Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа
Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;
Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………
Развитие туристско-рекреационных кластеров
Стратегическая цель – создание в области системы современных туристско-рекреационных кластеров, эффективное использование историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов, развитие туристско-рекреационных центров, соответствующих требованиям европейского стандарта, развитие новых актуальных видов туризма.
Задачи:
– включение малых городов Ивановской области в систему туристско-рекреационных кластеров региона;
– поддержка процессов развития портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса, обеспечивающего основной поток туристов в регион через главную водную артерию Волгу;
– популяризация историко-культурного наследия и туристско-рекреационных ресурсов малых и средних городов области (города «Малой Волги);
– развитие туристической инфраструктуры вдоль берега р. Волги и в шаговой доступности от нее (дебаркадеры, гостиницы, кафе и рестораны, туристические объекты);
– развитие регулярного водного сообщения между прибрежными городами, в том числе краткосрочные туристические маршруты на один и два дня;
– развитие транспортной сети для передвижения туристов: скоростного железнодорожного сообщения, авиасообщения, сеть дорог, объединяющая кластеры региона в единый туристический маршрут;
– увеличение гостиничной базы, в том числе привлечение национальных гостиничных сетей;
– повышение качества туристских услуг через систему добровольной сертификации гостиниц, пляжей и др.;
– развитие социальной составляющей туризма.
Проекты-драйверы:
– Туристско-рекреационный кластер (далее - ТРК) «Плес»,
– ТРК «Палех»;
– Агро туристский кластер «Гаврилов Посад»;
– туристский кластер «Кинешемская сторона»;
– Межрегиональный туристско-рекреационный кластер «Волжская Ривьера».
Моделирование системы развития.
Одним из основных туристических центров в Ивановской области является г. Плес. При условии реализации мероприятий концепции развития г. Плеса количество размещаемых туристов в г. Плесе может быть увеличено до 5 тыс. человек.
Таблица 4.Установленные цели предполагают решение следующих задач:
развитие рекреационных зон за пределами исторического центра с учетом положительной практики туристско-рекреационного центра «Милая гора» |
подведение необходимой инфраструктуры (газ, электричество, канализация, водоснабжение, дороги) |
устройство велосипедных и пеших маршрутов | |
создание площадок для отдыха различных видов туристов: с детьми, отдых на природе, активный отдых | |
создание объектов показа за пределами городской черты, вовлечение в туриндустрию СМП и сельскохозяйственных предприятий | |
воссоздание исторического облика города с обязательным согласованием Департамента спорта и туризма Ивановской области, Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области |
формирование системы предоставления земельных участков и акваторий в соответствии с ФЦП (по принципу "заявитель" - "согласование") |
создание норм, правил и требований к застройке и внешнему облику зданий и сооружений (как вновь строящимся, так и существующим) | |
воссоздание усадеб, в том числе усадьбы Смирновых | |
установление налоговых сборов, позволяющих компенсировать возрастающую нагрузку на ЖКХ города; предоставление дополнительных субсидий | |
ремонт комплекса объектов показа на Соборной горе | |
поддержка инвестиционных проектов |
субсидирование процентной ставки по кредитам (в соответствии с законодательством Российской Федерации) |
создание полного комплекса инфраструктуры для инвестиционных проектов (при прохождении процедуры инвест. совета) | |
формирование комфортной среды для развития туризма |
государственный или муниципальный причал для приема круизных туристов в центре города |
организация причалов и инфраструктуры в шаговой доступности | |
установка или строительство туалетов | |
благоустройство пешеходных маршрутов | |
организация возможности для променада на набережной | |
частичная разгрузка центральной части города от автомобильного движения; в том числе ограничение парковки на центральной площади | |
организация дорожного движения и установка знаков ограничения движения для удобства пешеходных туристов | |
обеспечение всей необходимой инфраструктурой туристических объектов, при отсутствии иной возможности - и домохозяйств | |
создание зоны вай-фай для туристов | |
продвижение туристического потенциала Плеса |
максимальная загрузка построенных в рамках программы гостиниц, кафе и ресторанов, выставочных центров, музеев |
формирование стабильного календаря событий | |
насыщение календаря мероприятиями культурного, спортивного, досугового характера | |
регулярная информационная кампания в СМИ | |
создание печатного путеводителя-карты, приложения для смартфонов, продвижение информационных ресурсов в сети Интернет |
2.3 Мероприятия
по эффективному управлению экономических
и социальных направлений
Таким образом, проанализировав концепцию и стратегию развития Ивановской области, мы приходим к следующим результатам:
Ожидаемые результаты:
Достижение к 2020 году следующих показателей:
– интегральный бюджетный эффект от реализации проектных мероприятий за 20 лет прогнозного периода 10315,8 млн. рублей;
– вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт Ивановской области не менее 6 - 7%;
– объем привлеченных инвестиций в сферу туризма более 6 млрд. рублей;
– увеличение потока туристов до 1600 тыс. чел. в год, в т. ч. по туристско-рекреационному кластеру «Плес» более, чем в 2 раза: с 300 тыс. человек до 600 тыс. человек в год;
– улучшение внутренней инфраструктуры отдельных населенных пунктов области в целом, укрепление единого культурного пространства региона;
– развитие туристской инфраструктуры (рекреационные зоны, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов, которое предполагает увеличение общей гостиничной площади объектов гостиничной инфраструктуры до 75 тыс. кв. м);
– рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней (интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий за 20 лет прогнозного периода составит 10315,8 млн. рублей), что будет способствовать формированию бюджетообразующих статей в муниципальных образованиях, необходимых для реализации социальных программ для населения;
– развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство и др.);
– создание условий для оздоровления и отдыха жителей Ивановской области;
– повышение занятости (создание более 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест) и как следствие - рост благосостояния населения области;
– создание условий для приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, создание кадрового потенциала культуры;
– включение малых городов Ивановской области в систему туристско-рекреационных кластеров региона;
– поддержка процессов развития портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса, обеспечивающего основной поток туристов в регион через главную водную артерию Волгу.
Стратегическая цель развития АПК Ивановской области - повышение продовольственного самообеспечения региона, устойчивое развитие сельских территорий, повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан.
Таблица 5. Прогноз развития туристической отрасли к 2020 году
№п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1 |
Туристический поток в Ивановской области |
млн. чел. |
1,37 |
1,41 |
1,46 |
1,51 |
1,55 |
2 |
Увеличение туристских потоков |
в % к базовому 2012 году |
106 |
110 |
113 |
117 |
120 |
3 |
Кол-во туристов, размещенных в коллективных средствах размещения (далее – КСР) |
чел. |
133746 |
143108 |
154557 |
168467 |
181945 |
4 |
Площадь номерного фонда |
кв. м |
60611,15 |
62368,88 |
64551,79 |
66875,65 |
69350,05 |
5 |
Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма |
млн. руб. |
583,00 |
860,00 |
980,00 |
585,00 |
390,00 |
6 |
Общее кол-во койко-мест в КСР (в целом по области) |
единиц |
7710,00 |
7941,00 |
8180,00 |
8480,00 |
8680,00 |
7 |
Кол-во работающих в КСР |
человек |
3318,88 |
3607,62 |
3925,09 |
4274,42 |
4659,12 |
8 |
Кол-во лиц, работающих в туристских фирмах |
человек |
581,00 |
593,00 |
597,00 |
604,00 |
615,00 |
9 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению |
млн. руб. |
648,40 |
713,30 |
788,20 |
874,90 |
975,51 |
10 |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. руб. |
17043,3 |
20281,5 |
24236,4 |
29083,7 |
35191,2 |
Таблица 6.Прогноз развития сельскохозяйственного производства
в сопоставимых ценах 2014 года
Отчетный период (2014 год) |
Среднесрочная перспектива (2018 год) |
Долгосрочная перспектива (2020 год) | |
Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2013 года, млн. руб. |
13087,4 |
14182,3 |
14740,8 |
Индекс роста валовой продукции, % к 2013 году |
108,3 |
113,0 |
В соответствии с настоящей Стратегией объем сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах к 2020 году в 1,13 раза превысит уровень базового периода (2014 года).
Намечаемые стабилизация и рост производства сельскохозяйственной продукции возможны при реализации программных мероприятий государственных и региональных целевых программ, обеспеченных финансовой поддержкой из бюджетов всех уровней, с учетом более эффективного использования внутренних резервов.
Моделирование развития АПК Ивановской области:
1. Развитие подотрасли
Прогноз развития подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства представлено в Приложении 3.
2.Развитие подотрасли
Прогноз развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства представлено в Приложении 4.
Кроме того, стратегической цель развития Ивановской области является реализация крупных инвестиционных проектов:
– «Строительство и модернизация животноводческих комплексов с содержанием 400 голов КРС» (Группа компаний «РИАТ» в Гаврилово-Посадском, Кинешемском и Приволжском муниципальных районах);
– «Модернизация и реконструкция свинофермы на 7 тыс. голов откорма в год» (ООО «Славянка» в Фурмановском муниципальном районе);
– «Создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и производству высококачественной говядины» (ООО «Ильинское – Агро» в Ильинском муниципальном районе).
Увеличение производства молока прогнозируется в результате выхода на проектную мощность молочных комплексов в:
– ООО «СХК Решма» Кинешемского муниципального района;
– СПК племенной завод «Ленинский путь» Пучежского муниципального района.
В результате реализации Стратегии будут созданы экономические и технологические условия устойчивого развития отрасли мясного скотоводства, увеличения производства говядины от мясного скота, создания сбалансированной кормовой базы и перехода к новым технологиям содержания и кормления крупного рогатого скота. Среднегодовой объем производства говядины от мясного скота возрастет с 0,31 тыс. тонн до 3,6 тыс. тонн в год.
Устойчивое развитие сельских территорий.
Достижению этой цели способствует:
Реализация Стратегии в сфере устойчивого развития сельских территорий обеспечит:
– ввод и приобретение 14,79 тыс. кв. метров жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе 5,43 тыс. кв. метров жилья - молодыми семьями и молодыми специалистами. Это обеспечит улучшение жилищных условий 174 сельским семьям, в том числе 101 молодым семьям и молодым специалистам. В результате сократится общее число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
– ввод в эксплуатацию 59 км газовых сетей, что позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения сетевым газом;
– ввод в эксплуатацию 17 км сетей водоснабжения, что позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой нормативного качества;
– ввод в действие 18 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений.
Таблица 7 Прогноз устойчивого развития сельских территорий Ивановской области
№п/п |
Наименование показателя |
ед. изм. |
Значения показателей | |||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 | |||
1. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности |
кв. м |
4632 |
1278 |
1195 |
1130 |
1315 |
1410 |
1485 |
1560 |
1.1. |
- в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
кв. м |
1397 |
630 |
590 |
560 |
755 |
855 |
970 |
1080 |
2. |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым природным газом в сельской местности |
% |
27 |
28,5 |
29 |
29,5 |
30 |
30,5 |
31 |
31,5 |
3. |
Обеспеченность сельского населения питьевой водой нормативного качества |
% |
22,1 |
23,7 |
23,7 |
23,8 |
23,9 |
24 |
24,1 |
24,1 |
4. |
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений |
кв. м |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3600 |
3600 |
10800 |
5. |
Кол-во проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку |
ед |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона