Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Marina_Afanasyeva1.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Развитие туристско-рекреационных кластеров

Стратегическая цель – создание в области системы современных туристско-рекреационных кластеров, эффективное использование историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов, развитие туристско-рекреационных центров, соответствующих требованиям европейского стандарта, развитие новых актуальных видов туризма.

Задачи:

– включение малых городов Ивановской области в систему туристско-рекреационных кластеров региона;

– поддержка процессов развития портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса, обеспечивающего основной поток туристов в регион через главную водную артерию Волгу;

– популяризация историко-культурного наследия и туристско-рекреационных ресурсов малых и средних городов области (города «Малой Волги);

– развитие туристической инфраструктуры вдоль берега р. Волги и в шаговой доступности от нее (дебаркадеры, гостиницы, кафе и рестораны, туристические объекты);

– развитие регулярного водного сообщения между прибрежными городами, в том числе краткосрочные туристические маршруты на один и два дня;

– развитие транспортной сети для передвижения туристов: скоростного железнодорожного сообщения, авиасообщения, сеть дорог, объединяющая кластеры региона в единый туристический маршрут;

– увеличение гостиничной базы, в том числе привлечение национальных гостиничных сетей;

– повышение качества туристских услуг через систему добровольной сертификации гостиниц, пляжей и др.;

– развитие социальной составляющей туризма.

Проекты-драйверы:

– Туристско-рекреационный кластер (далее - ТРК) «Плес»,

– ТРК «Палех»;

– Агро туристский кластер «Гаврилов Посад»;

– туристский кластер «Кинешемская сторона»;

– Межрегиональный туристско-рекреационный кластер «Волжская Ривьера».

Моделирование системы развития.

Одним из основных туристических центров в Ивановской области является г. Плес. При условии реализации мероприятий концепции развития г. Плеса количество размещаемых туристов в г. Плесе может быть увеличено до 5 тыс. человек.

 

Таблица 4.Установленные цели предполагают решение следующих задач:

 

развитие рекреационных зон за пределами исторического центра с учетом положительной практики туристско-рекреационного центра «Милая гора»

подведение необходимой инфраструктуры (газ, электричество, канализация, водоснабжение, дороги)

устройство велосипедных и пеших маршрутов

создание площадок для отдыха различных видов туристов: с детьми, отдых на природе, активный отдых

создание объектов показа за пределами городской черты, вовлечение в туриндустрию СМП и сельскохозяйственных предприятий

воссоздание исторического облика города с обязательным согласованием Департамента спорта и туризма Ивановской области, Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области

формирование системы предоставления земельных участков и акваторий в соответствии с ФЦП (по принципу "заявитель" - "согласование")

создание норм, правил и требований к застройке и внешнему облику зданий и сооружений (как вновь строящимся, так и существующим)

воссоздание усадеб, в том числе усадьбы Смирновых

установление налоговых сборов, позволяющих компенсировать возрастающую нагрузку на ЖКХ города; предоставление дополнительных субсидий

ремонт комплекса объектов показа на Соборной горе

поддержка инвестиционных проектов

субсидирование процентной ставки по кредитам (в соответствии с законодательством Российской Федерации)

создание полного комплекса инфраструктуры для инвестиционных проектов (при прохождении процедуры инвест. совета)

формирование комфортной среды для развития туризма

государственный или муниципальный причал для приема круизных туристов в центре города

организация причалов и инфраструктуры в шаговой доступности

установка или строительство туалетов

благоустройство пешеходных маршрутов

организация возможности для променада на набережной

частичная разгрузка центральной части города от автомобильного движения; в том числе ограничение парковки на центральной площади

организация дорожного движения и установка знаков ограничения движения для удобства пешеходных туристов

обеспечение всей необходимой инфраструктурой туристических объектов, при отсутствии иной возможности - и домохозяйств

создание зоны вай-фай для туристов

продвижение туристического потенциала Плеса

максимальная загрузка построенных в рамках программы гостиниц, кафе и ресторанов, выставочных центров, музеев

формирование стабильного календаря событий

насыщение календаря мероприятиями культурного, спортивного, досугового характера

регулярная информационная кампания в СМИ

создание печатного путеводителя-карты, приложения для смартфонов, продвижение информационных ресурсов в сети Интернет


 

2.3 Мероприятия  по эффективному управлению  экономических  и социальных направлений развития  региона

Таким образом, проанализировав концепцию и стратегию развития Ивановской области, мы приходим к следующим результатам:

Ожидаемые результаты:

Достижение к 2020 году следующих показателей:

– интегральный бюджетный эффект от реализации проектных мероприятий за 20 лет прогнозного периода 10315,8 млн. рублей;

– вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт Ивановской области не менее 6 - 7%;

– объем привлеченных инвестиций в сферу туризма более 6 млрд. рублей;

– увеличение потока туристов до 1600 тыс. чел. в год, в т. ч. по туристско-рекреационному кластеру «Плес» более, чем в 2 раза: с 300 тыс. человек до 600 тыс. человек в год;

– улучшение внутренней инфраструктуры отдельных населенных пунктов области  в целом, укрепление единого культурного пространства региона;

– развитие туристской инфраструктуры (рекреационные зоны, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов, которое предполагает увеличение общей гостиничной площади объектов гостиничной инфраструктуры до 75 тыс. кв. м);

– рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней (интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий за 20 лет прогнозного периода составит 10315,8 млн. рублей), что будет способствовать формированию бюджетообразующих статей в муниципальных образованиях, необходимых для реализации социальных программ для населения;

– развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство и др.);

– создание условий для оздоровления  и отдыха жителей Ивановской области;

– повышение занятости (создание более 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест) и как следствие - рост благосостояния населения области;

– создание условий для приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, создание кадрового потенциала культуры;

– включение малых городов Ивановской области в систему туристско-рекреационных кластеров региона;

 

 

– поддержка процессов развития портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса, обеспечивающего основной поток туристов в регион через главную водную артерию Волгу.

Стратегическая цель развития АПК Ивановской области - повышение продовольственного самообеспечения региона, устойчивое развитие сельских территорий, повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан.

 

Таблица 5. Прогноз развития туристической отрасли к 2020 году

 

№п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2014

2015

2016

2017

2018

1

Туристический поток в Ивановской области

млн. чел.

1,37

1,41

1,46

1,51

1,55

2

Увеличение туристских потоков

в % к базовому 2012 году

106

110

113

117

120

3

Кол-во туристов, размещенных в коллективных средствах размещения (далее – КСР)

чел.

133746

143108

154557

168467

181945

4

Площадь номерного фонда

кв. м

60611,15

62368,88

64551,79

66875,65

69350,05

5

Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма

млн. руб.

583,00

860,00

980,00

585,00

390,00

6

Общее кол-во койко-мест в КСР (в целом по области)

единиц

7710,00

7941,00

8180,00

8480,00

8680,00

7

Кол-во работающих в КСР

человек

3318,88

3607,62

3925,09

4274,42

4659,12

8

Кол-во лиц, работающих в туристских фирмах

человек

581,00

593,00

597,00

604,00

615,00

9

Объем платных туристских услуг, оказанных населению

млн. руб.

648,40

713,30

788,20

874,90

975,51

10

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

млн. руб.

17043,3

20281,5

24236,4

29083,7

35191,2


 

Таблица 6.Прогноз развития сельскохозяйственного производства

в сопоставимых ценах 2014 года

 

 

Отчетный период (2014 год)

Среднесрочная перспектива (2018 год)

Долгосрочная перспектива (2020 год)

Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2013 года, млн. руб.

13087,4

14182,3

14740,8

Индекс роста валовой продукции, % к 2013 году

 

108,3

113,0


 

В соответствии с настоящей Стратегией объем сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах к 2020 году в 1,13 раза превысит уровень базового периода (2014 года).

Намечаемые стабилизация и рост производства сельскохозяйственной продукции возможны при реализации программных мероприятий государственных и региональных целевых программ, обеспеченных финансовой поддержкой из бюджетов всех уровней, с учетом более эффективного использования внутренних резервов.

Моделирование развития АПК Ивановской области:

1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции  растениеводства.

Прогноз развития подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства представлено в Приложении 3.

2.Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции  животноводства

Прогноз развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства представлено в Приложении 4.

Кроме того, стратегической цель развития Ивановской области является реализация крупных инвестиционных проектов:

– «Строительство и модернизация животноводческих комплексов с содержанием 400 голов КРС» (Группа компаний «РИАТ» в Гаврилово-Посадском, Кинешемском и Приволжском муниципальных районах);

– «Модернизация и реконструкция свинофермы на 7 тыс. голов откорма в год» (ООО «Славянка» в Фурмановском муниципальном районе);

– «Создание на территории Ивановской области агропромышленного комплекса по развитию мясного крупного рогатого скота и производству высококачественной говядины» (ООО «Ильинское – Агро» в Ильинском муниципальном районе).

Увеличение производства молока прогнозируется в результате выхода на проектную мощность молочных комплексов в:

– ООО «СХК Решма» Кинешемского муниципального района;

– СПК племенной завод «Ленинский путь» Пучежского муниципального района.

В результате реализации Стратегии будут созданы экономические и технологические условия устойчивого развития отрасли мясного скотоводства, увеличения производства говядины от мясного скота, создания сбалансированной кормовой базы и перехода к новым технологиям содержания и кормления крупного рогатого скота. Среднегодовой объем производства говядины от мясного скота возрастет с 0,31 тыс. тонн до 3,6 тыс. тонн в год.

Устойчивое развитие сельских территорий.

Достижению этой цели способствует:

  • реализация программных мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий: развитие жилищного строительства, систем газификации и водоснабжения;
  • стимулирование малого и среднего предпринимательства (поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной кооперации);
  • развитие рыночной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий;
  • развитие альтернативной неаграрной занятости.

Реализация Стратегии в сфере устойчивого развития сельских территорий обеспечит:

– ввод и приобретение 14,79 тыс. кв. метров жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе 5,43 тыс. кв. метров жилья - молодыми семьями и молодыми специалистами. Это обеспечит улучшение жилищных условий 174 сельским семьям, в том числе 101 молодым семьям и молодым специалистам. В результате сократится общее число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

– ввод в эксплуатацию 59 км газовых сетей, что позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения сетевым газом;

– ввод в эксплуатацию 17 км сетей водоснабжения, что позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой нормативного качества;

– ввод в действие 18 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений.

 

Таблица 7 Прогноз устойчивого развития сельских территорий Ивановской области

 

№п/п

Наименование показателя

ед. изм.

Значения показателей

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности

кв. м

4632

1278

1195

1130

1315

1410

1485

1560

1.1.

- в том числе для молодых  семей и молодых специалистов

кв. м

1397

630

590

560

755

855

970

1080

2.

Уровень газификации домов (квартир) сетевым природным газом в сельской местности

%

27

28,5

29

29,5

30

30,5

31

31,5

3.

Обеспеченность сельского населения питьевой водой нормативного качества

%

22,1

23,7

23,7

23,8

23,9

24

24,1

24,1

4.

Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений

кв. м

0

0

0

0

0

3600

3600

10800

5.

Кол-во проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку

ед

0

0

0

1

0

1

1

0

Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона