Учёт психологических особенностей различных типов личности в практике современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 02:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение влияния личностных характеристик и организационного окружения на поведение человека, а также возможность применения данных знаний на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные характеристики и типы личности;
• выявить, каким образом строится взаимодействие человека и организационного окружения;
• раскрыть понятие организационного окружения;
• определить место человека в организации;
• рассмотреть типы поведения человека в организации и возможности влияния на него
•определить роль менеджера в командообразовании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………3
Глава 1. Концепция личности в современной науке……..……..……..5
1.1Понятие личности и её характеристики…………….……..….5
1.2Типология личности: основные теоретические
подходы …………………………………………………………………….12
Глава 2. Взаимодействие личности и организации ……………….….18
2.1 Модели взаимодействия личности и организации…………..18
2.2 Личностный аспект взаимодействия человека и организации………………………………………………………………………23
2.3 Восприятие, как психологическая характеристика личности, ошибки восприятия………………………….……………………….………….27
Глава 3. Групповая динамика. Жизненный цикл развития команды..31
3.1 Методы формирования и развития команды. Ролевая структура команд…………………………..…………………………………….31
3.2. Подбор членов команды с учётом психологических типов……………………………………………………………………………...38
3.3. Роль менеджера в командообразовании……………………..43
Заключение…………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………...………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая опуи.docx

— 219.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    Содержание…………………………………………….………….………2

  Введение…………………………………………………………...………3  

     Глава 1.  Концепция личности в современной науке……..……..……..5

     1.1Понятие личности и её характеристики…………….……..….5

          1.2Типология личности: основные теоретические

подходы …………………………………………………………………….12

  Глава 2. Взаимодействие личности и организации ……………….….18

             2.1 Модели взаимодействия личности и организации…………..18     

             2.2 Личностный аспект взаимодействия человека и организации………………………………………………………………………23                    

               2.3 Восприятие, как психологическая характеристика личности, ошибки восприятия………………………….……………………….………….27

    Глава 3. Групповая динамика. Жизненный цикл развития команды..31

          3.1 Методы формирования и развития команды. Ролевая структура команд…………………………..…………………………………….31  

             3.2. Подбор членов команды с учётом психологических типов……………………………………………………………………………...38 

           3.3. Роль менеджера в командообразовании……………………..43             

Заключение…………………………………………………………………49

       Список используемой литературы……………...………………………….50 
Введение

    Организация состоит из индивидуумов, поведение и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все другие уровни организационного поведения, будь то поведение групп, лидерство или корпоративная культура организации. Знание особенностей и индивидуальных характеристик личности является важнейшим инструментом, помогающим понять, как ведут себя люди и как они взаимодействуют друг с другом. Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день люди являются основным ресурсом организации, который определяет ее конкурентоспособность и успешность на рынке. Знание личностных основ поведения человека поможет менеджерам более эффективно использовать потенциал своих сотрудников.

    Целью курсовой работы является изучение влияния личностных характеристик и организационного окружения на поведение человека, а также возможность применения данных знаний на практике.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· изучить основные характеристики и типы личности;

· выявить, каким образом строится взаимодействие человека и организационного окружения;

 · раскрыть понятие  организационного окружения;

· определить место человека в организации;

· рассмотреть типы поведения человека в организации и возможности влияния на него

·определить роль менеджера в командообразовании.

    Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка.

    Первая глава называется «Концепция личности в современной науке». В ней рассматриваются основные подходы к типологии личности, сущности этого понятия. Вторая глава носит название «Взаимодействие личности и организации». В ней рассматриваются основные модели взаимодействия человека и организации, их ожидания относительно друг друга, а также восприятие и ошибки восприятия. Третья глава «Групповая динамика.    Жизненный цикл развития команды» рассматривает различные методы формирования команд, а также роль менеджера в командообразовании. Источниками информации послужили базовая учебная литература, статьи в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 1. Концепция личности в современной науке

1.1 Понятие личности  и её характеристика

    Сотрудники современных организаций вынуждены постоянно морально и физически подстраиваться под новые условия работы. Роль менеджера при этом заключается в разработке направляющих воздействий, ориентированных на конкретного человека и определяющих процесс изменения. При этом направляющие воздействия часто должны быть индивидуализированы, то есть, ориентированы на конкретного человека, на личность.

    Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. [20, С. 90] Понятие «личность» многопланово, поэтому среди ученых нет единого подхода к определению и описанию данного понятия.

    Личность - это целостная система, объединяющая в себе множество психосоциальных качеств, характеризующих конкретного человека (индивида). Главнейший признак личности - целостность. Она проявляется в устойчивой предрасположенности одинаково воспринимать и последовательно реагировать на меняющиеся ситуации, стимулирующие воздействия, ценности, мотивы, защиты, разные характеры и индивидуальные манеры поведения других.

    Личность есть понятие социальное, оно выражает все, что есть в человеке природного, исторического. Личность не врожденна, она возникает в результате культурного и социального развития.

    Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы совершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. [16, С. 266]

    В трудовой сфере, в зависимости от содержания, характера, условий труда работника, занимаемого им уровня в иерархии, могут рассматриваться как существенные особенности таких качеств и свойств личности, как ощущения, восприятие, память, мышление, чувства и эмоции, сознание, коммуникативность, направленность, темперамент, характер, способности, склонности, задатки, речь, воля и другие.[15, С. 40]

   Специалисты выделяют три основные группы характеристик личности:

· демографические (возраст и пол);

· компетентность (склонности и способности);

· психологические (система ценностей, установки, отношение к работе).

«Демографические характеристики безусловно важны при обсуждении условий работы, для того чтобы правильно реагировать на нужды и запросы работников. Несмотря на это, они слишком часто приводят к неправильной оценке потенциала работника. Менеджер должен всегда помнить о том, что демографические характеристики не самый верный показатель того, насколько конкретный человек подходит для данной работы. Компетентность, система ценностей, установки и особенности характера значительно более важные факторы.

    Понятие компетентности включает в себя склонности и способности, которые так необходимы человеку в работе. Склонность – это способность к научению. Способности можно определить как возможности, позволяющие человеку выполнять ту или иную работу, необходимую в данной ситуации.

К важным личностным характеристикам можно отнести самооценку, локус контроля, авторитаризм, макиавеллизм, ориентацию на достижения, склонность к риску, догматизм, самомониторинг.» [20, С. 97-100] Рассмотрим некоторые из них.

    «Самооценка представляет собой собственную оценку значимости личности, степень отношения человека к самому себе. Люди имеют личное мнение о том, как необходимо поступить, о своих возможностях, о том, как они выглядят в глазах окружающих. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.» [24]

    «Локус контроля – личностная особенность, впервые описанная и исследованная Дж. Роттером. Люди могут характеризоваться внутренним или внешним локусом контроля. Те, кому свойствен внешний локус контроля (экстерналы), полагают, что все жизненные события главным образом – результат действия случая или удачи. Люди, характеризующиеся внутренним локусом контроля (интерналы), считают, что они могут влиять на ход своей жизни и то, что с ними произошло или произойдет, является результатом их собственных решений. Они считают себя хозяевами собственной судьбы. Исследования показывают, что лица с внутренним локусом контроля отмечают большую удовлетворенность трудом, работая в условиях партисипативного менеджмента, в то время как работники с внешним локусом контроля чувствуют себя комфортно в условиях директивного управления. Поведение экстерналов очень сильно зависит от поощрений, а неудовлетворенность трудом позволяет прогнозировать уход из организации лиц с высокими показателями внутреннего локуса контроля.» [3, С. 111] Экстерналы в целом менее удовлетворены своим статусом в организации, чаще отсутствуют на рабочем месте по каким-либо объективным причинам, чувствуют себя менее вовлеченными в работу и организационную жизнь, чем интерналы.

    Авторитаризм – это модель поведения, основанная на убеждении, что в организации существуют (или должны существовать) статусные и властные различия, а использование власти является необходимым и важным элементом функционирования эффективной организации. Люди с высокими показателями авторитаризма лишены интеллектуальных сомнений, почтительны с людьми с более высоким статусом и пренебрежительны с подчиненными, подозрительны к изменениям, более склонны следовать правилам. Наличие у сотрудников авторитарных черт отрицательно влияет на деятельность в ситуациях, где работа требует сочувствия другим, такта и способности приспосабливаться к сложным изменяющимся обстоятельствам.          В то же время там, где организационная ситуация высоко структурирована и успешность деятельности зависит прежде всего от строгого следования правилам и инструкциям, авторитарные характеристики работников являются вполне уместными. [20, С. 102]

    Макиавеллизм. Лица, которым свойственна эта черта, прагматичны, постоянно сохраняют эмоциональную дистанцию с другими людьми и в своих действиях исходят из того, что цель оправдывает средства. «Личность с чертами макиавеллизма – это человек, который старается использовать других людей для решения собственных задач, в большей степени обнаруживает стремление манипулировать другими. В задачах, которые требуют умения вести переговоры или где цена победы, результата велика, такие работники могут быть чрезвычайно производительными. Но если цели не могут оправдывать средства, если имеются абсолютные стандарты этики поведения, или если присутствуют вышеупомянутые организационные факторы, то спрогнозировать поведение человека с такой личностной чертой вряд ли возможно.» [2, С. 57]

    «Догматизм – индивидуальная характеристика, отражающая отсутствие сомнений в своей правоте и неспособность к переосмыслению или переоценке уже известного, сделанного. Исследования показывают, что менеджеры с высокими показателями догматизма всегда уверены в правильности своих решений, часто являются оппонентами и критиками любых программ организационного развития.» [20, С. 107]

    «Самомониторинг – представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения. Личности с высоким уровнем самомониторинга адекватно и в полной мере оценивают окружающую обстановку и выбирают наиболее полно соответствующую линию поведения. Результатом является их постоянно меняющееся поведение в зависимости от конкретной ситуации. Поведение личности с низким уровнем самомониторинга зависит в основном от его собственного внутреннего состояния и достаточно устойчиво и предсказуемо вне зависимости от ситуации.» [8, С. 86]

    Характеристики личности во многом определяют ее отношение к работе, окружению, а также влияют на поведение человека.

   «Один из наиболее важных способов изучения личности, найденный учеными, – это описание его черт. Черта – это особая составляющая личности, которая описывает определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например, склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности. Таким образом, говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека. Ученые определили множество черт личности, и большинство психологов согласны с тем, что черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии.

   Больша́я пятёрка — диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком и Р. Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида.

В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):

экстраверсию,

доброжелательность,

добросовестность,

невротизм

открытость опыту.

    В иерархической модели личности "Большая пятерка" сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, нейротизм, уживчивость или доброжелательность, сознательность и открытость опыту (рис. 1). Каждая черта "Большой пятерки" состоит из различных особых черт. Черты "Большой пятерки" и специальные черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.» [28]

Информация о работе Учёт психологических особенностей различных типов личности в практике современного менеджмента