Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученной учебной и научной литературы определить общие тенденции в развитии организации и место теории организации в системе научных знаний.
Задачи исследования:
- определить понятие организации;
- представить организацию в качестве предмета науки теории организации;
- описать парадигму теория организации и рассмотреть классификацию теорий организации;
Введение……………………………………………………………………………3
1 Теория организации в системе наук…………………………………………….6
Понятие организации…………………………………………………………..6
1.2 Организация как предмет науки теория организации………………………12
1.3 Системная парадигма и теория организации………………………………..15
1.4 О классификации теорий организации………………………………………19
2 Управление знаниями – вызов XXI века………………………………………23
2.1 Роль управления знаниями в действии теории организации………………23
2.2 Значение использования групп (команд) в теории организации как
науки………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Глоссарий…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………
Электронные средства приема и передачи информации, IT-технологии, система Интернет открывают для организаций новые возможности. К примеру, полная и исчерпывающая информация, многовариантный анализ внешней среды позволяет руководителям как вновь создаваемых, так и уже существующих деловых организаций предвидеть угрозы рынка, а также предугадать новые возможности развития; грамотное планирование и прогнозирование позволяет разработать модель ситуационного поведения организации и избежать ее гибели. Ожидается, в частности, что к 2015 году сеть Интернет будет иметь более полтора миллиарда пользователей.
Необходимо уже сегодня предвидеть, как новая информационная технология повлияет на трансформацию деловой активности фирмы и общества в целом, как следует управлять самим процессом связей, знаниями и изменениями в характере информации. Ключевой вопрос в этой области связан с оценкой имеющихся знаний сотрудников, их возможности к обучению и самообучению, а, соответственно, как должны организации стимулировать данный процесс и способствовать его развитию, поскольку знания сотрудников способны обеспечить успех и процветание компании.
Обобщая происходящие процессы и наметившиеся тенденции, можно сделать вывод, что главными характеристиками распространения и использования знаний станут большая гибкость, приверженность организации образованным и грамотным специалистам, преимущественное использование (групп) команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации и другие.
Организации без управления не существует. А управление всегда представлено определенной командой (группой лиц), способных не только решать индивидуальные задачи, но и работать совместно, генерировать и реализовывать новые идеи, способствующие развитию фирмы.
На сегодняшний день среди требований к специалистам, фирмы все большее требование предъявляют к умению людей работать в группах, а, следовательно, к коммуникативным качествам работников, их самостоятельности и компетентности.
Самоуправляемые управленческие и производственные команды становятся ключевыми звеньями организации, определяя ее такие характеристики, как гибкость в решении определенных задач, оперативность, компетентность. При этом команды формируются вокруг проблем, (матричные организационные структуры управления) после решения которых они могут реформироваться или создаваться вновь на обновленной или прежней основе для решения следующих задач.
Группы (команды) становятся основным строительным блоком в управленческой структуре организации, основанными, как правило, на самоуправлении.
Актуальность проблемы формирования управленческих команд в организациях определяется, прежде всего, изменением принципов управления на уровне государства, которые заключаются в перераспределении ответственности между высшими и низшими уровнями управления и появлением нового типа социальных организаций, где руководство осуществляется на основе делегирования полномочий. Это повышает требования к уровню профессионализма работников управления, к их знаниям, умениям, способностям и ставит под сомнение возможность осуществления управленческих функций без специальной профессиональной подготовки.
С другой стороны, актуальность определяется еще и тем, что если ранее традиционной фигурой в исследованиях проблемы повышения эффективности управленческой деятельности выступал единоличный руководитель, то сегодня большое значение приобретает изучение его окружения, которое определяет специфику воздействия, стиль управления и характер взаимоотношений в организации. Это дает возможность говорить о создании эффективно действующей управленческой команды. Но происходит это только в том случае, когда руководитель учитывает личностно-деловые качества работников, их управленческий потенциал и индивидуально-психологические характеристики.
Современное состояние исследуемой проблемы представлений об управленческой команде характеризуется разнообразием теоретических положений, которые уже используются в практике и могут служить основой для построения эффективной модели взаимодействия руководителя с его командой.
Известно, что 90% современного экономического роста достигается за счет новых знаний, технологий и нововведений12. Усложнение хозяйственно-экономической деятельности постоянно порождает потребность в более глубоких специальных знаниях и, в первую очередь, в области управления. Таким образом, сама научно-техническая среда выдвигает требования формирования нового видения окружающего мира организации, а также новых подходов к управлению.
Рыночная экономика в максимальной степени предъявляет требования к предприимчивости и новаторству, а также социально-культурным изменениям личности работников, связанных с ростом образованности, опоры на свой интеллект. Это влечет за собой изменения в ценностных ориентирах руководителей организаций, которые проявляются в том, что на первый план выходят такие ценности, как самореализация, участие, коллектив, инициатива, творчество, децентрализация, самостоятельность, гибкость.
При самоуправлении групп ограничивается роль единоличных руководителей в организации, так как группа имеет общую цель, ответственность и подотчетность используется для оценки степени достижения поставленных целей. При этом ведущим звеном и показателем успеха будет удовлетворение запросов Принципиальное значение имеет то, что оценки и система оплаты труда устанавливаются не только по результатам деятельности группы (команды), но и за развитие различных имений и навыков и овладение работниками несколькими профессиями.
Не менее важны также информирование всего персонала, стремление к наилучшему использованию им информации, к самостоятельному анализу ситуации и принятию собственных грамотных и своевременных решений.
Профессиональные знания и умение каждого партнера позволяют создать такую организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на высоком уровне, в результате чего обеспечивается и более высокая эффективность самой организации, создается обстановка взаимного доверия и взаимной ответственности.
Современные работники должны быть адаптированными, целеустремленными, уметь работать в команде.
В перспективе организация должна строиться на принципах гибкости, а достигающая успеха гибкость должна стать частью организационной и корпоративной культуры фирмы. То есть организация будет адаптироваться в меняющихся условиях, если ее работники, работающие в командах, привержены ценностями гибкой организации.
Организация, как социально-экономическая система, создает определенные внутренние условия формирования современных управленческих команд, напрямую связанные с состоянием ее внутренней среды. Внутренняя среда, в свою очередь, представляет собой совокупность разного рода процессов (технических, технологических, трудовых), происходящих внутри организации и определяющих ее потенциал и возможности.
На современном этапе развития экономических процессов, одним из источников прогресса и, соответственно, долгосрочного генерирования доходов для фирмы, выступает возрастающая востребованность инноваций в управлении организацией. В данном контексте интерес представляет инновация, связанная с проведением ряда организационных мер по совершенствованию внутренней управленческой и производственной структуры организации с целью укрепления ее положения и повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Речь идет о формировании современной управленческой команды, которая и представляет собой инновацию в управлении.
В современных условиях развития общества прослеживается тенденция роста образовательного уровня персонала организации, что, в свою очередь, находит отражение в возрастании доли знаний в производимых товарах и услугах – растет наукоемкость продукции. Отсюда возникает внутренняя потребность организации в новом подходе к управлению, соответствующем уровню образования персонала организации. В качестве одного из направлений решения данной проблемы является использование организацией управленческой команды, аккумулирующей в единый вектор интеллектуальный капитал, инициативу, новаторство.
Необходимо отметить, что возрастание доли знаний в производимых товарах и услугах обусловливает рост потребности инвестирования в развитие так называемого человеческого капитала организации, то есть осуществления постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для поддержания необходимого уровня его знаний. Данный процесс важен для управленческого персонала, так как именно от его знаний зависит не только стратегия развития организации, но и ее достижение, конкурентоспособность фирмы во внешней среде. Управленческая же команда способствует накоплению, преумножению и сбережению знаний ее участников в случае увольнения с должности хотя бы одного из управленцев высшего звена (участника команды) данной организации.
Важным условием формирования управленческой команды является осознание руководителем организации, а также руководителями ее структурных подразделений необходимости перехода к новым технологиям управления организацией, в частности, созданию управленческой команды.
Важным внутренним условием организации, воздействующим на формирование управленческих команд, является создание атмосферы доверия, в первую очередь, в аппарате управления. Необходимо отметить, что на сегодняшний день «доверие» является экономической категорией, способствующей достижению общего для команды конечного результата.
Организация как система создает определенные внутренние условия формирования современных управленческих команд, напрямую зависимые от состояния ее внутренней среды. Внутренняя среда, в свою очередь, представляет собой совокупность процессов, происходящих внутри организации и определяющих ее потенциал и возможности.
При формировании команды члену команды придется выступать не только профессионалом своего дела, то есть качественно выполнять возложенные на него обязанности как на начальника той или иной службы (отдела), но и быть членом коллектива, постоянно поддерживать взаимоотношения с участниками команды. Таким образом, каждый человек, вступая в команду, должен быть готов решать задачи как профессионального, так и межличностного значения. Иначе говоря, он должен уметь исполнять соответствующие роли (администратор, коммуникатор, критик, генератор идей и т.д.), которые и являются основанием для включения его в команду.
При формировании своей команды руководитель организации должен обладать следующими чертами: профессионализмом, творческим подходом к делу, уверенностью в себе, решительностью, эмоциональной уравновешенностью, ответственностью, предприимчивостью, надежностью, общительностью, способностью работать в команде, умением формировать атмосферу «доверия», независимостью, обучаемостью, настойчивостью, восприятием инноваций, интуицией, умением менять стили управления.
Таким образом, комплекс указанных мероприятий способствует не только самосохранению и выживанию организации в условиях глобального рынка, но и обеспечивает устойчивое поступательное ее развитие.
В заключение исследований сделаем определенные выводы.
Существует большое разнообразие организаций, которые представляют собой сложную структуру и взаимосвязанную систему отдельных элементов, преследующую определенные цели, выполняющие множество функций и требующие постоянного управления.
Организации имеют иерархическое построение и разнообразные формы и виды, что вызывает необходимость их изучения и формирования теории организации как науки.
Исследователи под организацией понимают некую «единицу координации», которая, во-первых, обладает определенными границами и, во-вторых, функционирует для достижения цели (целей), разделяемых ее участниками.
Организации обладают такими основными характеристиками, как: совокупность членов организации или ее участников (представителей, работников); степень соответствия действий участников целям организации; формальная структура управления, обеспечивающая координацию действий организации.
Организации развиваются согласно жизненному циклу; в основе их развития лежит закон самосохранения.
Развиваясь, теории организации должна помочь разрешить существующие проблемы развития современных организаций, которые требуют научного и единого методологического подхода к анализу существующих проблем и предложений по их решению.
Изучение продолжительности жизни позволяет выделить общие черты организаций: бережное отношение к окружающей среде (и потенциальным изменениям в ней), что определяет их способности к обучению; высокую степень сложности и идентичности культуры организации, непосредственно влияющую на способность организации создавать свое сообщество и персонами, толерантность к новым и противоположным идеям или видам деятельности, обеспечивающая открытость к обучению и желание объективно видеть общее состояние окружающих условий организации; консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций организации.
Длительное процветание связано с организационной способностью эффективно и продуманно управлять собственным развитием. Те организации, которые делают упор только на увеличение доходов, прибыль, имеет меньше возможностей для долгосрочного выживания.
Для современных организаций характерны повышение степени согласованности совместных действий и долгосрочных обязательств, возросшее понимание необходимости решения сложных проблем и др.
Информация о работе Теория организации и её место в системе научных знаний