Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 20:31, курсовая работа
Целью работы является анализ концепции и стратегии развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– обосновать теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона;
– определить сущность концепции социально-экономического развития региона;
– изучить стратегические цели и задачи развития региона;
Введение………………………………………………………………..……..…...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции и стратегии развития региона……..5
1.1.Сущность концепции социально-экономического развития региона…......5
1.2 Основные этапы и составные части концепции и стратегии развития региона………………………………………………………………………………........9
1.3. Стратегические цели и задачи развития региона………………………....11
Глава 2. Анализ концепции и стратегии развития региона на примере Ивановской области……………………………………………………………………….
2.1.Формирование концепции управления социально - экономическим развитием региона…………………………………………………………………......15
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона…….…28
2.3. Мероприятия по эффективному управлению экономических и социальных направлений развития региона………………………………………….…36
Заключение………………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………
– повышение качества услуг транспортного комплекса для населения и в интересах предприятий, работающих на территории области, через повышение пропускной способности и технической оснащенности транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер в области развития энергосбережения; развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона;
– развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
– обеспечение возможности равного доступа к информации, к современным информационным технологиям и услугам; развитие информационно-коммуникационных технологий в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства, культурного и гуманитарного просвещения; преодоление информационного неравенства среди муниципальных образований и повышение компьютерной грамотности населения Ивановской области. Приложение 2
Показатель |
Ед. Изм. |
2015 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Темп роста 2020г. к 2015г. |
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
млн. руб. |
165506,4 |
216934,5 |
236876,2 |
257661,8 |
278926,6 |
|
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году |
101,5 |
103,3 |
103,5 |
103,3 |
103,0 |
120,9 |
ВРП на душу населения |
тыс. руб. |
158,9 |
210,5 |
230,5 |
251,1 |
271,8 |
|
Доля инвестиций в ВРП |
% |
21,0 |
25,1 |
27,0 |
27,5 |
28,0 |
|
Занятость населения |
% к предыдущему году |
101,1 |
100,2 |
100,3 |
100,5 |
100,6 |
103,1 |
Реальные располагаемые доходы на душу населения |
% к предыдущему году |
101,1 |
103,9 |
103,4 |
103,2 |
103,0 |
121,2 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
20492,7 |
26929,5 |
29837,9 |
323090,2 |
36730,1 |
|
Реальная заработная плата |
% к предыдущему году |
101,3 |
104,3 |
105,5 |
105,8 |
106,0 |
132,8 |
Численность населения |
тыс. чел-к |
1041,05 |
1030,17 |
1027,66 |
1026,31 |
1026,25 |
В рамках консервативного сценария возможно сохранить сложившиеся тенденции и практики:
– акцентировать управление инновациями на ситуационных решениях, адаптации готовых технологических производств;
– обеспечивать поддержку предложений научных организаций в сфере инноваций в рамках традиционной модели, характеризующейся обособлением инновационной деятельности вузов и предприятий;
– постепенное наращивание вклада бизнеса в НИОКР, доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме производства;
– перенастройка подготовки профессиональных кадров в соответствии с возникающими запросами;
– «ручное» управление инновационными процессами, точечные реакции по улучшению инновационного климата.
Таблица 3.Инструменты инновационной политики:
Консервативный сценарий |
Интенсивный сценарий |
Модели политики | |
– поддержка отдельных технологических и инновационных проектов в рамках установленных стратегических приоритетов; – точечные решения верхнего уровня управления (ручное управление); – вертикальная организация политики; – универсальность инструментов. |
– стимулирование массовых инноваций во всех секторах экономики; – создание благоприятной среды для инновационных компаний и сектора креативной экономики; – развитие сетевой кооперации; – децентрализация с учетом включения в инновационную деятельность региональных бизнес-ассоциаций, институтов развития, общественных организаций; – дифференциация инструментов по секторам экономики и типам инноваторов. |
Рынки отраслевых приоритетов | |
– продолжение поддержки традиционных секторов экономики. |
– приоритетная поддержка новой технологической волны и выхода на растущие рынки (нанотехнологии, новый хайтек, сфера услуг, «зеленый» рост и др.); – содействие инновациям в науко-технологических отраслях; – содействие развитию нетехнологических инноваций. |
Приоритеты / критерии | |
– акцент на политические аргументы при принятии решений в сфере инноваций; – тематические приоритеты. |
– технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности; – социальные приоритеты – инновации в интересах общества, инклюзивные инновации; – функциональные приоритеты (технопарк, индустриальные парки, инжиниринг, дизайн, мода, трансфер технологий, подготовка кадров и др.). |
В интенсивном сценарии могут быть задействованы более широкие мероприятия по настройке бизнес - среды, наряду с государственным стимулированием могут быть активно задействованы механизмы рынка.
Реализация какого-либо сценария в чистом виде маловероятна. На практике правительство региона может использовать набор различных мер в зависимости от фактических и целесообразных размеров оказываемой поддержки и успеха реализации, системных мер.
2.2. Анализ стратегии социально-экономического развития региона
В Концепции развития Ивановской области до 2030 года дано описание видения желаемого будущего состояния общества и социальной сферы, исходя из этого, главной целью развития общества и социальной сферы является создание возможностей для физического, духовно-нравственного и культурного развития, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.
Достижение главной цели обеспечивается через реализацию следующих целей и задач.
Цель 1.Формирование качественных трудовых ресурсов и эффективного рынка труда
Основными задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели являются:
– создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур трудовых ресурсов и повышения трудоспособности населения в соответствии с потребностями экономики области;
– повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов, закрепление молодых кадров на предприятиях, повышение уровня оплаты труда и социальных гарантий, защиты прав трудящихся;
– совершенствование структуры и качества профессиональной подготовки для обеспечения экономики Ивановской области необходимыми кадрами и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по рабочим и специалистам различной квалификации;
– совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования и развития рынка труда.
Цель 2.Создание необходимых условий для укрепления здоровья всех слоев населения города.
Основные задачи:
– обеспечение равной доступности и своевременности предоставления всех видов услуг здравоохранения, включая высокотехнологичные, снижение уровня социальных заболеваний до социально незначимого, обеспечение качества охраны материнства и детства и здоровья пожилых людей;
– формирование эффективной системы социальной защиты для нуждающихся категорий граждан с применением высоких технологий и спектра мер по социальной реабилитации для лиц, входящих в эти категории;
–повышение безопасности труда на предприятиях, ликвидация причин, приводящих к травматизму и инвалидности;
– формирование культуры досуга граждан – продвижение идеи здорового образа жизни, укрепление важных человеческих ценностей («семья», «дети» и др.) на основе вовлечения жителей города в активные занятия физической культурой и спортом, культурно-развлекательную сферу.
Цель 3.Создание благоприятных условий для формирования физически здоровой, духовно развитой молодежи и обеспечение широких возможностей для ее самореализации
Основные задачи:
– обеспечение доступности и качества дошкольного, общего и профессионального образования;
– воспитание гражданственности и патриотизма, профилактика правонарушений и наркозависимости несовершеннолетних и молодежи, безнадзорности несовершеннолетних;
– обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи;
– решение жилищных проблем молодежи;
– поддержка молодежных инициатив и деятельности молодежных и детских общественных объединений; развитие творчества и организация досуга молодежи; организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодежи.
Развитие текстильно-промышленного кластера
Стратегическая цель: устойчивое развитие, повышение эффективности и качества производственного потенциала ведущей промышленной отрасли региона, отвечающего экономическим, экологическим и социальным нуждам, учитывающего интересы будущих поколений.
Задачи:
– сохранение и развитие в регионе легкой и текстильной промышленности за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых производств;
– развитие внутрирегиональной и межрегиональной научно-технической и производственной кооперации;
– внедрение передовых технологий и освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции;
– привлечение стратегических партнеров и инвесторов, а также повышение инвестиционной привлекательности Ивановской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Проекты-драйверы:
– Инвестиционный проект «Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (далее - ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области» (ОАО «КТК «Иврегионсинтез»);
– Модернизация действующих текстильных производств Ивановской области;
– Индустриальный парк «Родники»;
– Специализированный индустриальный парк «Вичуга»;
– Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск»;
– Индустриальный парк «Кинешма»;
– Фонд инвестиций в текстильную промышленность Ивановской области.
Моделирование развития
Обеспечить формирование и развитие текстильно-промышленного кластера, ядром которого является текстильное и швейное производство, интегрирующее в единую систему также предприятия и организации других отраслей экономики, технологически связанных с деятельностью предприятий текстильной и швейной промышленности, в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях развития инновационной базы текстильной промышленности, развитие объектов инфраструктуры.
Стратегическая программа развития текстильно-промышленного кластера Ивановской области предполагает 2 этапа реализации проекта:
– 1 этап (2013 - 2016 годы). Создание условий для перехода к выпуску продукции из химического волокна и освоение нового ассортимента продукции;
– 2 этап (2016 - 2020 годы). Переход к выпуску инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости и увеличение экспорта продукции, изготовленной на основе использования химических волокон и нитей.
Развитие машиностроительного производственного комплекса
Стратегической целью развития машиностроительного комплекса Ивановской области является создание высокоэффективного наукоемкого производственного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения.
Проекты-драйверы:
– Станкостроение XXI века (импортозамещающий проект ИЗТС);
– «Новая жизнь заводов» - техническое и технологического перевооружение машиностроительного комплекса региона (заводы «Автокран», «ПСК», Шуйский машиностроительный завод, Майдаковский завод, Вичугский машиностроительный завод).
Моделирование развития
Приоритет в развитии машиностроительного комплекса должен принадлежать
высокотехнологичным, наукоемким промышленным
производствам, ориентированным на обеспечение
внутренних потребностей региона, обеспечивающим
импортозамещение и экспорт, а также тем
субъектам промышленной деятельности,
которые обеспечивают наиболее высокий
эффект роста производства и занятости.
Это могут быть как крупные производственно-
Вместе с этим важно стимулирование развития малого и среднего бизнеса как дополнительного к крупным производствам сегмента экономики, в особенности в сфере сервиса и инновационных разработок.
В результате анализа развития машиностроительного комплекса Ивановской области в качестве приоритетных направлений были определены следующие виды экономической деятельности, подтвердившие свою конкурентоспособность:
– производство машин и оборудования;
– металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
– производство транспортных средств и оборудования;
– производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Важным направлением развития должно стать возрождение станкостроения. Обеспечение технологической независимости отечественного машиностроения, импортозамещения и собственно развитие станкостроительной отрасли Ивановской области выражается в необходимости организации серийного производства многоцелевых станков для машиностроения и военно-промышленного комплекса, а также мобильных станков для малого и среднего бизнеса.
Информация о работе Теория оптимального управления. Анализ концепции и стратегии развития региона