Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа
Основной целью работы – является изучение основных понятий и закрепление знаний, полученных по курсу «Основы менеджмента», а также приобретение навыков решения управленческих проблем в различных ситуациях на примере конкретной организации. Объект исследования МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» города Байкальска. Задачи, которые я ставила перед собой в процессе написания работы: овладеть навыками организационно-управленческого анализа; выявить реально существующие управленческие проблемы на предприятии и выбрать эффективные варианты решения их; усвоить управленческую терминологию и научиться пользоваться ею.
Введение 5
1 Управленческая ситуация. Основные модели и методы исследования 6
1.1 Управленческая ситуация 6
1.1.1 Сущность ситуационного подхода к управлению 6
1.1.2 Функциональные и ситуационные задачи управления 10
1.1.3 Источники управленческой ситуации 11
1.2 Классификация и моделирование управленческих ситуаций 11
1.2.1 Характеристика ситуаций 11
1.2.2 Проблема описания ситуаций 12
1.2.3 Модели управленческих ситуаций 13
1.3 Циклы и методы разрешения управленческой ситуации 14
1.3.1 Типы циклов управления 15
1.3.2 Методы разрешения ситуаций 16
2 Организационно-управленческий анализ деятельности Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» города Байкальска 18
2.1 Общая характеристика предприятия 18
2.1.1 Характеристика факторов внешней среды организации 19
2.2. Анализ системы стратегического планирования 21
2.2.1 Анализ миссии организации 21
2.2.2 Анализ системы целей организации, построение дерева целей 21
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации 23
2.2.4 Анализ стратегии 23
2.3 Анализ организации стратегии 23
2.3.1 Анализ организационной структуры 23
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов 24
2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями) 24
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия 25
2.4.1 Анализ системы мотивации по теории потребностей Д. МакКлелланда 25
2.4.2 Оценка системы мотивации по теории ожидания 27
2.5 Оценка системы и процедур контроля 29
2.6. Анализ руководства на предприятии 30
Анализ ситуации по Фидлеру показал, что эффективность в управлении организацией достигается лидером, ориентированным на работу. Сопоставляя анализы стиля руководства и ситуации, видно несоответствие. 33
Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации. 33
3 Управление эффективностью системы менеджмента организации 34
3.1 Принятие управленческого решения 34
3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по её совершенствованию 35
Заключение 37
Библиографический список 38
Приложение А 39
Приложение Б 41
Приложение В 42
Министерство путей сообщения РФ
Иркутский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Менеджмент»
Курсовая работа
По дисциплине: «Основы Менеджмента»
«Управленческая ситуация. Организационно – управленческий анализ деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16»
Выполнил: студентка гр. М (б)-09-1
Бахтиярова Н.В.
Старший преподаватель: Перфильева А.И.
Иркутск 2011
Оглавление
Введение
1 Управленческая ситуация. Основные модели и методы исследования
1.1 Управленческая ситуация
1.1.1 Сущность ситуационного подхода к управлению
1.1.2 Функциональные и ситуационные задачи управления
1.1.3 Источники управленческой ситуации
1.2 Классификация и моделирование управленческих ситуаций
1.2.1 Характеристика ситуаций
1.2.2 Проблема описания ситуаций
1.2.3 Модели управленческих ситуаций
1.3 Циклы и методы разрешения управленческой ситуации
1.3.1 Типы циклов управления
1.3.2 Методы разрешения ситуаций
2 Организационно-управленческий анализ деятельности Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» города Байкальска
2.1 Общая характеристика предприятия
2.1.1 Характеристика факторов внешней среды организации
2.2. Анализ системы стратегического планирования
2.2.1 Анализ миссии организации
2.2.2 Анализ системы целей организации, построение дерева целей
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации
2.2.4 Анализ стратегии
2.3 Анализ организации стратегии
2.3.1 Анализ организационной структуры
2.3.2 Анализ организационно-
2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями)
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия
2.4.1 Анализ системы мотивации по теории потребностей Д. МакКлелланда
2.4.2 Оценка системы мотивации по теории ожидания
2.5 Оценка системы и процедур контроля
2.6. Анализ руководства на предприятии
Анализ ситуации по Фидлеру показал, что эффективность в управлении организацией достигается лидером, ориентированным на работу. Сопоставляя анализы стиля руководства и ситуации, видно несоответствие.
Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации.
3 Управление эффективностью системы менеджмента организации
3.1 Принятие управленческого решения
3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по её совершенствованию
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Эффективное управление – это всегда управление по обстоятельствам, или ситуационное управление. Формирование такой внешней среды, в которой люди, совместно работающие в группах, могут достичь поставленных целей, предполагает применение знания в какой-то практической проблеме для того, чтобы достичь наилучших результатов в данной ситуации.
Но это не означает, что руководителю не надо знать концепции, основные положения, принципы, теории и методы управления.
Именно в этом и заключается сущность управления – применение знаний к существующим реальностям для достижения желаемых результатов.
Именно поэтому, одна из целей моей курсовой работы – это рассмотрение управленческой ситуации как основы управления на предприятии и изучение основных моделей и методов ее исследования. Основной целью работы – является изучение основных понятий и закрепление знаний, полученных по курсу «Основы менеджмента», а также приобретение навыков решения управленческих проблем в различных ситуациях на примере конкретной организации. Объект исследования МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» города Байкальска. Задачи, которые я ставила перед собой в процессе написания работы: овладеть навыками организационно-управленческого анализа; выявить реально существующие управленческие проблемы на предприятии и выбрать эффективные варианты решения их; усвоить управленческую терминологию и научиться пользоваться ею.
Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния производственной организации и ее звеньев, которое с точки зрения субъекта управления может быть удовлетворительным или неудовлетворительным. В последнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. [4]
Таким образом, проблемная ситуация выступает с одной стороны как совокупность целей субъекта (их полная совокупность или какая-либо часть), а с другой – как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Одна и та же проблемная ситуация может быть сформулирована как различные проблемы. Каждая из таких проблем ориентирует систему управления на совершенно разные пути и методы преодоления исходной проблемной ситуации.
Различают два типа формулирования проблемы, которые условно можно назвать субъектными и объектными. Проблемы первого типа фиксируются в терминах потребностей данного субъекта управления, отражают факт их неудовлетворенности. Проблемы второго типа формулируются на базе субъектных и отражают недостаточность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы.
В основе ситуационного подхода к управлению лежит мысль о том, что внутреннее функционирование организации должно быть согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, внешним окружением, а также потребностями персонала. Только в этом случае она будет работать эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырёхшаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики, в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приёмы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств.[6]
Успех или неуспех в значительной степени основывается на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью определить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем.
Конкретный выбор переменных точно так же, как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Однако это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Чисто внутренний фактор есть нечто данное, что руководство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.[5,6]
Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.[3]
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией.[7]
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.
Возникающие в управлении задачи по сути своей являются либо функциональными, либо ситуационными. Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и управлении. Ситуационные задачи являются следствием нарушения во взаимодействии специализированных подсистем и элементов производственной организации и следствием воздействия на нее технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов, в том числе воздействия, обусловленного их различной динамикой.
Динамичность производственной организации, ее способность реализовывать изменяющиеся цели управления, могут быть обеспечены только наличием и взаимодействием двух элементов структуры управления: один из них обеспечивает решение стабильных задач управления, а другой – переменных, ситуационных. Соответственно и процессы управления должны формироваться исходя из двух принципов организации управления – функционального и ситуационного.
Адаптивность производственной организации может быть обеспечена лишь дополнением существующего механизма функционирования элементами ситуационного типа, обеспечивающими возможность решения комплекса возникающих проблем. Ситуационные элементы организации и методы управления могут формироваться и как временные.
Возникающие ситуации являются результатом различных взаимодействий, происходящих в механизме, структуре и процессе управления, и связаны со статикой и динамикой внешней и внутренней среды производственной организации. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатами нарушения взаимодействия подсистем производственной организации между собой и с внешней средой.
Источником управленческой ситуации может являться каждая подсистема производственной организации и внешней среды (в том числе их компоненты), а также результат взаимодействия подсистем и отдельных компонентов. Для того чтобы производственная организация устойчиво функционировала и эффективно развивалась в процессе управления, в ней должна быть заложена возможность реализации всего разнообразия функций – от предвидения ситуации до выработки воздействия с целью ее разрешения.