Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является анализ развития науки об управлении и управленческих решениях. Целью исследования является проанализировать принципы, методы, цели, подходы науки об управлении, изучить основные этапы разработки и реализации управленческого решения.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: выявить особенности разработки управленческих решений, исследовать факторы, влияющие на процесс принятия решений, а также основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений;
Введение. 3
История науки об управлении и управленческих решениях.
1.1. Возникновение науки об управлении. 5
1.2 .Формулировка принципов и целей управления. 9
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих
решениях. 14
Современный подход к разработке управленческих решений.
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений. 19
2.2. Место и роль управленческого решения в процессах управления современной организацией в сфере торговли и услуг. 23
2.3. Особенности разработки и реализации управленческих решений
в рыночных условиях. 26
Примеры практической реализации управленческих решений
в сфере торговли и услуг. 28
Заключение. 32
Литература.
Ситуационный подход концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество влияющих на ситуацию факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — метод, который более всего соответствует данной ситуации. Ситуационный подход и его основа — ситуационный анализ стал на сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов принятия обоснованных управленческих решений. (2, с.12)
Ситуационный подход внес
большой вклад в теорию управления,
используя возможности прямого
приложения науки к конкретным ситуациям
и условиям. Центральным моментом
ситуационного подхода является
ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время. Из-за того,
что в центре внимания оказывается
ситуация, ситуационный подход подчеркивает
значимость "ситуационного мышления".
Используя этот подход, руководители
могут лучше понять, какие приемы
будут в большей степени
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х г. ХХ в. не отрицает концепций традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.
С точки зрения ситуации "лучшего способа" управления не существует.
2. Современный подход к разработке управленческих решений.
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений.
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:
1. Подготовка управленческого решения;
2. Разработка управленческого решения;
3. Принятие решения, реализация, анализ результата;
Для того чтобы принять
эффективное решение, необходимо понимать,
насколько важен
Собранную информацию необходимо проанализировать с целью дальнейшего использования. Основной задачей данного этапа является выявление факторов, которые определяют динамику развития ситуации. Первым шагом разбора ситуации должно быть проведение содержательного анализа, затем на качественном уровне выявляются основные моменты ситуации. На основе проанализированной информации описывается проблемная ситуация. Также можно определить ее характер, проявившийся под влиянием основных факторов, которые не были учтены прогнозом, или под влиянием личной деятельности сотрудников организации.
Необходимо помнить о том, что прогнозирование ситуации – это сложная и ответственная часть общей работы по принятию управленческого решения. Прогноз ситуации необходим для того, чтобы управлять всем процессом принятия решения. Проблема может быть поставлена только в том случае, если собрана вся возможная информация, проведены все возможные аналитические проверки, выявлены влияющие факторы и другие моменты. ( 10, с.62)
Чаще всего формирование
целей осуществляется руководителем
организации, но иногда такая работа
выполняется коллективом
На основе собранных альтернативных
вариантов управленческих решений
можно провести работу по отбору наиболее
жизнеспособного варианта решения.
На этой стадии необходимо рассматривать
все варианты, так как следует
учитывать многие влияющие параметры,
например технологическую
Чаще всего " отбор решений проводится путем исключения сначала самого некачественного и слабого варианта до того момента, когда останется несколько вариантов, обладающих потенциальной конкурентоспособностью.
Проводимая оценка решений должна быть основана на оценке альтернативных вариантов и их последующей ранжировке в соответствии с критериями оценочной экспертизы. Часто применяются коллективные оценки вариантов решений, так как мнение нескольких специалистов дает объективную оценку решению, выявляет незамеченные ранее ошибки и недочеты в разработке вариантов.
В процессе принятия управленческих
решений часто используют коллективный
метод оценки вариантов решений,
суть которого заключается в том,
что несколько сотрудников (группа
специалистов) высказывают свое мнение
относительно каждого представленного
на оценку варианта. Таким образом,
положительным моментом данного
метода оценивания решений является
получение разных мнений об одном
варианте решения с точки зрения
его эффективности, реализации, обоснованности
и др. В связи с повышением уровня
сложности современной рыночной
системы коллективный метод оценки
приобретает распространение, учитывая
и то, что данному методу уже
много лет. Формируя экспертную группу,
организации необходимо учитывать
все возможные направления
После того как был выбран конкретный вариант управленческого решения, надо разработать план реализации этого решения. Для этого необходимо определить ресурсы, исполнителей, бюджет и другие важные составляющие плана. В соответствии с происходящими изменениями в рыночной структуре, отражающимися на утвержденном плане, можно вносить коррективы в разные этапы плана.
Для получения эффективного результата от реализации утвержденного варианта решения, необходимо проводить постоянный контроль за выполнением каждого этапа плана. Только конструктивный и планомерный контроль может своевременно заметить появление незаметных отклонений на каком-либо этапе процесса. Контроль должен быть организован в разных вариантах в зависимости от характера всей работы, каждого этапа и других значимых факторов.
Весь процесс реализации
решения и его составляющие этапы
должны быть проанализированы с целью
соответствия утвержденному плану
и выявления изменений. Данный этап
проведения анализа результатов
важен как в общем плане, так
и на каждом этапе процесса. Постоянный
контроль позволяет своевременно определять
изменения всех сторон процесса, делать
соответствующие выводы и принимать
верные решения для каждого
Принятие решений пронизывает
всю управленческую деятельность, решения
принимаются по широкому кругу задач
управления. Ни одна функция управления,
независимо от того, какой орган
ее осуществляет, не может быть реализована
иначе как посредством
Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Комплексный подход, предполагающий учет экономических, финансовых, правовых, производственных и других факторов, реализуется при анализе проблемной ситуации, постановке целей, определении критериев, выборе вариантов решения, выполнении других операций при принятии управленческих решений.
Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.
Особенностью принятия решений
для сферы торговли является обеспечение
длительного выживания
Руководителям необходимо учитывать
внешнюю среду при принятии решений,
поскольку организация как
Внешняя среда оказывает значительное влияние на маркетинговые процессы. Она представляет общественное мнение, служит источником сведений, необходимых маркетингу, но в то же время является проводником рекламы. Факторы и силы окружающей среды маркетинга фирмы необходимо тщательно и глубоко изучать, устанавливать и моделировать характер и степень их влияния на рыночную деятельность. Это позволит регулировать действие одних факторов и адаптироваться к влиянию остальных с тем, чтобы максимально усилить позитивное и свести до минимума негативное влияние. Внешняя среда распределятся на макросреду и микросреду.
Макросреда маркетинга -
часть маркетинговой среды
Микросреда фирмы-- это совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукций, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Для того чтобы предприятие успешно существовало и развивалось в дальнейшем, следует выбрать определенную стратегию его развития. А это в свою очередь, заключается в предварительном составлении и проработке ее основных моментов, т.е. плана. Важность его очевидна. Тем более, что есть смысл разрабатывать план даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние но и внешние условия реализации плана, а само планирование превращается в непрерывную корректировку. Планирование по маркетингу необходимо, если мы хотим, чтобы нормальная деятельность предприятия не была нарушена ходом будущих событий.(5,с.64)
В рыночных условиях, характеризующихся
высокой неопределенностью и
нестабильностью внешней среды,
эффективное управление организацией
в сфере оптово-розничной
Информация о работе Управленческие решения. Их роль в условиях рыночной экономики