Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:41, курсовая работа
Итак, целью данной работы является: изучение основ управления человеческими ресурсами.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
Рассмотреть сущность человеческих ресурсов.
Определить концепцию управления человеческими ресурсами.
Рассмотреть практику управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.
·Разработать стратегию управления человеческими ресурсами
Введение…………………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………….7
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов……………………….7
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации……….15
1.3. Формирование и (развитие) человеческих ресурсов…………………….22
ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………...30
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………………………30
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях…………………………...33
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами…………………………………………………………………………40
3.1. Диагностические методы в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации………………………..40
3.2. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра экономики и организации производства
Управление человеческими ресурсами организации
Курсовая работа
Выполнила студентка
очной формы обучения
2 курса группа ВВА ______________ А.С. Перова
подпись
___.___.20__
Руководитель ______________ О.С. Щукин
подпись
___.___.20_
Воронеж 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические
основы управления человеческими ресурсами
в организации…………………………………………………
1.1 Сущность и характеристики
человеческих ресурсов………………………
1.2 Концепция управления
человеческими ресурсами в
1.3. Формирование и (развитие)
человеческих ресурсов…………………….
ГЛАВА 2. Современное состояние
управления человеческими ресурсами в
российских организациях………………………………………………
2.1 Эволюция управления
человеческими ресурсами в
2.2 Особенности формирования
внутрифирменного механизма
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма
управления человеческими ресурсами………………………………………………………
3.1. Диагностические методы
в сфере управления
3.2. Разработка стратегии
управления человеческими ресурсами
в организации…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Традиционный (рационалистический) подход в управлении человеческими ресурсами исходит из того, что если компания инвестирует в кадры (совершенствует технологии отбора персонала, систематически организует его обучение и реализует программы карьерного роста, хорошо платит и заботится о нем), то она вправе требовать от своих работников ответственного отношения к работе.
Активная кадровая политика обеспечивается представительством руководителя кадровой службы в правлении компании и нацелена на удовлетворение потребностей компании в лояльной, устойчиво функционирующей и удовлетворенной своим положением рабочей силой. Такая политика является основой для реализации успешной, конкурентоспособной стратегии и строится, в отличие от традиционных методов управления персоналом не на подчинении работников воле работодателя (менеджера), а на взаимном учете интересов сторон и взаимной ответственности.
Современный этап развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые подходы в экономике – организационный, социальный, психологический и др., в которых человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик.
Основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В этой ситуации управление персоналом организации становится особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственной влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его профессиональную реализацию, адаптацию к внешним и внутренним условиям производственной среды.
Человеческие ресурсы организации приводят в движение, организуют взаимодействие всех остальных ресурсов, в этом заключается их ключевая и стратегическая роль. В производственной системе все ресурсы находятся во взаимосвязи, и только в результате их взаимодействия достигается экономическая эффективность.
С развитием рыночной экономики, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. “управление” это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Актуальность работы обусловлена тем, что создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Итак, целью данной работы является: изучение основ управления человеческими ресурсами.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
При написании данной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативная документация.
Проблемы управления человеческими ресурсами отражены в трудах многих зарубежных ученых. В частности, работы Ф.Тейлора, Г.Ганта, Г. Эмерсона, А.Файоля, Ф. и Л. Гилберт были посвящены углубленному изучению процесса труда с целью определения наиболее рациональных приемов и действий, а также научному подбору и обучению работников, совершенствованию системы экономического стимулирования. Теоретические и практические разработки Честера И. Бернарда, Мери Паркер Фоллетт, Элтона Мэйо явились социально-экономическим обоснованием внедрения методов управления человеческими ресурсами, основанных на теории «человеческих отношений», когда работника перестали рассматривать просто «как часть производственной линии», а стали принимать как личность.
. В учебном
пособии О.В. Ефимовой раскрыты
основные тенденции изменения
формата и анализа
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов
Управление человеческими ресурсами представляет собой человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями. Что включает обеспечение использования человеческого потенциала компании таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники - максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда.
Управление человеческими ресурсами основывается на достижениях психологии труда и использует технологии и процедуры, совокупно называемые «управление кадрами», т.е. касающиеся комплектования штата предприятия, выявления и удовлетворения потребностей работников, практических правил и процедур, которые управляют взаимоотношениями между организацией и ее работником.
Человеческие ресурсы – это такая часть населения страны, которая обладает определенными качественными навыками и показателями. К числу таких качеств можно отнести способность людей к труду, которая превращает их в трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы – совокупность всего трудоспособного населения страны, как занятого, так и не занятого в хозяйственной деятельности. Согласно законодательству к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте, т. е. это: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет; женщины в возрасте от 16 до 54 лет.
Персонал компании – это все люди, работающие по найму, за исключением руководства.
Кадры – работники, официально числящиеся в штате организации. Стоит сказать, для удобства данные понятия объединяют в одно – «персонал», он характеризуется численностью и структурой. Численность – количество сотрудников, занятых или которые должны быть заняты на данном предприятии (фирме). Стоит заметить, что она может быть плановой (нормативной) и списочной (фактической).
Существуют категории списочной численности работников:
Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.
Управление человеческими ресурсами представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов [1].
Рассмотрим цели подсистемы управления формированием человеческих ресурсов:
1) Своевременное и качественное
обеспечение предприятия
2) Создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации.
Определим задачи подсистемы управления формированием человеческих ресурсов:
1) прогнозирование и
2) анализ спроса и предложения на рынке труда;
3) привлечение, подбор и отбор кадров;
4) адаптация вновь прибывших работников;
5) подъем эффективности выполняемых работ;
6) повышение качества деятельности работников;
7) повышение качества
деятельности организации в
8) рост уровня жизни работников;
9) совершенствование систем мотивации;
10) развитие инициативности и новаторства.
Периодическое повышение квалификации кадров является неотъемлемым фактором успешной работы предприятия. Эффективность использования человеческих ресурсов определяется наличием качественной информационной базы, компетентностью сотрудников и осознанием важности данного вопроса управлением предприятия. Необходимо постоянное совершенствование знаний и навыков сотрудников.
В данном вопросе, стоит обратить внимание на условия успешного управления человеческими ресурсами:
1) Четкость и достижимость поставленных целей;
2) Глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию в целом;
3) Ясность и взаимосвязанность планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов;
4) Соответствие уровня
квалификации персонала
5) Совместное участие предельно большого количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов;
6) Высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности;
7) Внедрение и использование современных средств труда и технологий;
8) Делегирование полномочий, создание гибких условий труда. Необходимо обогащать труд, особенно создавать социально-психологический климат, недостаток которого способствует формированию высокой степени конфликтности между сотрудниками.
Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами:
1) Профессиональная подготовка работников;
2) Компетентность и мотивация профессиональной деятельности;
3) Организационная среда реализации профессионализма.
В связи с расширением и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствования системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма.
Рассмотрим отличительные характеристики системы управления человеческими ресурсами (далее УЧР), выступающей в качестве новой парадигмы управления персоналом [4]:
• модель, "ориентированная на приверженность" персонала организации;
• интеграция кадровой и организационной стратегии в деятельность персонала;
Информация о работе Управление человеческими ресурсами организации