Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Marina_Afanasyeva1.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

– повышение качества услуг транспортного комплекса для населения и в интересах предприятий, работающих на территории области, через повышение пропускной способности и технической оснащенности транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер в области развития энергосбережения; развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона;

– развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;

– обеспечение возможности равного доступа к информации, к современным информационным технологиям и услугам; развитие информационно-коммуникационных технологий в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства, культурного и гуманитарного просвещения; преодоление информационного неравенства среди муниципальных образований и повышение компьютерной грамотности населения Ивановской области. Приложение 2

 

Таблица 2. Концепция развития Ивановской области по интенсивному сценарию

 

Показатель

Ед. Изм.

2015

2017

2018

2019

2020

Темп роста 2020г. к 2015г.

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет)

млн. руб.

165506,4

216934,5

236876,2

257661,8

278926,6

 

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году

101,5

103,3

103,5

103,3

103,0

120,9

ВРП на душу населения

тыс. руб.

158,9

210,5

230,5

251,1

271,8

 

Доля инвестиций в ВРП

%

21,0

25,1

27,0

27,5

28,0

 

Занятость населения

% к предыдущему году

101,1

100,2

100,3

100,5

100,6

103,1

Реальные располагаемые доходы на душу населения

% к предыдущему году

101,1

103,9

103,4

103,2

103,0

121,2

Среднемесячная заработная плата

руб.

20492,7

26929,5

29837,9

323090,2

36730,1

 

Реальная заработная плата

% к предыдущему году

101,3

104,3

105,5

105,8

106,0

132,8

Численность населения

тыс. чел-к

1041,05

1030,17

1027,66

1026,31

1026,25

 

 

В рамках консервативного сценария возможно сохранить сложившиеся тенденции и практики:

– акцентировать управление инновациями на ситуационных решениях, адаптации готовых технологических производств;

– обеспечивать поддержку предложений научных организаций в сфере инноваций в рамках традиционной модели, характеризующейся обособлением инновационной деятельности вузов и предприятий;

– постепенное наращивание вклада бизнеса в НИОКР, доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме производства;

– перенастройка подготовки профессиональных кадров в соответствии с возникающими запросами;

– «ручное» управление инновационными процессами, точечные реакции по улучшению инновационного климата.

 

Таблица 3.Инструменты инновационной политики:

 

Консервативный сценарий

Интенсивный сценарий

Модели политики

– поддержка отдельных технологических и инновационных проектов в рамках установленных стратегических приоритетов;

– точечные решения верхнего уровня управления (ручное управление);

– вертикальная организация политики;

– универсальность инструментов.

– стимулирование массовых инноваций во всех секторах экономики;

– создание благоприятной среды для инновационных компаний и сектора креативной экономики;

– развитие сетевой кооперации;

– децентрализация с учетом  включения в инновационную деятельность региональных бизнес-ассоциаций, институтов развития, общественных организаций;

– дифференциация инструментов по секторам экономики и типам инноваторов.

Рынки отраслевых приоритетов

– продолжение поддержки традиционных секторов экономики.

– приоритетная поддержка новой технологической волны и выхода на растущие рынки (нанотехнологии, новый хайтек, сфера услуг, «зеленый» рост и др.);

– содействие инновациям в науко-технологических отраслях;

– содействие развитию нетехнологических инноваций.

Приоритеты / критерии

– акцент на политические аргументы при принятии решений в сфере инноваций;

– тематические приоритеты.

– технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности;

– социальные приоритеты – инновации в интересах общества, инклюзивные инновации;

– функциональные приоритеты (технопарк, индустриальные парки, инжиниринг, дизайн, мода, трансфер технологий, подготовка кадров и др.).


 

В интенсивном сценарии могут быть задействованы более широкие мероприятия по настройке бизнес - среды, наряду с государственным стимулированием могут быть активно задействованы механизмы рынка.

Реализация какого-либо сценария в чистом виде маловероятна. На практике правительство региона может использовать набор различных мер в зависимости от фактических и целесообразных размеров оказываемой поддержки и успеха реализации, системных мер.

2.2. Анализ стратегии  социально-экономического развития региона

В Концепции развития Ивановской области до 2030 года дано описание видения желаемого будущего состояния общества и социальной сферы, исходя из этого, главной целью развития общества и социальной сферы является создание возможностей для физического, духовно-нравственного и культурного развития, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.

Достижение главной цели обеспечивается через реализацию следующих целей и задач.

 Цель 1.Формирование качественных трудовых ресурсов и эффективного рынка труда

Основными задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели являются:

– создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур трудовых ресурсов и повышения трудоспособности населения в соответствии с потребностями экономики области;

– повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов, закрепление молодых кадров на предприятиях, повышение уровня оплаты труда и социальных гарантий, защиты прав трудящихся;

– совершенствование структуры и качества профессиональной подготовки для обеспечения экономики Ивановской области необходимыми кадрами и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по рабочим и специалистам различной квалификации;

– совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования и развития рынка труда.

Цель 2.Создание необходимых условий для укрепления здоровья всех слоев населения города.


Основные задачи:

– обеспечение равной доступности и своевременности предоставления всех видов услуг здравоохранения, включая высокотехнологичные, снижение уровня социальных заболеваний до социально незначимого, обеспечение качества охраны материнства и детства и здоровья пожилых людей;

– формирование эффективной системы социальной защиты для нуждающихся категорий граждан с применением высоких технологий и спектра мер по социальной реабилитации для лиц, входящих в эти категории;

–повышение безопасности труда на предприятиях, ликвидация причин, приводящих к травматизму и инвалидности;

– формирование культуры досуга граждан – продвижение идеи здорового образа жизни, укрепление важных человеческих ценностей («семья», «дети» и др.) на основе вовлечения жителей города в активные занятия физической культурой и спортом, культурно-развлекательную сферу.


Цель 3.Создание благоприятных условий для формирования физически здоровой, духовно развитой молодежи и обеспечение широких возможностей для ее самореализации

Основные задачи:

– обеспечение доступности и качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– воспитание гражданственности и патриотизма, профилактика правонарушений и наркозависимости несовершеннолетних и молодежи, безнадзорности несовершеннолетних;

– обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи;

– решение жилищных проблем молодежи;

– поддержка молодежных инициатив и деятельности молодежных и детских общественных объединений; развитие творчества и организация досуга молодежи; организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодежи.


Развитие текстильно-промышленного кластера

Стратегическая цель: устойчивое развитие, повышение эффективности и качества производственного потенциала ведущей промышленной отрасли региона, отвечающего экономическим, экологическим и социальным нуждам, учитывающего интересы будущих поколений.

Задачи:

– сохранение и развитие в регионе легкой и текстильной промышленности за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых производств;

– развитие внутрирегиональной и межрегиональной научно-технической и производственной кооперации;

– внедрение передовых технологий и освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции;

– привлечение стратегических партнеров и инвесторов, а также повышение инвестиционной привлекательности Ивановской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Проекты-драйверы:

– Инвестиционный проект «Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (далее - ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области» (ОАО «КТК «Иврегионсинтез»);

– Модернизация действующих текстильных производств Ивановской области;

– Индустриальный парк «Родники»;

– Специализированный индустриальный парк «Вичуга»;

– Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск»;

– Индустриальный парк «Кинешма»;

– Фонд инвестиций в текстильную промышленность Ивановской области.

Моделирование развития

Обеспечить формирование и развитие текстильно-промышленного кластера, ядром которого является текстильное и швейное производство, интегрирующее в единую систему также предприятия и организации других отраслей экономики, технологически связанных с деятельностью предприятий текстильной и швейной промышленности, в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях развития инновационной базы текстильной промышленности, развитие объектов инфраструктуры.

Стратегическая программа развития текстильно-промышленного кластера Ивановской области предполагает 2 этапа реализации проекта:

– 1 этап (2013 - 2016 годы). Создание условий для перехода к выпуску продукции из химического волокна и освоение нового ассортимента продукции;

– 2 этап (2016 - 2020 годы). Переход к выпуску инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости и увеличение экспорта продукции, изготовленной на основе использования химических волокон и нитей.

Развитие машиностроительного производственного комплекса

Стратегической целью развития машиностроительного комплекса Ивановской области является создание высокоэффективного наукоемкого производственного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения.

Проекты-драйверы:

– Станкостроение XXI века (импортозамещающий проект ИЗТС);

– «Новая жизнь заводов» - техническое и технологического перевооружение машиностроительного комплекса региона (заводы «Автокран», «ПСК», Шуйский машиностроительный завод, Майдаковский завод, Вичугский машиностроительный завод).

Моделирование развития

Приоритет в развитии машиностроительного комплекса должен принадлежать высокотехнологичным, наукоемким промышленным производствам, ориентированным на обеспечение внутренних потребностей региона, обеспечивающим импортозамещение и экспорт, а также тем субъектам промышленной деятельности, которые обеспечивают наиболее высокий эффект роста производства и занятости. Это могут быть как крупные производственно-интегрированные корпоративные комплексы, так и мелкие и средние высокотехнологичные предприятия, в том числе градообразующие.

Вместе с этим важно стимулирование развития малого и среднего бизнеса как дополнительного к крупным производствам сегмента экономики, в особенности в сфере сервиса и инновационных разработок.

В результате анализа развития машиностроительного комплекса Ивановской области в качестве приоритетных направлений были определены следующие виды экономической деятельности, подтвердившие свою конкурентоспособность:

– производство машин и оборудования;

– металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;

– производство транспортных средств и оборудования;

– производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Важным направлением развития должно стать возрождение станкостроения. Обеспечение технологической независимости отечественного машиностроения, импортозамещения и собственно развитие станкостроительной отрасли Ивановской области выражается в необходимости организации серийного производства многоцелевых станков для машиностроения и военно-промышленного комплекса, а также мобильных станков для малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона