р).
Цель корректировки связана с необходимостью усиления социальной направленности развития региона, модернизации промышленности и роста конкурентоспособности экономики региона, повышения инвестиционной активности и укрепления его позиций в ЦФО и Российской Федерации. Бережно сохраняя свое богатое историко-культурное и природное наследие, Ивановская область должна стать более привлекательной для бизнеса, безопасной и комфортной для проживания.
Глава 2.Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области
2.1.Формирование концепции социально - экономическим развитием региона
Анализ социально-экономической ситуации в регионе выявляет основные проблемы региона по ключевым направлениям развития Ивановской области.
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом (например, низкие доходы населения), ряд имеет специфический характер (например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами (например, уровень рождаемости).
Основные проблемы социально-экономического положения Ивановской области представлены в Приложении 1.
Внешние факторы развития.
Внешние факторы, оказывающие влияние на развитие Ивановской области, разделены по территориальному признаку на три блока:
– макрофакторы (макроположение) - положение области в мировой экономике;
– мезофакторы (мезоположение) - положение области в Российской Федерации;
– микрофакторы (микроположение) - положение области среди ее непосредственных соседей - регионов центра и севера европейской части России.
Одним из внутренних «ограничителей роста» можно назвать инфраструктурные ограничения, связанные со старением оборудования в энергетике, низким техническим уровнем дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимостью обновления инженерной инфраструктуры, что в перспективе сужает возможности развития и промышленности, и социальной сферы.
Таблица 1. Наиболее значимые внешние факторы и тенденции, которые будут влиять на развитие Ивановской области
Международные
|
Общероссийские
|
Региональные
|
Внутренним фактором также является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Нехватка квалифицированных кадров, особенно инженеров и рабочих, в перспективе будет являться значительным «ограничителем роста» производственного и инновационного секторов экономики. Кроме того, фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, можно назвать значительное социальное неравенство, низкий уровень доходов, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в соседние регионы.
Внутренним сдерживающим фактором является и сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста, что является следствием недостаточно высокого уровня рождаемости при сохранении высокого уровня смертности. Возможные риски усиления воздействия данного фактора могут быть серьезным ограничением роста промышленного производства, сельского хозяйства. В результате будет происходить увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население. Следовательно, это ставит задачу привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов России и зарубежных стран.
В совокупности на уровне стратегии развития Ивановской области выделяются в первую очередь риски, на которые может оказать влияние Правительство области посредством организационных, финансовых и контролирующих мероприятий в пределах своих полномочий:
– риск замедления экономического развития;
– риск недостаточной инвестиционной привлекательности;
– риск снижения доходов населения;
– риск повышения износа основных фондов, находящихся на балансе Ивановской области и муниципальных образований, до критического уровня;
– риск кадровой недостаточности (по видам экономической деятельности);
– риск низкого качества государственного управления, нехватки жизнеобеспечивающих специалистов;
– риск низкого качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований;
– риск бюджетной несостоятельности.
Миссия региона - инновационно-индустриальный регион, международный центр дизайна и торговли товарами легкой промышленности, университетская территория.
Определение значения Ивановской области в составе России предполагает формулирование глобальной цели развития - повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по ЦФО, создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации его географического, промышленного, научного и культурно-туристического потенциала.
Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона