Теория организации и её место в системе научных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученной учебной и научной литературы определить общие тенденции в развитии организации и место теории организации в системе научных знаний.
Задачи исследования:
- определить понятие организации;
- представить организацию в качестве предмета науки теории организации;
- описать парадигму теория организации и рассмотреть классификацию теорий организации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теория организации в системе наук…………………………………………….6
Понятие организации…………………………………………………………..6
1.2 Организация как предмет науки теория организации………………………12
1.3 Системная парадигма и теория организации………………………………..15
1.4 О классификации теорий организации………………………………………19
2 Управление знаниями – вызов XXI века………………………………………23
2.1 Роль управления знаниями в действии теории организации………………23
2.2 Значение использования групп (команд) в теории организации как
науки………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Глоссарий…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

-к.р.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

МПЦ

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Менеджмент

Тема

Теория организации и её место в системе научных знаний.

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

          Введение……………………………………………………………………………3

          1 Теория организации в системе наук…………………………………………….6

    1. Понятие организации…………………………………………………………..6

          1.2 Организация как предмет науки теория организации………………………12

  1.3 Системная парадигма и теория организации………………………………..15

          1.4 О классификации теорий организации………………………………………19

          2 Управление знаниями – вызов XXI века………………………………………23

          2.1 Роль управления знаниями в действии теории организации………………23

          2.2 Значение использования групп (команд) в теории организации как      

         науки………………………………………………………………………………25

        Заключение…………………………………………………………………………30

        Глоссарий…………………………………………………………………………..32

        Список использованных источников……………………………………………..34

 

Введение

Теория организация как наука и дисциплина – сравнительно новый предмет, который возник в связи с той ролью предпринимательских экономических субъектов (организаций), которые обеспечивают в рамках национальных экономик производство валового национального продукта, способствуют формированию средств государственных бюджетов, производят экономические блага, обеспечивают население доходами через занятость в рамках данных формирований.

 Предметом теории организации принято считать анализ экономических, хозяйственных, финансовых, технических и иных процессов, протекающих в организационных системах. При исследовании организаций, как системного образования, изучению подвергаются закономерности и тенденции развития предпринимательских структур и их проблемы; исследователи при этом предлагают подходы и инструменты решения разнообразных сложных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности организаций.

Совместное сотрудничества науки и практики способствует достижению определенных значимых результатов, поскольку коллективные усилия людей направлены на реализацию общих целей – обеспечение высоких экономико-хозяйственных результатов деятельности фирмы, ее стабильного и устойчивого финансового состояния.

Организационные образования в экономике достаточно разнообразны, как и роль организаций в жизни общества. Домашние хозяйства (семьи), фирмы, государства – все эти экономические субъекты представляют собой различные типы и виды организаций.

Организации, как социально-экономические образования, являются основным элементом общественных систем. При этом социальная сторона представлена жизнедеятельностью людей и их взаимодействием в рамках не только самой организационной системы, но и за ее пределами. Считается, что для достижения развития организации, ее  цели должны согласоваться с целями общества, его задачами.

Совокупность взаимодействующих между собой организаций, обеспечивающих развитие экономики и ее инфраструктуры, это и есть общество.

Любая организация – это сложная социально-экономическая, технико-технологическая и организационная система, которая имеет стратегию и тактику своего поведения, определенные цели, задачи функционирования, в том числе и интересы. Если рассматривать организацию как социально-психологическое образование, то внутри каждой организации создается определенный социальный и психологический микроклимат, поддающийся регулированию системой управления организацией.

Переход к рыночной экономике и ее дальнейшее развитие ставит перед руководителями всех звеньев и уровней экономики, перед предпринимательскими структурами всех форм собственности, компаниями, корпоративными объединениями задачи по эффективному управлению развитием организаций, что, в свою очередь, способно обеспечить развитие национальной экономики.

Специалисты считают, что в жестких условиях рынка управленцам должны быть присущи два важнейших качества: умение предвидеть и эффективно действовать. Это, в свою очередь, требует глубокой и всесторонней экономической подготовки и знаний в области теории управления организацией.

Работа организаций, особенно крупных, насчитывающих сотни и тысячи занятых в них, сложна и достаточно многообразна. Вместе с тем, любая организация имеет свое собственное лицо и свой стиль поведения. У всех организаций можно отметить общие и специфические черты их поведения. К примеру, сегодня все без исключения организации работают в мировом информационном пространстве и информация становится важнейшим элементом и фактором производственного процесса. Возникли и развиваются организации, специализирующиеся на производстве информации, а ее своевременное получение и принятие решений является основой успешного и процветающего бизнеса.

Исследование организации как субъекта экономической и общественной жизни, требует знания законов ее развития, принципов существования, анализа закономерностей функционирования.

Сегодняшний современный менеджер должен обладать различными знаниями и умениями, он должен применять на практике экономические законы, знать приемы и инструменты управления, учитывать подвижность и неопределенность внешней и внутренней среды организации, знать законы развития и выживания организации, поскольку при наличии острой конкурентной борьбы происходит «естественный отбор» организаций: выживают только те, которые сумели адаптироваться или приспособиться к сложившимся условиям.

Актуальность выбранной темы обусловлена вышеизложенным.

Объект исследования – теория организации.

Предмет исследования – теория организации в системе наук.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученной учебной и научной литературы определить общие тенденции в развитии организации и место теории организации  в системе научных знаний.

Задачи исследования:

- определить понятие организации;

- представить организацию в качестве предмета науки теории организации;

  - описать парадигму теория  организации и рассмотреть классификацию теорий организации;

- изучить роль управления знаниями в действии теории организации и значение использования групп (команд) в теории организации.    

В основе исследования лежат методы логико-правового и системного анализа, а также сравнительный метод научного познания.

В процессе подготовки и написания работы изучены труды: Виханского А.С., Головачева А.С., Пелиха С.А., Янчевского В.Г. и других отечественных и зарубежных исследователей в области экономики и управления.

Основная часть

  1. Теория организации как наука

   1.1 Понятие  организации

 

Сегодня изучение организаций, представленных в экономике в качестве предпринимательских структур, и закономерностей или особенностей их поведения стало главной задачей совместных исследований, проводимых представителями различных научных дисциплин. Познание организаций, как социально-экономических субъектов, в настоящее время превратилось в самостоятельную научную область знаний – теорию организации, которая является сравнительно новой для отечественной науки и теснейшим образом связана с хозяйственной практикой, экономикой.

Значительный вклад в разработку, становление и распространение теории организации внесли специалисты различных сфер и областей знаний, работающие не только в экономике и управлении, но и в биологии, математике, психологии, логике, философии. Безусловно, база создания основополагающих положений в теории организации принадлежит таким научным и прикладным дисциплинам, как социология, экономика, менеджмент, маркетинг, финансы, статистика и другим. Способствовали ее развитию и такие дисциплины, которые связанны непосредственно с областью предпринимательской деятельности: деловая этика, деловое общение, теория принятия решений, методы и модели принятия управленческих решений, промышленная социология, статистика, бухгалтерский учет, финансовый контроль1.

Растущий интерес к исследованию организации как социального субъекта со стороны специалистов в области общественных наук, свидетельствует о значении и усилении в рамках организаций социальных и культурных норм, повышении интереса к созданию и распространению корпоративной культуры как таковой. Основные закономерности таких изменений зачастую являются основой экономического роста в организациях.

Обратимся к дефиниции понятия «организация».

Следует отметить, что понятие «организация» и «система» имеют определенное сходство. Система (любая – социальная, экономическая, биологическая, механическая) определяется как совокупность некоторых элементов, которые находятся в определенных отношениях друг с другом, взаимосвязи и взаимообусловленности. Эта связь отдельных элементов и образует некоторую целостность, единство, которую принято называть системой.

Исследователи различных областей знаний выделяют различные системы, классифицируют их на материальные и нематериальные (абстрактные), статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и так далее в зависимости от оснований классификации систем. Наибольший интерес в этих образованиях представляют динамические органические открытые системы, поскольку они способны к развитию и оказывают активное влияние на общественную жизнь.

Термин «организация» происходит от латинского «organizo», что в переводе имеет несколько значений: сообщаю, стройный вид, устраиваю. Отсюда, под организацией можно понимать:

1) внутреннюю упорядоченность объекта (субъекта), которая достигается в результате взаимодействия, согласованности относительно дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его (объекта или субъекта) строением;

2) совокупность процессов или действий, осуществляемых внутри образования или извне, ведущих к установлению и усилению взаимосвязей между отдельными частями целого (объекта или субъекта);

3) объединение людей, которые вместе реализуют определенную программу или цель и действуют на основе установленных процедур и правил. Так возникает социальная организация2.

Можно сказать, что понятие организация существует в широком и узком смысле. В первом случае под организацией, в социальном аспекте ее образования, исследователи понимают методы и приемы, ведущие к упорядочению и регулированию действий отдельных индивидов и социальных групп. Во втором случае под организацией понимают относительно автономную группу людей, которая ориентирована на достижение определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий с их стороны.

Специалисты отмечают, что одна из сложностей в определении понятия социальной организации состоит в том, что такая организация не формализована, то есть не представляет собой конкретной материальной сущности. Вместе с тем, она может иметь ряд свойств как материального, так и нематериального характера. К примеру, фирма (организация) обладает многими материальными объектами, составляющими ее имущество и отношения людей в рамках фирмы носят соподчиненный характер, отражаемый структурой управления и производства. Но она (фирма) имеет также много неформализованных социальных аспектов в виде человеческих отношений.

Таким образом, возникают дополнительные сложности в определении понятия «организация», которые вызываются тем обстоятельством, что существует много видов организаций, как формальных так и неформальных, начиная с организации в семье и заканчивая организацией в неформальных группах на различных уровнях: на уровне фирмы, государства, международном уровне. Можно отметить множество видов организаций, отличающихся по количеству лиц, целям объединений, уровню представительства их и степени влияния. Это организации, охватывающие деятельность отдельной личности (в том числе формальные в виде деятельности индивидуального предпринимателя) и организации формализованного типа в лице, например, Правительства России. существует также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя приведенными видами.

Исследуя сущность организации, необходимо отметить, что все социальные организации обладают некоторыми общими чертами или характерными признаками, среди которых следует выделить:

1) социальную составляющую системы, то есть людей, объединенных в группы;

2) интегрированная деятельность, то есть совместная работа;

3) целенаправленность действий (организации имеют цель). Но целеполагание – это, как правило, признак формальных организаций, то есть тех, которые имеют определенные признаки формально образованных групп людей.

Фирма – это формализованная организация, имеющая учредительные документы, печать, имущество, факторы производства в целом.

Формализованные крупные организации можно определить как своеобразные системы, где используется большое число занятых решением сложных задач людей, настолько большое, что исключается возможность личных контактов каждого лица с каждым. Крупные организации, как правило, высококонцентрированные и централизованные организации, что подчеркивает постоянную взаимосвязь между людьми, совместно работающими для достижения определенных целей.

Информация о работе Теория организации и её место в системе научных знаний