Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 02:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение влияния личностных характеристик и организационного окружения на поведение человека, а также возможность применения данных знаний на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные характеристики и типы личности;
• выявить, каким образом строится взаимодействие человека и организационного окружения;
• раскрыть понятие организационного окружения;
• определить место человека в организации;
• рассмотреть типы поведения человека в организации и возможности влияния на него
•определить роль менеджера в командообразовании.
Введение…………………………………………………………...………3
Глава 1. Концепция личности в современной науке……..……..……..5
1.1Понятие личности и её характеристики…………….……..….5
1.2Типология личности: основные теоретические
подходы …………………………………………………………………….12
Глава 2. Взаимодействие личности и организации ……………….….18
2.1 Модели взаимодействия личности и организации…………..18
2.2 Личностный аспект взаимодействия человека и организации………………………………………………………………………23
2.3 Восприятие, как психологическая характеристика личности, ошибки восприятия………………………….……………………….………….27
Глава 3. Групповая динамика. Жизненный цикл развития команды..31
3.1 Методы формирования и развития команды. Ролевая структура команд…………………………..…………………………………….31
3.2. Подбор членов команды с учётом психологических типов……………………………………………………………………………...38
3.3. Роль менеджера в командообразовании……………………..43
Заключение…………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………...………………………….
рис1. Иерархическая схема личности. Пятифакторная модель по Кэттелу
Эта модель может успешно применяться
в таких областях, как профессиональная
ориентация, диагностика личности, поскольку
пять основных характеристик тесно связаны
с совместной деятельностью в условиях
организации и вместе с физическими характеристиками
и способностями влияют на успех выполнения
служебных функций и обязанностей.
1.2 Типология личности: основные теоретические подходы
Каждый человек уникален и всё же по некоторым чертам психики людей можно разделить на типы. Психологический тип определяет поведение человека в различных ситуациях. Поэтому изучение психологических типов помогает найти наиболее эффективный способ общения с людьми и понимание того, в каких сферах они проявят себя лучше всего. Правильное определение того или иного типа личности способствует повышению эффективности управления организацией. Существует множество различных классификаций типов личности. Рассмотрим основные из них.
«Автор одной из типологий – Гиппократ. Он взял за основу темперамент – те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Гиппократ считал, что особенности поведения проявляются у людей при преобладании одной из жидкостей:
· холерик – много "жёлтой желчи", от которой человек становится горячим, эмоциональным. Отличительная черта холерика – это сильные эмоции и быстрая смена настроений. Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Быстро загорается что-либо делать и так же быстро может бросить. Подвижность нервной системы холерика больше её торможения. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что сил больше не остается.» [16, С. 277-278] «Холерикам нежелательно выбирать работу, требующую монотонности. Для них некоторое время это будет интересно, а потом наскучит. На первом месте у них стоят виды деятельности, подразумевающие общение с людьми. У холерика - сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система.» [26]
· сангвиник – кровь делает человека весёлым и подвижным. «Он быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро переучивается, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. Менеджеру необходимо использовать хорошие организационные способности такого подчиненного по созданию эффективной команды; создавать перспективы карьеры и заработка, в противном случае он может уволиться и перейти к конкуренту; увлекать новой задачей, стимулировать, контролировать выполнение задания; загружать делами.» [10, С. 59]
· меланхолик – от "черной желчи" человек становится грустным и боязливым. «Этот тип повышенно впечатлителен, эмоционален, отзывчив и легкораним. Он медленно осваивается и привыкает к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникает паническое состояние, уныние, тоска. Он весьма болезненно переносит неудачи. У меланхоликов сильно развит рефлекс «природной осторожности», а поэтому они часто стеснительны, боязливы, нерешительны. Такой человек нуждается в эмоциональной поддержке и позитивной оценке в случае достижений. Нежелательно критиковать его в присутствии других людей, лучше — наедине; не рекомендуется назначать на управленческие должности; поддерживать позитивную атмосферу в компании и подразделениях; не рекомендуется использовать на участках работы, связанных с риском и стрессом.» [10, С. 62-63]
· флегматик – преобладание лимфы или флегмы (мокроты) делает человека спокойным и медлительным. «Он ровен в поведении. Ему чужды скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действиям необходим какой-то толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение, самообладание, высокая работоспособность. Речь флегматика спокойна, без резко выраженных эмоций. Флегматики могут не заметить течение времени и запоздать с выполнением задания. Рекомендуется использовать его на участках работы, требующих хорошей концентрации внимания, а также там, где нужно работать в условиях однообразия и монотонности (составление отчетов, обобщение большого массива фактических данных); поскольку в стрессовых ситуациях флегматик сохраняет спокойствие и самообладание, можно использовать его при урегулировании конфликтов в команде.» [26]
«Определенный интерес представляет типология Майерс-Бриггс, разработанная в США в 50-х гг. на основе идей швейцарского психолога К. Юнга, который ввел представление о двух универсальных типах — экстравертном и интровертном. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости. Помимо этого представления Юнг классифицировал людей по отдельным основным психическим функциям (мышление и чувствование, ощущение и интуиция), выделив, таким образом, восемь типов личностей: экстравертный-ощущающий, интровертный-ощущающий, экстравертный-интуитивный, интровертный-интуитивный, экстравертный-мыслительный интровертный-мыслительный, экстравертный-чувствующий, интровертный-чувствующий.» [13, С. 320]
Для более подробной классификации личностных качеств применяется метод Майерс-Бриггс. Тип людей по этому методу определяется путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем категориям.
1. «Шкала E-I — ориентация сознания.
Экстраверты (E) направляют свою энергию на внешний мир. Они говорят и действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-то предпринять. Они предпочитают работу, которая требует спокойной умственной активности.
2. Шкала S-N — способ ориентировки в ситуации.
Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют свои органы чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются в деталях и подробностях этого мира. Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной ситуации, поскольку они оценивают мир с помощью своего воображения.
3. Шкала T-F — основа принятия решений.
Логики (T) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют. Эмоционалы (F), наоборот, принимают решения на основе своих чувств. Они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью.
4. Шкала J-P — способ подготовки решений.
Рационалы (J) ведут упорядоченную организованную жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше. Иррационалы (P), наоборот, отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт.
Таким образом, существуют четыре основные шкалы предрасположенностей и каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, определяющее его принадлежность к одному из 16 типов личностей ( табл.1).» [27]
Таблица 1. Решетка Майерс-Бриггс
Хорошего или плохого типа личности не бывает. Каждый человек по-своему уникален, и личности разных людей могут соответствовать различным сферам деятельности. Хорошие руководители должны понимать особенности личности и уметь работать с разными людьми.
Менеджер в своей работе постоянно взаимодействует с другими людьми. Зная психотип, особенности темперамента каждого человека можно значительно повысить эффективность управления. Так, например, меланхолик и флегматик лучше справятся с монотонной и рутинной работой, холерикам лучше поручать работу творческого характера, сангвиникам нужно постоянно давать новые задания, создавать перспективу карьерного роста. Если следовать типологии Майерс-Бриггс, то например, для ENFP (Интуитивно-этический экстраверт) лучше всего предоставить свободный режим работы. При этом желательно, чтобы работа была интересной для него самого, обеспечивала разнообразными впечатлениями. ИЭЭ подходит работа, связанная с общением: журналистика, психология, идеология, реклама, участие в выставках, привлечение клиентов, оценка возможностей проектов и персонала. Не стоит требовать и ожидать от них качественного выполнения кропотливой работы, систематического ведения документации, высокой самоорганизованности, умения эффективно руководить другими людьми и распределять обязанности, безэмоционального поведения в конфликтных ситуациях. А вот противоположный ИЭЭ психотип сенсорно-логический интроверт, наоборот не склонен к проявлению чувств, ему подойдёт более кропотливая работа, не смотря на то, что представители данного психотипа всё делают с «ленцой», СЛИ достаточно ответственно подходят к скурпулёзной и монотонной работе, способны сделать её за достаточно короткий срок, однако, не умеют устанавливать контакты с людьми.
Глава 2. Взаимодействие личности и организации
2.1. Модели взаимодействия личности и организации
Одной из важнейших задач стратегического управления является обеспечение гармоничного и эффективного включения сотрудников в жизнь организации. Для этого важно правильно построить взаимодействие человека и организационного окружения. Это требует огромной работы и специальных знаний. Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить не только в чем суть проблемы этого взаимодействия, но и то, что в личности человека определяет его поведение в организации и какие характеристики организационного окружения влияют на процесс включения человека в деятельность организации.
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот «обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжения может привести либо к малоустойчивому взаимодействию, либо к разрыву их взаимодействия, так как каждый член организации имеет свое собственное окружение и это служит причиной для эффективного установления взаимодействия человека и организационного окружения. Ведь каждый человек выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны.» [3, С. 81]
Под взаимодействием понимают «процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого». [20]
Взаимодействие – это форма движения, развития организации и человека в ней. Оно определяет существование самой организации.
«Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия
человека с организационным
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.» [3, С. 78-79]
«Для рассмотрения первой позиции необходимо дать определение понятию организационное окружение. В самом общем виде организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.» [3, С. 81-82]
Теперь, когда мы ознакомились с понятием организационного окружения, необходимо перейти к рассмотрению первой модели взаимодействия. В этом случае, человек – главный в процессе взаимодействия с организационным окружением. «Модель включает такие элементы, как организационное окружение; стимулирующее воздействие; человек; реакция на стимулирующие воздействия; действия, поведение; результаты работы
(рис.2).» [21, С. 56-58]
Рис.2. Модель включения человека в организационное
окружение
«Описать ее можно следующим образом: В процессе взаимодействия человека с организационным окружением он получает побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
· Затем под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
· Эти действия приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
В этой модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком.» [20, С. 345-346]
· «Стимулирующие воздействия – это речевые и письменные сигналы, действия других людей.
· Человек - биологическое и социальное существо с определенными физиологическими потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями.
· Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и принятие решения об ответных действиях.
· Действия и поведение включают мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты.
· Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, и в результате пришел к решению проблемы. Вторая – что он сделал для организационного окружения в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.» [3, С. 80]
Если же рассматривать поведение человека с позиции организации (вторая модель), то человек – это ресурс организации, который она использует в своей деятельности ( рис. 3). «Сама же организация как единый организм в этом случае имеет вход, преобразователь и выход и взаимодействует с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой.» [14, С. 63]
Рис.3. Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации