Управленческие решения. Их роль в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы является анализ развития науки об управлении и управленческих решениях. Целью исследования является проанализировать принципы, методы, цели, подходы науки об управлении, изучить основные этапы разработки и реализации управленческого решения.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: выявить особенности разработки управленческих решений, исследовать факторы, влияющие на процесс принятия решений, а также основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений;

Содержание работы

Введение. 3
История науки об управлении и управленческих решениях.
1.1. Возникновение науки об управлении. 5
1.2 .Формулировка принципов и целей управления. 9
1.3. Школы и подходы в науке об управлении и управленческих
решениях. 14
Современный подход к разработке управленческих решений.
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений. 19
2.2. Место и роль управленческого решения в процессах управления современной организацией в сфере торговли и услуг. 23
2.3. Особенности разработки и реализации управленческих решений
в рыночных условиях. 26
Примеры практической реализации управленческих решений
в сфере торговли и услуг. 28
Заключение. 32
Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

Сегодня перед российским государством стоит ключевая цель, заключающаяся в осуществлении  стремительного прорыва во всех приоритетных отраслях экономики. А это, в свою очередь, возможно при выполнении двух условий – эффективной экономической  политики со стороны государственных  структур и деловой активности российского  бизнес-сообщества. (8,с. 21)

В эпоху глобализации успешное развитие национальной экономики возможно только на базе инновационной модели разработки и реализации решений, как  на уровне государства, так и бизнеса, которая призвана обеспечить её конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения  и улучшение качества человеческого  потенциала. Президент и Правительство  Российской Федерации приняли ряд ключевых управленческих решений о переходе страны к экономике, основанной на знаниях и применении новых технологий. Такой выбор требует активного участия государства и его субъектов в процессах формирования современной и эффективной инновационной системы страны. Изменение технологической структуры экономики является процессом длительным и инерционным, поэтому соответствующие решения должны опираться на результаты долгосрочного предвидения и анализа их возможных последствий (8,с.22)

Сформулированная руководством страны задача и предлагаемые пути ее решения в значительной степени  затрагивают сферу инновационного производства, предъявляя соответствующие  требования к системе управления высокотехнологичными секторами экономики, технологическим развитием, нацеленным на решение приоритетных социальных и стратегических политико-экономических  задач. Принятие решений в условиях экономики, основанной на знаниях должно базироваться на последних достижениях в области менеджмента и специализированных уникальных навыках их носителей. На мой взгляд, разработанные решения становятся стимулом развития и ключевым фактором инновационности процессов материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

3. Примеры практической реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг.

Принятие управленческих решений в ЗАО «Центральный Универмаг».

Предприятие ЗАО «Центральный Универмаг» находится в  Советском  районе города Брянска, удобном для подъезда на общественном транспорте месте. Такое выгодное месторасположение способно обеспечить предприятию постоянную клиентуру, что позволяет планировать деятельность предприятия.

В настоящее время розничная  торговля является одним из перспективных  направлений бизнеса. Основным направлением деятельности является продажа населению хозяйственных товаров, мужской, женской и детской одежды, обуви, посуды, продуктов питания, а также оказанию дополнительных услуг ( ремонт часов, изготовление ключей и т.д ). Товар магазина отличается от товара на рынке качеством, дизайном, доступными ценами.

ЗАО «Центральный Универмаг» самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера. Самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

Предприятие рентабельное, ежегодно работает с прибылью. На доходность предприятия влияет внешняя и  внутренняя среда. К компонентам  внешней среды, оказывающим влияние  на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся  те, на которые фирма не может  воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы  страны).

К факторам внутренней среды  относятся факторы, отражающие состояние  экономики предприятия. Включают качество и конкурентоспособность продукции, эффективность использования производственных ресурсов, инновационную и инвестиционную политику, политику распределения доходов  и формирования запасов и затрат, собственное платежное поведение  предприятия.

В административно-управленческий персонал входят: директор, главный  бухгалтер, заведующая секциями, специалисты - товароведы, к оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал - это продавцы и кассиры.

Руководство предприятием осуществляет директор магазина, который одновременно является основным его учредителем. Директор без доверенности от имени  предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное  расписание, издавать приказы и указания.

Общее руководство принятием  решений происходит так, что процесс  принятия решений находится в  руках одного руководителя функционального  подразделения, который подчинен в  свою очередь вышестоящему руководителю (директор). Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Руководители функционального подразделения несут персональную ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов.

Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения  и выслушивает мнения не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его  при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюз.

Правила принятия решений, или  нормативы разрабатываются и издаются самим предприятием. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика, включают такие  виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Каждое производственное отделение готовит детальный  годовой план, который содержит прогноз  по таким показателям, как объем  реализации каждого вида изделия, доходы от новых изделий, издержки производства, прибыль, уровень занятости, капиталовложения.

Вариант плана обсуждается  руководителем производственного  отделения с вышестоящим руководителем (директором), после чего по окончательному варианту принимается решение, которое  становится обязательным к исполнению. Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем предприятия 

Процесс принятия решений проходит четыре последовательные стадии.

На первой стадии разрабатывается  идея или концепция нового товара или услуги. Идеи для новых товаров и новых сфер предпринимательской деятельности стекаются от всех подразделений фирмы. При положительной оценке перспектив нового товара специалисты подготавливают предложение, которое, наряду с предложениями по другим товарам для изучения и определения приоритетности.

На второй стадии ведется разработка продукции силами специалистов -маркетологов и технологических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается по таким показателям, как стоимость, качество. Окончательный вариант изделия анализируется для оценки стоимости единицы изделия, продажной цены, прибыли, объема.

На третьем этапе разрабатывается подробный план внедрения продукции на рынок.

На четвертой стадии осуществляется переход к внедрению продукции на рынок. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию запасов продукции, рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптимального распределения; стимулированию продаж.

Модель принятия решения в ЗАО «Центральный Универмаг» состоит из следующих этапов:

- это прием, восприятие, хранение и представление информации;

- это распознавание информации;

- это подготовка решения;

- это оценка эффективности  решения;

- это принятие решения.

Эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии  решения проблем.

 

Заключение

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной  фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое  процветание фирмы.

Принятие решений играет центральную роль в совокупности всех организационных процессов. Все  остальные процессы как бы разворачиваются  вокруг него. Однако при этом процесс  принятия управленческих решений проходит все стадии и этапы, которые ему  присущи как организационному процессу. Поэтому будущему руководителю необходимо знать основы данной функции управления, которую изучает менеджмент и  основы психологии менеджмента.

Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, нового экономического мышления, ориентации на ценности и идеалы современного демократического общества, отечественной  и зарубежной культуры.

Изменение внешней среды  заставило отечественных и зарубежных ученых обратить внимание на эту проблему, способствовало появлению новых  подходов, теорий, концепций. Менеджеры-практики предприятий также не остались в  стороне от данного вопроса, уделяя больше внимания новым веяниям и  теоретическим разработкам в  области теории управленческих решений.

Чтобы разобраться в этой проблеме, в данном исследовании проведена  систематизация методов и моделей  принятия управленческих решений, уточнены ключевые понятия процесса принятия и реализации управленческих решений.

Широкая теоретическая база, заложенная ведущими отечественными и  зарубежными учеными, позволила  выявить природу принятия управленческого  решения, изучить и систематизировать  этапы, функции, подходы, модели, компоненты и требования, предъявляемые к решениям. Она помогает понять существующие и используемые на производственных предприятиях методы, сгруппировать их согласно этапам принятия управленческих решений, синтезировать методы принятия управленческих решений, делая их более эффективными.

«Решения — это основные операции, проходящие в организациях. Организации, добивающиеся успеха, способны „перерешать“ своих конкурентов  по крайней мере в следующих 3 аспектах: они принимают более правильные, оправданные решения; они принимают  решения быстрее; и они более  успешно реализуют принятые решения» (3,с.31). Нет никаких сомнений в том, что принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует поведение менеджеров и который отличает управление/менеджмент от другой социальной деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник.-3-изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006.-496с.

2. Дзюба С.А. Эффективность системы управления: информационный подход.// Менеджмент в России и за рубежом, 2010,№4, с.12-13

3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента.-М.: Издательско-консалдинговое предприятие «ДеКа»,2004.-366с.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. –5-е изд.- М.,СПб.:Питер,2006, 423с.

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентноспособность: Учебник.-М.: Экономика,2005, 523с.

6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. 4-е изд.- СПб.:Питер,2005, 412с.

7. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006-344с.-(Высшее образование)

8. Хохлова Т.Н.Менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в условиях посткризисного развития.// Менеджмент в России и за рубежом ,2011,№2,с.21-23

9. Чудновская С.Н. История менеджмента.-М., СПб.: Питер, 2004,322с.

10. Чудновская С.Н. Управленческие  решения: Учебник/ С.Н.Чудновская.-М.: Экспо,2007. 368с.-( Высшее экономическое  образование)

 


Информация о работе Управленческие решения. Их роль в условиях рыночной экономики