Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:41, курсовая работа
Итак, целью данной работы является: изучение основ управления человеческими ресурсами.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
Рассмотреть сущность человеческих ресурсов.
Определить концепцию управления человеческими ресурсами.
Рассмотреть практику управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.
·Разработать стратегию управления человеческими ресурсами
Введение…………………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………….7
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов……………………….7
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации……….15
1.3. Формирование и (развитие) человеческих ресурсов…………………….22
ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………...30
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………………………30
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях…………………………...33
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами…………………………………………………………………………40
3.1. Диагностические методы в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации………………………..40
3.2. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы
Таким образом, в первой главе мы раскрыли понятия: управление человеческими ресурсами, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, персонал компании, кадры.
Определены отличительные характеристики системы управления человеческими ресурсами, выступающей в качестве новой парадигмы управления персоналом.
Также раскрыт вопрос о сущности подсистемы управления формированием трудовых ресурсов, которая заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом. Данная подсистема расширяет функции отдела кадров, что требует от его работников обширного спектра знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и др. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все большее значение.
Эффективность работы предприятия обусловливается не только количеством человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемым ими должностям.
Концепция “человеческих ресурсов” прибегает к экономическим аргументам для обоснования новых подходов к использованию персонала и необходимости капиталовложений при освоении трудовых ресурсов. Выбор стратегии кадровой работы определяется реальными условиями функционирования корпораций
ГЛАВА 2
Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях
2.1 Эволюция управления
человеческими ресурсами в
На протяжении многовековой истории развития человеческого общества решались проблемы организации совместной деятельности людей, более эффективного использования их физических возможностей и трудовых способностей. По своей сути человеческая природа во все времена была постоянна, но изменялось отношение к человеку в процессе производства, его роль и место в достижении целей организации.
Эволюция управления человеческими ресурсами отражает общие закономерности развития общества, экономики и производства. При этом периодизация этапов развития управленческой мысли во временном масштабе носит условный характер, так как новая концепция не заменяет собой полностью предшествующую, а наблюдается сосуществование различных систем, теорий и подходов.
При общности концептуальных положений в управлении людьми в деловой организации имеются национальные особенности в механизме их практической реализации. Динамика смены концепций в разных странах происходит в различных формах и в разное время. Например, российский опыт отражает сложный и своеобразный исторический путь развития управленческой науки и практики, в котором можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.
Управление человеческими ресурсами в России имеет глубокие исторические корни. Многие выдающиеся деятели от А.Л. Ордина-Нащокина, И.Т.Посошкова до современных ученых, внесли заметный вклад в развитие отечественной теории и практики управления.
Еще в середине ХУП века Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, активно выступая за преодоление экономической отсталости России, придавал большое значение использованию позитивного опыта западноевропейских стран в развитии экономической политики и системы самоуправления на местах.
Подобно классикам буржуазной политической экономии А.Смиту и Д.Рикардо, Иван Тихонович Посошков (1652-1726) связывал источник богатства с трудом. В 1724 г. в своем главном труде «Книге о скудости и богатстве» И.Т.Посошков сформулировал рекомендации об улучшении управления экономикой, исходя из специфики и особенностей России. Среди его многочисленных рекомендаций выделим следующие: заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей [22].
И.Т.Посошков устанавливает прямую связь между ростом богатства и производительностью труда: надо не просто работать, а труд должен быть с «прибытком» (прибылью). Внеэкономические формы принуждения для Посошкова, так же, как и для других его российских современников, были естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим более высокую зарплату и критиковал жадность управляющих.
В пост Петровский период значительный вклад в регулирование экономической жизни России внесли идеи А.П.Волынского, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Д.А.Голицина, А.Н.Радищева. Экономические воззрения многих прогрессивных деятелей ХУШ в. получили дальнейшее развитие в трудах ученых и общественных деятелей XIX века.
XIX в. отмечен целой плеядой выдающихся лиц в сфере российского управления: П.А.Валуев, А.М.Горчаков, П.Д.Киселев, Н.СМордвинов, М.М.Сперанский, Н.Н.Новосельцев, Д.А. Милютин, Н.А.Милютин и др. Именно они стали, генераторами реформаторских идей, остро осознавая необходимость прогрессивных преобразований всех сторон жизни российского общества. Радикальные выступления интеллигенции и крестьянства во второй половине XIX в., внешние обстоятельства ускорили необходимость разработки и проведения реформ об отмене крепостного права и создании системы самоуправления на местах.
В современных организациях признание человека ключевым ресурсом вызывает необходимость научного обоснования его роли.
Категорию «человеческие ресурсы» не следует противопоставлять понятиям «кадры», «персонал» и «кадровые ресурсы». Человеческие ресурсы - термин, характеризующий персонал организации с точки зрения качества. Подход к людям как к экономическому ресурсу означает отказ от представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве», освоение которого не требует инвестиций и организационных усилий со стороны организации общества. Ориентация на экономическую полезность человеческих ресурсов требует целевых капиталовложений, связанных с формированием, рациональным использованием и развития трудовых и творческих способностей работников для достижения эффективности организаций.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
2.2.Особенности формирования
внутрифирменного механизма
Сейчас, когда взят курс на всемирное использование человеческого фактора в обеспечении не просто единичных, изолированных, хотя иногда и сенсационных хозяйственных достижений, а стабильно высокой эффективности всех сфер общественного производства, радикальная реконструкция механизма трудовой мотивации в нашей стране должна стать одной из первоочередных задач экономической стратегии.
Задача эта необычайно трудна и, что самое главное, требует принципиально нового, нестандартного, комплексного подхода, который позволил бы добиться сдвига в деле подлинной, то есть не от случая к случаю, а на постоянной основе, мобилизации морального потенциала каждого отдельно взятого работника и трудового коллектива в целом.
Поиск оптимальных вариантов ориентации персонала на интенсивные трудовые усилия ставит проблему обращения к зарубежному опыту. Принимая во внимание итоговые, демонстрируемые миру показатели функционирования экономики США и Японии, правомерно заключить, что этот опыт таит в себе множество соблазнов. Полезно, однако, предварить какое бы то ни было смещение в плоскость утвердившихся в этих странах систем управления работниками их всесторонним изучением и оценкой.
Сейчас в нашей стране повышение роли кадровых служб продиктовано следующими объективными обстоятельствами:
1. Изменение условий, в которых кадровая служба развивается - переход устойчивого во времени дефицита трудовых ресурсов к их избытку. Главными резервами становятся лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочим местам, возрастание нагрузки на каждого члена коллектива. Сокращение численности персонала - важнейший рычаг повышения эффективности производства на первом этапе перехода к рыночной экономике.
2. Уменьшение численности
работников должно быть
3. Реализация перестройки кадровой политики влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем. В данное время кадровые службы не отвечают уже новым требованиям кадровой политики. Их деятельность ограничивается в основном решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. Отсутствует на предприятиях и единая система работы с кадрами, прежде всего система научно обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения работников в соответствии с их деловыми и личными качествами. Структура кадровых служб, качественный состав и уровень оплаты труда их работников не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. В стране практически не ведется подготовка специалистов для работы в кадровых службах.
Обследование качественного состава работников кадровых служб предприятий и организаций промышленности и строительства показало, что в промышленности в этих подразделениях было занято 0,3% общего числа работников, в строительстве - 0,5%. При этом численность работников кадровых служб не всегда зависит от численности работающих на предприятиях и в организациях. В целом наименьшее число работников, занимающихся подбором и расстановкой кадров, в расчете на одно предприятие оказалось в системе бытового обслуживания населения и в агропромышленном комплексе - по 1 человеку.
Рассмотрение образовательного уровня работников кадровых служб показало, что в промышленности и строительстве лишь 26% имеют высшее образование, а 28% - не имеют ни высшего, ни среднего специального образования. При этом на предприятиях агропромышленного комплекса, местной промышленности и бытового обслуживания практики составляют до 35%. Подавляющее большинство работников - практики, которые не обучаются ни в высших, ни в средних специальных учебных заведениях, среди руководителей кадровых служб и их заместителей этот показатель составляет 88%. Неблагоприятная ситуация складывается и в возрастном составе кадровых служб. Сейчас каждый пятый работник по кадрам в промышленности и четвертый - в строительстве в ближайшие пять лет вступят или уже имеют пенсионный возраст. Такое положение свидетельствует о медленном обновлении и недостаточном притоке в эти подразделения молодых работников.
Актуальна опережающая подготовка рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров:
- планомерная работа с
руководящими кадрами, с резервом
для выдвижения, которая должна
строиться на таких
- активизация деятельности
кадровых служб по
- обеспечение социальных
гарантий трудящихся в области
занятости, что требует от работников
по кадрам соблюдения порядка
трудоустройства и
- переход от преимущественно
административно-командных
Информация о работе Управление человеческими ресурсами организации