Управленческая ситуация. Организационно – управленческий анализ деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы – является изучение основных понятий и закрепление знаний, полученных по курсу «Основы менеджмента», а также приобретение навыков решения управленческих проблем в различных ситуациях на примере конкретной организации. Объект исследования МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» города Байкальска. Задачи, которые я ставила перед собой в процессе написания работы: овладеть навыками организационно-управленческого анализа; выявить реально существующие управленческие проблемы на предприятии и выбрать эффективные варианты решения их; усвоить управленческую терминологию и научиться пользоваться ею.

Содержание работы

Введение 5

1 Управленческая ситуация. Основные модели и методы исследования 6

1.1 Управленческая ситуация 6

1.1.1 Сущность ситуационного подхода к управлению 6

1.1.2 Функциональные и ситуационные задачи управления 10

1.1.3 Источники управленческой ситуации 11

1.2 Классификация и моделирование управленческих ситуаций 11

1.2.1 Характеристика ситуаций 11

1.2.2 Проблема описания ситуаций 12

1.2.3 Модели управленческих ситуаций 13

1.3 Циклы и методы разрешения управленческой ситуации 14

1.3.1 Типы циклов управления 15

1.3.2 Методы разрешения ситуаций 16

2 Организационно-управленческий анализ деятельности Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» города Байкальска 18

2.1 Общая характеристика предприятия 18

2.1.1 Характеристика факторов внешней среды организации 19

2.2. Анализ системы стратегического планирования 21

2.2.1 Анализ миссии организации 21

2.2.2 Анализ системы целей организации, построение дерева целей 21

2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации 23

2.2.4 Анализ стратегии 23

2.3 Анализ организации стратегии 23

2.3.1 Анализ организационной структуры 23

2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов 24

2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями) 24

2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия 25

2.4.1 Анализ системы мотивации по теории потребностей Д. МакКлелланда 25

2.4.2 Оценка системы мотивации по теории ожидания 27

2.5 Оценка системы и процедур контроля 29

2.6. Анализ руководства на предприятии 30

Анализ ситуации по Фидлеру показал, что эффективность в управлении организацией достигается лидером, ориентированным на работу. Сопоставляя анализы стиля руководства и ситуации, видно несоответствие. 33

Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации. 33

3 Управление эффективностью системы менеджмента организации 34

3.1 Принятие управленческого решения 34

3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по её совершенствованию 35

Заключение 37

Библиографический список 38

Приложение А 39

Приложение Б 41

Приложение В 42

Файлы: 1 файл

Курсовая Нина Бахтиярова.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)
rgin:0pt;text-align:center">2.5 Оценка системы и процедур контроля

 

Для оценки контроля взяли дошкольный уровень подготовки детей.

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контроль в учреждении осуществляется путем проведения комплексных, целевых и оперативных проверок. По результатам разбора разрабатывается мероприятие по устранению замечаний.

К предварительному контролю относятся такие мероприятия как проверка готовности воспитателя к занятиям, других режимных моментов, знания и внедрения передового педагогического опыта, использования методик, соответствующих образовательным стандартам и программе, по которой работает учреждение. Целью этого контроля является соответствие соответствующим стандартам и реализация образовательной программы.

К текущему контролю в МОУ относятся: сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями, изменение результатов – достижений детей; выявление проблем, влияющих на усвоение программы; эффективное информирование педагогов о результатах контроля; выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование пед.процесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей; педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.; всесторонняя глубокая проверка деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

К итоговому контролю относятся различные комиссионные проверки. Анализируя контроль в учреждении, можно сказать, что он соответствует целям организации и выполняется достаточно эффективно, также он соответствует принципам контроля: является всеохватывающим, имеет стратегическую направленность, направлен на предотвращение ошибок,  соответствует характеру своего объекта, ориентирован на человека. Но не всегда удается избежать чрезмерного контроля, потому что соблюдение стандартов является одной из главных целей, которой уделяется повышенное внимание, ведь  последствия от ошибок слишком велики.

 

2.6. Анализ руководства на предприятии

 

В качестве объекта исследования был выбран зам.директора школы-сада по ДВР. Оценка профессиональных качеств руководителя представлена в таблице 2.             

 

Таблица 2 - Модель оценки профессиональных качеств руководителя

Критерий оценки

Факторы, определяющие критерий

Соответствие оцениваемого сотрудника необходимым качествам (в %)

Понимание

Руководитель восприимчив и отличается развитой интуицией.

85

Настойчивость

У руководителя плохо развита способность настаивать на своем

50

Способность к сотрудничеству

Умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее.

80

Инициативность

Он способен брать инициативу на себя при необходимости

85

Способность к сочувствию

Он умеет сочувствовать человеку, умеет непредвзято и точно оценить подчиненных

75

Наличие цели

Имеет твердые убеждения и конкретные цели

80


 

Согласно модели лидерского поведения Фидлера  нужно использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля. При этом использовалась 8-балльная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (коллеги) (НПР)

Недружественен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружественен

Приятный 8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный

Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий

Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный

Данный руководитель дружествен 4, приятный 6, все принимающий 5, напряженный 6.

У руководителя высокий НПР.

Стиль руководства, в большинстве своем, ориентирован на человеческие отношения, однако руководитель не умеет настаивать на своем. Проявление заботы о благополучии подчиненных не улучшает отношения между руководителем и подчиненными, использование такого стиля руководства мешает сотрудникам воспринимать начальника серьезно, так как он постоянно дает им всяческие поблажки. Это приводит к тому, что коллектив не уважает и не ценит руководителя.

Для того чтобы проанализировать структуру задач, которые ставятся перед коллективом, была рассмотрена такая ситуация: руководителю необходимо составить годовой план деятельности школы – сада на следующий год по итогам текущего. Для этого ему нужно, чтобы его подчиненные проанализировали каждую группу и класс по уже предоставленной анкете. Руководитель в индивидуальном порядке сообщает каждому подчиненному о том, что необходимо ему сделать. При этом он не подчеркивает то, что эта процедура является обязательной, также задача, поставленная перед подчиненным, формулируется не достаточно четко: сроки выполнения работы не конкретны или вообще не озвучиваются в надежде на инициативность самих подчиненных, не озвучивается значимость подчиненного в процессе составления плана на следующий год.

Объем власти у данного руководителя довольно большой: он имеет право влиять на выдачу премии, совместно с вышестоящим руководителем, уволить или каким - либо другим способом наказать подчиненных.

Анализ по Фидлеру показал, что у данного руководителя существуют проблемы в области общения (дружественности) и формулировании задач, которые ставятся перед подчиненными. Мероприятия по устранению этих проблем могут быть следующими: руководителю стоит изучить методику постановки цели SMART, переоценить свои приоритеты, то есть выяснить, что для него важнее достижение целей организации или всяческим образом избегать конфликтов с сотрудниками. Для решения второй проблемы  можно отправить руководителя на курсы повышения лидерских качеств, циклом из 3-х сессий, продолжительностью 3-5 дней каждая, и интервалом между ними 30 дней. Там он научится отстаивать свое мнение и преподносить цели организации так, чтобы люди ими заинтересовались.

 

Таблица 3 – Анализ ситуации по модели Фидлера

 

Отношения с подчиненными

хор

хор

хор

хор

плох

плох

плох

Плох

Структурированность задач

чет

чет

нечет

нечет

чет

чет

нечет

Нечет

Должностная позиция лидера

сильн

сл

сильн

сл

сильн

сл

сильн

Сл

Эффективность достигается

Лидером, ориентированным на работу

Лидером, ориентированным на отношения

Лидером, ориентированным на работу

Анализ ситуации по Фидлеру показал, что эффективность в управлении организацией достигается лидером, ориентированным на работу. Сопоставляя анализы стиля руководства и ситуации, видно несоответствие.

Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации.

Для устранения этого несоответствия могут быть предложены следующие мероприятия:

1.      Сделать так, чтобы отношения с подчиненными и руководителем стали на хорошем уровне. Примером улучшения может быть совместная организация мероприятия руководителя с коллективом и участие в нем;

2.      Четко ставить задачи перед подчиненными;

3.      Иметь сильную позицию лидера в отношении с подчиненными и при этом четко ставить перед ними задачи, т.е. дать понять им, что руководитель спрашивает то, что требует, что на действия коллектива будет соответствующая реакция руководителя.


3 Управление эффективностью системы менеджмента организации

3.1    Принятие управленческого решения

 

В МОУ начальная школа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №16» существует проблема в неуважении руководителя подчиненными. Для этого руководителя необходимо отправить на курсы повышения лидерских качеств и навыка коммуникативного общения.

Диаграмма Ганта по данному мероприятию представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Диаграмма Ганта.

 

Из диаграммы Ганта видно, что, если руководитель будет действовать по этапам, представленным в диаграмме, он получит необходимые ему лидерские и коммуникативные качества. А в процессе обратной связи, руководитель применяет полученные знания и навыки на практике. Это поможет ему добиться уважения со стороны подчиненных.

 

 

 

3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по её совершенствованию

 

В данном разделе приведён план по совершенствованию некоторых характеристик системы управления.

Таблица 4 - План мероприятий по совершенствованию эффективности системы управления

Наименование организационной характеристики

Фактическое значение

Нормативное значение

Мероприятия по совершенствованию

Условия труда

Недостаточная материально-техническая база (мало раздаточного материала, не хватает спортивных снарядов и т.д.)

Соответствие материально-технической базы стандартам в положениях по ДОУ

Привлечение спонсоров, отправление запросов в муниципальные, региональные инстанции

Контроль

Тотальный контроль

Тотальный контроль

Пересмотреть форму контроля. Необходим контроль, предотвращающий ошибки и выявляющий их на ранней стадии.

Авторитет руководителя

Авторитет руководителя недостаточен для эффективного управления организацией

Наличие у руководителя уважения со стороны подчиненных

Семинар и тренинг для руководителей, для приобретения навыков управленческого общения.

Отношение коллектива к работе

Консервативные взгляды на рабочий процесс

Стремление к новшествам

Демонстрация подчиненным результатов с положительной оценкой, достигнутых другими детскими садами, которые постоянно развиваются

Информация о работе Управленческая ситуация. Организационно – управленческий анализ деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «