Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:44, реферат
В последнее время подходы к разработке стратегии претерпели существенные изменения. Собственники бизнеса не сразу приходят к необходимости создания стратегии. Отношение к этому процессу меняется по мере роста бизнеса и ответственности собственника за его будущее. На начальной стадии цель предпринимателя, создавшего свой бизнес, - обеспечить его безубыточность. Далее фокус смещается на контроль над возрастающим денежным потоком, а собственник все больше концентрируется на вопросах управления операциями компании. По мере ее роста владелец превращается в стратега. Его начинают волновать вопросы позиционирования на рынке, а также создания устойчивых конкурентных преимуществ.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Понятие стратегии …………………………………………………………….3
2. Типы стратегий развития бизнеса ……………………………………………6
2.1 Подходы к выработке стратегии …………………………………………….7
2.2. Стратегии концентрированного роста ……………………………….…….8
2.3 Стратегии интегрированного роста …………………………………………9
2.4 Стратегии диверсифицированного роста …………………………………...9
2.5 Стратегии сокращения ……………………………………………………...11
2.6 Реструктуризация компании ……………………………………………….12
3. Основные задачи разработки стратегии …………………………………….13
3.1 Понятие стратегического решения ………………………………………...13
3.2 Последовательность разработки стратегии ……………………………….13
3.3 Основные задачи разработки стратегии …………………………………..17
4. Заключение ……………………………………………………………………20
Список используемой литературы ……………………………………………..22
Третий подход относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определенного сегмента рынка в определенного типа продукции. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако что является совершенно обязательным для проведения стратегии третьего типа, так это то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка. То есть должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса. Обычно эти стратегии называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология. Каждый из этих пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Например, в отношении продукта это может быть либо решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.
2.2 Стратегии концентрированного роста
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
• стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
• стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
• стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.
2.3 Стратегии интегрированного роста
Ко второй группе эталонных
стратегий относятся такие
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
• стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение.
Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
• стратегия вперед идущей
вертикальной интеграции выражается в
росте фирмы за счет приобретения
либо же усиления контроля над структурами,
находящимися между фирмой и конечным
потребителем, а именно системами
распределения и продажи. Данный
тип интеграции очень выгоден, когда
посреднические услуги очень расширяются
или же когда фирма не может
найти посредников с
2.4 Стратегии диверсифицированного роста
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:
• рынки для осуществляемого
бизнеса оказываются в
• текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;
• новый бизнес может
вызвать синергический эффект, например,
за счет лучшего использования
• антимонопольное регулирование
не разрешает дальнейшего
• могут быть сокращены потери от налогов;
• может быть облегчен выход на мировые рынки;
• могут быть привлечены
новые квалифицированные
Основными стратегиями
• стратегия центрированной
диверсификации базируется на поиске
и использовании дополнительных
возможностей производства новых продуктов,
которые заключены в
• стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
• стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
2.5 Стратегии сокращения
Четвертым типом эталонных
стратегий развития бизнеса являются
стратегии сокращения. Они реализуются
тогда, когда фирма нуждается
в перегруппировке сил после
длительного периода роста или
в связи с необходимостью повышения
эффективности, когда наблюдаются
спады и кардинальные изменения
в экономике, такие, как, например, структурная
перестройка и т.п. В этих случаях
фирмы прибегают к
Выделяется четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
• стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
• стратегия «сбора урожая»
предполагает отказ от долгосрочного
взгляда на бизнес в пользу максимального
получения доходов в
• стратегия сокращения
заключается в том, что фирма
закрывает или продает одно из
своих подразделений или
• стратегия сокращения
расходов достаточно близка к стратегии
сокращения, так как ее основной
идеей является поиск возможностей
уменьшения издержек и проведение соответствующих
мероприятий по сокращению затрат.
Однако данная стратегия обладает определенными
отличительными особенностями, которые
состоят в том, что она больше
ориентирована на устранение достаточно
небольших источников затрат, а также
в том, что ее реализация носит
характер временных или краткосрочных
мер. Реализация данной стратегии связана
со снижением производственных затрат,
повышением производительности, сокращением
найма и даже увольнением персонала,
прекращением производства неприбыльных
товаров и закрытием
В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у много отраслевых компаний. Фирма может проводить и определенную последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
2.6 Реструктуризация компании
Реструктуризация компании - это структурная перестройка компании в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к компании других компаний, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций других компаний.
Многие российские компании
сталкиваются с проблемой - отсутствием
эффективной системы
Реструктуризация компании
должна начинаться с разработки стратегической
концепции компании по определению
ее цели. Этой общей концепции
Если планируется создать
совместное предприятие с иностранными
партнерами, то необходимо четко представлять
стратегию и этой компании, предусматривая
необходимые инвестиции. Только после
этого можно моделировать организационную
структуру, наиболее подходящую для
осуществления стратегии
3. Основные задачи разработки стратегии
3.1 Понятие стратегического решения
Стратегические решения - наиболее ответственные, так как предопределяют приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу. В отличие от операционных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Менеджмент вынужден затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность. Поэтому стратегическое планирование - процесс достаточно дорогой, требующий привлечения квалифицированных специалистов, которые обладают не только высокими аналитическими способностями, но и реальным опытом разработки стратегий в различных ситуациях. Вот почему задача создания стратегии никому не может быть делегирована исполнительным руководителем компании (CEO или GM) и является одной из наиболее важных областей его персональной ответственности. Следует также отметить, что выбор стратегии - это задача, которой должны уделять серьезное внимание и акционеры компании.