Теория организации и её место в системе научных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученной учебной и научной литературы определить общие тенденции в развитии организации и место теории организации в системе научных знаний.
Задачи исследования:
- определить понятие организации;
- представить организацию в качестве предмета науки теории организации;
- описать парадигму теория организации и рассмотреть классификацию теорий организации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теория организации в системе наук…………………………………………….6
Понятие организации…………………………………………………………..6
1.2 Организация как предмет науки теория организации………………………12
1.3 Системная парадигма и теория организации………………………………..15
1.4 О классификации теорий организации………………………………………19
2 Управление знаниями – вызов XXI века………………………………………23
2.1 Роль управления знаниями в действии теории организации………………23
2.2 Значение использования групп (команд) в теории организации как
науки………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Глоссарий…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

-к.р.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Социальную организацию можно определить и в виде специфической системы дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности. Эта деятельность состоит в использовании или преобразовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и сырьевых ресурсов для решения задач организации. Цель коммерческой организации, к примеру, состоит в том, чтобы произвести и реализовать продукцию, получить прибыль. С экономической и хозяйственной точки зрения цель фирмы состоит в удовлетворении частных потребностей человека.

Одной из характеристик организации является ее открытость или закрытость. Открытой называют такую систему (организацию), которая постоянно взаимодействует с внешней средой. Для организации-предпринимательского субъекта представителями внешней среды выступают: поставщики, потребители, государственные органы управления, банковские и страховые организации, иные. Это, в свою очередь, определяет действия организации как хозяйственного субъекта. То есть все поведение организации характеризуется слаженностью, четкостью, формализованным характером (договоры поставок, кредитные и страховые обязательства, налоги). Таким образом, деятельность фирмы полностью ориентирует отдельного работника на выполнение общих целей организации, подчиняет его действия достижению сформулированных ею целей.

Следует отметить, что среди исследователей природы организаций, нет единой точки зрения относительно их возникновения. Одни специалисты придерживаются, так называемого, рационального или целевого подхода к оценке природы организации. Такая точка зрения высказывается в литературе по экономике и управлению, где организация рассматривается как форма и средство достижения определенных целей. Данную позицию еще принято называть механистической точкой зрения, поскольку каждый функциональный элемент организации определен в ней так, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели. Соответственно строится и организационная структура управления.

Другая позиция на природу организации связан с рассмотрением ее как естественной системы. Здесь специалисты заостряют внимание на таких свойствах, процессах и механизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, структурой, адаптируемой к изменениям внешней среды. Данная позиция, в основном, ориентирована на открытую модель системы и организации, которая подразумевает, что фирма в процессе своей деятельности встречается с неопределенностью среды и должна использовать различные инструменты и средства, чтобы приспособиться к такой среде3.

Сегодня в научных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.

Все социальные организации представлены многообразными формами, связанными с видами человеческой деятельности; можно отметить военные организации, предпринимательские и политические, добровольные ассоциации объединения потребителей, спортивные федерации и другие формы организации профессиональной, общественной и иной деятельности. Из представленных видов организаций, классифицированных по видам человеческой деятельности,  специалисты считают, что наиболее важной их характеристикой является также размер и сложность организации.

Развитие общества сопровождается возникновением организаций. По мере создания культурных, технических и общественных институтов, установления между ними взаимосвязей, усложняются и организационные отношения. Пример развития и усложнения современной организации можно представить, сравнив неформальные, стихийно возникавшие дворовые футбольные команды с современными высокоорганизованными командами Федерации футбола, с их разветвленной организационной структурой и регламентируемым поведением.

Характерной чертой существования организаций являются взаимоотношения людей внутри организации, где существует определенная иерархия, то есть структурная организация подчинения сложных многоуровневых систем. Иерархия состоит в упорядочении взаимодействий между уровнями социальной системы, которая проявляется в существовании той или иной организационной структуры управления, когда один из уровней выступает как управляющий по отношению к нижним и как управляемый по отношению к высшему. Следует отметить, что в иерархически построенной организации каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций и их согласовании (координации). Иерархия в социальной организации необходима в связи с тем, что управление здесь связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации, необходимой для принятия определенных управленческих решений. Причем, на нижних уровнях управления организации используется информация, которая относится к лишь отдельным сторонам функционирования системы, а на более высокие уровни поступает аналитически обработанная и обобщенная информация, где на основе ее и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.

Примеры построения взаимоотношений внутри организации могут быть различные. Достаточно только представить любой сложности ее организационную структуру управления. Например, фирма имеет директора, главного бухгалтера, главного технолога и инженера. Каждый из этих специалистов может руководить отделами, бюро. При этом общее руководство сосредоточено на высшем уровне управления.

Таким образом, существует большое разнообразие организаций и организационных взаимоотношений внутри социальных и социально-экономических систем. Организации представляют собой сложную структуру и взаимосвязанную систему отдельных элементов, преследующую определенные цели, выполняющие множество функций и требующие постоянного управления.

Организации имеют иерархическое построение и разнообразные формы и виды.

 

1.2 Организация как предмет науки теория организации

 

Социально-экономическая организация в институциональном плане представляет собой определенную, самостоятельно существующую систему, которая подобна живому организму: появляется на свете, растет, развивается, совершенствуется, а затем умирает или преобразуется. В этом смысле каждая организация имеет так называемый жизненный цикл.

         Вместе с тем, каждой организации присуще стремление к самосохранению и совершенствованию. Организация, достигнув цель своего существования, может продолжить свою жизнедеятельность во времени и в пространстве4.

Рыночные отношения, характеризующиеся острой конкурентной борьбой, обуславливают «естественный отбор» тех социально-экономических организаций (фирм), которые наиболее приспособлены к сложившимися условиям. Те фирмы, которые не удовлетворяют потребностям общественного развития, не смогли адаптироваться к экономическим условиям, обречены на гибель.

Для того, чтобы жить и развиваться, специалисты рекомендуют четко обосновать цель организации и сформулировать ее миссию; это является необходимым моментом в стремлении к выживанию.

В жизни многих организаций наблюдались такие ситуации, когда фирмы оказывались на грани банкротства в результате неправильно принятых управленческих решений или действий. Последствия же банкротства приводят или к ликвидации организаций или к их санации (оздоровлению) и дальнейшему развитию.

Решению проблем выживания организаций способствует следование социально-экономическому закону самосохранения, который утверждает, что любой организации как социально–экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет эффективного использования имеющихся ресурсов и оптимальных управленческих решений.

Обеспечение самосохранения свойственно не только каждому отдельному человеку, но и организационным структурам, то есть семье (домашнему хозяйству), фирме (организации), государству и более крупным, в том числе межгосударственным институтам.

Исследователи под организацией понимают некую «единицу координации», которая, во-первых, обладает определенными границами и, во-вторых, функционирует для достижения цели (целей), разделяемых ее участниками.

Организациями представлены фирмами, профсоюзами, политическими партиями, элементами производственной, социальной, рыночной, управленческой инфраструктуры и множеством других организационных единиц, координирующих свою деятельность как внутри данных образований, так и внешними согласованиями.

Отсюда можно определить следующие основные характеристики организации:

  1. совокупность членов организации или ее участников (представителей, работников);
  2. степень соответствия действий участников целям организации;
  3. формальная структура управления, обеспечивающая координацию действий организации5.

Специалисты, изучающие теорию организации, отмечают особую сложность в определении потенциала звена управления, который в значительной мере зависит от личности менеджера, его деловых и профессиональных качеств. Это особенно важно с тех позиций, что банкротство, как неблагоприятную для фирмы ситуацию, чаще всего связывают не с экономическими или финансовыми причинами, а с деятельностью неэффективного менеджмента, который, собственно, и подводит организацию к банкротству.

Отметим, что из экономического закона самосохранения следует, что прибыль не является главной целью коммерческой организации. Ее главная цель – адаптироваться к внешней среде и сохранить свое существование. Получение прибыли или ее отсутствие как таковой не приводит к банкротству; фирма может получать прибыль и быть неплатежеспособной. Следовательно, повторим вышесказанное: залог успешной деятельности фирмы – ее эффективный менеджмент.

Наука управления (менеджмент) определяет следующие факторы успешной деятельности управляющего:

  1. стратегическое мышление или указание пути следования для фирмы; умение определить цель, поставить задачи ее достижения, найти эффективные и оптимальные способы для их достижения;
  2. способность нести ответственность за принятые решения и умение идти на обоснованный риск;
  3. готовность к изменениям в интересах фирмы, инновационность в действиях;
  4. умение мотивировать себя и персонал;
  5. самоорганизация и т.д.

Мери Паркер Фоллет, которая внесла большой вклад в теорию менеджмента, определяя его сущность, отмечала, что менеджмент - это «искусство получать вещи через людей».

Менеджеры высшего звена управления отвечают за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития и внутренних ценностей организации.

 

1.3 Системная парадигма и теория организации

 

 

         Развиваясь, теория организации как наука испытывает определенные сложности, как в научном, так и в методологическом обеспечении. Отдельные авторы связывают ее с общими проблемами экономической теории, ее неопределенностью в решении многих проблем, обусловленную различными направлениями, школами и, соответственно, их различными мнениями в отношении инструментария и его эффективности; позиции теории фирмы среди других экономических дисциплин за последнее время утратили свою определенность.

К числу значимых составляющих экономической теории, в наибольшей степени подвергшихся пересмотру в последнее десятилетие, относится теория организации (или фирмы)6.

В общенаучном плане именно на теорию фирмы как экономического и предпринимательского субъекта, максимизирующего прибыль и минимизирующего затраты, обращали пристальное внимание представители институционально-эволюционного направления, среди которых можно отметить Р. Коуза, Р. Нельсона, П. Шумпетера, С. Уинтера. Они создали современную микроэкономику («микро» - малый), которая занимается изучением поведения домашнего хозяйства и фирмы. Вместе с тем, в качестве субъекта микроэкономики предполагалось рассматривать и так называемые межотраслевые комплексы, и финансово-промышленные альянсы (финансово-промышленные группы), и корпорации.

Исторический аспект возникновения и развития теории фирмы обусловлен тем, что в исследовательской практике теория организации, как самостоятельная дисциплина в конце девяностых годов двадцатого века была, по сути, составляющей более общей «теории организации промышленности», то есть имела узкую направленность исследований. В системе классификации отечественных экономических наук теория фирмы или теория организации как самостоятельный раздел также не выделяется.

Вместе с тем, существующие проблемы развития современных организаций, требуют научного и единого методологического подхода к анализу существующих проблем и предложений по их решению. К числу проблем можно отнести: недостаточное внимание к методологическим основам самой теории, видению предприятия (фирмы или организации) только в системе экономических институтов; слабую проработанность критериев эффективного развития, оптимальности управленческих решений, соответствия теории реальной практике. В этом аспекте выяснилось, что неоклассическая концепция фирмы, опирающаяся на отождествление фирмы с лицом, принимающим решения относительно ее поведения на рынке и в рыночной среде в целом, не отвечает реальности. Специалисты, подвергшие критике неоклассическую концепцию, отмечали, что ни наличие разного рода предпочтений, ни стремление руководства фирмы к их реализации, ни возможность существующих ограничений не имели убедительного подтверждения ни в теории, ни в практике. Принцип отождествления «первого лица» и возглавляемой им организации (фирмы) не правомерен с общественной и экономической точки зрения.

Информация о работе Теория организации и её место в системе научных знаний