Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученной учебной и научной литературы определить общие тенденции в развитии организации и место теории организации в системе научных знаний.
Задачи исследования:
- определить понятие организации;
- представить организацию в качестве предмета науки теории организации;
- описать парадигму теория организации и рассмотреть классификацию теорий организации;
Введение……………………………………………………………………………3
1 Теория организации в системе наук…………………………………………….6
Понятие организации…………………………………………………………..6
1.2 Организация как предмет науки теория организации………………………12
1.3 Системная парадигма и теория организации………………………………..15
1.4 О классификации теорий организации………………………………………19
2 Управление знаниями – вызов XXI века………………………………………23
2.1 Роль управления знаниями в действии теории организации………………23
2.2 Значение использования групп (команд) в теории организации как
науки………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Глоссарий…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………
Социальную организацию можно определить и в виде специфической системы дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности. Эта деятельность состоит в использовании или преобразовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и сырьевых ресурсов для решения задач организации. Цель коммерческой организации, к примеру, состоит в том, чтобы произвести и реализовать продукцию, получить прибыль. С экономической и хозяйственной точки зрения цель фирмы состоит в удовлетворении частных потребностей человека.
Одной из характеристик организации
является ее открытость или закрытость. Открытой называют такую систему (организацию),
которая постоянно взаимодействует с
внешней средой. Для организации-
Следует отметить, что среди исследователей природы организаций, нет единой точки зрения относительно их возникновения. Одни специалисты придерживаются, так называемого, рационального или целевого подхода к оценке природы организации. Такая точка зрения высказывается в литературе по экономике и управлению, где организация рассматривается как форма и средство достижения определенных целей. Данную позицию еще принято называть механистической точкой зрения, поскольку каждый функциональный элемент организации определен в ней так, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели. Соответственно строится и организационная структура управления.
Другая позиция на природу организации связан с рассмотрением ее как естественной системы. Здесь специалисты заостряют внимание на таких свойствах, процессах и механизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, структурой, адаптируемой к изменениям внешней среды. Данная позиция, в основном, ориентирована на открытую модель системы и организации, которая подразумевает, что фирма в процессе своей деятельности встречается с неопределенностью среды и должна использовать различные инструменты и средства, чтобы приспособиться к такой среде3.
Сегодня в научных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.
Все социальные организации представлены многообразными формами, связанными с видами человеческой деятельности; можно отметить военные организации, предпринимательские и политические, добровольные ассоциации объединения потребителей, спортивные федерации и другие формы организации профессиональной, общественной и иной деятельности. Из представленных видов организаций, классифицированных по видам человеческой деятельности, специалисты считают, что наиболее важной их характеристикой является также размер и сложность организации.
Развитие общества сопровождается возникновением организаций. По мере создания культурных, технических и общественных институтов, установления между ними взаимосвязей, усложняются и организационные отношения. Пример развития и усложнения современной организации можно представить, сравнив неформальные, стихийно возникавшие дворовые футбольные команды с современными высокоорганизованными командами Федерации футбола, с их разветвленной организационной структурой и регламентируемым поведением.
Характерной чертой существования организаций являются взаимоотношения людей внутри организации, где существует определенная иерархия, то есть структурная организация подчинения сложных многоуровневых систем. Иерархия состоит в упорядочении взаимодействий между уровнями социальной системы, которая проявляется в существовании той или иной организационной структуры управления, когда один из уровней выступает как управляющий по отношению к нижним и как управляемый по отношению к высшему. Следует отметить, что в иерархически построенной организации каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций и их согласовании (координации). Иерархия в социальной организации необходима в связи с тем, что управление здесь связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации, необходимой для принятия определенных управленческих решений. Причем, на нижних уровнях управления организации используется информация, которая относится к лишь отдельным сторонам функционирования системы, а на более высокие уровни поступает аналитически обработанная и обобщенная информация, где на основе ее и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.
Примеры построения взаимоотношений внутри организации могут быть различные. Достаточно только представить любой сложности ее организационную структуру управления. Например, фирма имеет директора, главного бухгалтера, главного технолога и инженера. Каждый из этих специалистов может руководить отделами, бюро. При этом общее руководство сосредоточено на высшем уровне управления.
Таким образом, существует большое разнообразие организаций и организационных взаимоотношений внутри социальных и социально-экономических систем. Организации представляют собой сложную структуру и взаимосвязанную систему отдельных элементов, преследующую определенные цели, выполняющие множество функций и требующие постоянного управления.
Организации имеют иерархическое построение и разнообразные формы и виды.
1.2 Организация как предмет науки теория организации
Социально-экономическая организация в институциональном плане представляет собой определенную, самостоятельно существующую систему, которая подобна живому организму: появляется на свете, растет, развивается, совершенствуется, а затем умирает или преобразуется. В этом смысле каждая организация имеет так называемый жизненный цикл.
Вместе с тем, каждой организации присуще стремление к самосохранению и совершенствованию. Организация, достигнув цель своего существования, может продолжить свою жизнедеятельность во времени и в пространстве4.
Рыночные отношения, характеризующиеся острой конкурентной борьбой, обуславливают «естественный отбор» тех социально-экономических организаций (фирм), которые наиболее приспособлены к сложившимися условиям. Те фирмы, которые не удовлетворяют потребностям общественного развития, не смогли адаптироваться к экономическим условиям, обречены на гибель.
Для того, чтобы жить и развиваться, специалисты рекомендуют четко обосновать цель организации и сформулировать ее миссию; это является необходимым моментом в стремлении к выживанию.
В жизни многих организаций наблюдались такие ситуации, когда фирмы оказывались на грани банкротства в результате неправильно принятых управленческих решений или действий. Последствия же банкротства приводят или к ликвидации организаций или к их санации (оздоровлению) и дальнейшему развитию.
Решению проблем выживания организаций способствует следование социально-экономическому закону самосохранения, который утверждает, что любой организации как социально–экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет эффективного использования имеющихся ресурсов и оптимальных управленческих решений.
Обеспечение самосохранения свойственно не только каждому отдельному человеку, но и организационным структурам, то есть семье (домашнему хозяйству), фирме (организации), государству и более крупным, в том числе межгосударственным институтам.
Исследователи под организацией понимают некую «единицу координации», которая, во-первых, обладает определенными границами и, во-вторых, функционирует для достижения цели (целей), разделяемых ее участниками.
Организациями представлены фирмами, профсоюзами, политическими партиями, элементами производственной, социальной, рыночной, управленческой инфраструктуры и множеством других организационных единиц, координирующих свою деятельность как внутри данных образований, так и внешними согласованиями.
Отсюда можно определить следующие основные характеристики организации:
Специалисты, изучающие теорию организации, отмечают особую сложность в определении потенциала звена управления, который в значительной мере зависит от личности менеджера, его деловых и профессиональных качеств. Это особенно важно с тех позиций, что банкротство, как неблагоприятную для фирмы ситуацию, чаще всего связывают не с экономическими или финансовыми причинами, а с деятельностью неэффективного менеджмента, который, собственно, и подводит организацию к банкротству.
Отметим, что из экономического закона самосохранения следует, что прибыль не является главной целью коммерческой организации. Ее главная цель – адаптироваться к внешней среде и сохранить свое существование. Получение прибыли или ее отсутствие как таковой не приводит к банкротству; фирма может получать прибыль и быть неплатежеспособной. Следовательно, повторим вышесказанное: залог успешной деятельности фирмы – ее эффективный менеджмент.
Наука управления (менеджмент) определяет следующие факторы успешной деятельности управляющего:
Мери Паркер Фоллет, которая внесла большой вклад в теорию менеджмента, определяя его сущность, отмечала, что менеджмент - это «искусство получать вещи через людей».
Менеджеры высшего звена управления отвечают за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития и внутренних ценностей организации.
1.3 Системная парадигма и теория организации
Развиваясь, теория организации как наука испытывает определенные сложности, как в научном, так и в методологическом обеспечении. Отдельные авторы связывают ее с общими проблемами экономической теории, ее неопределенностью в решении многих проблем, обусловленную различными направлениями, школами и, соответственно, их различными мнениями в отношении инструментария и его эффективности; позиции теории фирмы среди других экономических дисциплин за последнее время утратили свою определенность.
К числу значимых составляющих экономической теории, в наибольшей степени подвергшихся пересмотру в последнее десятилетие, относится теория организации (или фирмы)6.
В общенаучном плане именно на теорию фирмы как экономического и предпринимательского субъекта, максимизирующего прибыль и минимизирующего затраты, обращали пристальное внимание представители институционально-эволюционного направления, среди которых можно отметить Р. Коуза, Р. Нельсона, П. Шумпетера, С. Уинтера. Они создали современную микроэкономику («микро» - малый), которая занимается изучением поведения домашнего хозяйства и фирмы. Вместе с тем, в качестве субъекта микроэкономики предполагалось рассматривать и так называемые межотраслевые комплексы, и финансово-промышленные альянсы (финансово-промышленные группы), и корпорации.
Исторический аспект возникновения и развития теории фирмы обусловлен тем, что в исследовательской практике теория организации, как самостоятельная дисциплина в конце девяностых годов двадцатого века была, по сути, составляющей более общей «теории организации промышленности», то есть имела узкую направленность исследований. В системе классификации отечественных экономических наук теория фирмы или теория организации как самостоятельный раздел также не выделяется.
Вместе с тем, существующие проблемы развития современных организаций, требуют научного и единого методологического подхода к анализу существующих проблем и предложений по их решению. К числу проблем можно отнести: недостаточное внимание к методологическим основам самой теории, видению предприятия (фирмы или организации) только в системе экономических институтов; слабую проработанность критериев эффективного развития, оптимальности управленческих решений, соответствия теории реальной практике. В этом аспекте выяснилось, что неоклассическая концепция фирмы, опирающаяся на отождествление фирмы с лицом, принимающим решения относительно ее поведения на рынке и в рыночной среде в целом, не отвечает реальности. Специалисты, подвергшие критике неоклассическую концепцию, отмечали, что ни наличие разного рода предпочтений, ни стремление руководства фирмы к их реализации, ни возможность существующих ограничений не имели убедительного подтверждения ни в теории, ни в практике. Принцип отождествления «первого лица» и возглавляемой им организации (фирмы) не правомерен с общественной и экономической точки зрения.
Информация о работе Теория организации и её место в системе научных знаний