Управление человеческими ресурсами организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является: изучение основ управления человеческими ресурсами.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
Рассмотреть сущность человеческих ресурсов.
Определить концепцию управления человеческими ресурсами.
Рассмотреть практику управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.
·Разработать стратегию управления человеческими ресурсами

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………….7
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов……………………….7
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации……….15
1.3. Формирование и (развитие) человеческих ресурсов…………………….22

ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………...30
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………………………30
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях…………………………...33

ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами…………………………………………………………………………40
3.1. Диагностические методы в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации………………………..40
3.2. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации………………………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

 

       Таким образом,  в первой главе мы раскрыли понятия:   управление человеческими ресурсами,          человеческие ресурсы, трудовые ресурсы,  персонал компании, кадры.

Определены отличительные характеристики системы  управления человеческими ресурсами, выступающей в качестве новой парадигмы управления персоналом.

       Также раскрыт  вопрос о сущности подсистемы управления формированием трудовых ресурсов, которая заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом. Данная подсистема расширяет функции отдела кадров, что требует от его работников обширного спектра знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и др. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все большее значение.

       Эффективность работы предприятия обусловливается не только количеством человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемым ими должностям.

       Концепция “человеческих ресурсов” прибегает к экономическим аргументам для обоснования новых подходов к использованию персонала и необходимости капиталовложений при освоении трудовых ресурсов. Выбор стратегии кадровой работы определяется реальными условиями функционирования корпораций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях

 

2.1 Эволюция управления  человеческими ресурсами в российских  организациях

 

       На протяжении многовековой истории развития человеческого общества решались проблемы организации совместной деятельности людей, более             эффективного использования их физических возможностей и трудовых способностей. По своей сути человеческая природа во все времена была постоянна, но изменялось отношение к человеку в процессе производства, его роль и место в достижении целей организации.

      Эволюция управления человеческими ресурсами отражает общие  закономерности развития общества, экономики и производства. При этом периодизация этапов развития управленческой мысли во временном масштабе носит условный характер, так как новая концепция не заменяет собой полностью предшествующую, а наблюдается сосуществование различных систем, теорий и подходов.

       При общности концептуальных положений в управлении людьми в деловой организации имеются национальные особенности в механизме их практической реализации. Динамика смены концепций в разных странах происходит в различных формах и в разное время. Например, российский опыт отражает сложный и своеобразный исторический путь развития управленческой науки и практики, в котором можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.

       Управление человеческими ресурсами в России имеет глубокие исторические корни. Многие выдающиеся деятели от А.Л. Ордина-Нащокина, И.Т.Посошкова до современных ученых, внесли заметный вклад в развитие отечественной теории и практики управления.

       Еще в середине ХУП века Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, активно выступая за преодоление экономической отсталости России, придавал большое значение использованию позитивного опыта западноевропейских стран в развитии экономической политики и системы самоуправления на местах.

       Подобно классикам буржуазной политической экономии А.Смиту и Д.Рикардо, Иван Тихонович Посошков (1652-1726) связывал источник богатства с трудом. В 1724 г. в своем главном труде «Книге о скудости и богатстве» И.Т.Посошков сформулировал рекомендации об улучшении управления экономикой, исходя из специфики и особенностей России. Среди его многочисленных рекомендаций выделим следующие: заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей [22].

       И.Т.Посошков устанавливает прямую связь между ростом богатства и производительностью труда: надо не просто работать, а труд должен быть с «прибытком» (прибылью). Внеэкономические формы принуждения для Посошкова, так же, как и для других его российских современников, были естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим более высокую зарплату и критиковал жадность управляющих.

       В пост Петровский период значительный вклад в регулирование экономической жизни России внесли идеи А.П.Волынского, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Д.А.Голицина, А.Н.Радищева. Экономические воззрения многих прогрессивных деятелей ХУШ в. получили дальнейшее развитие в трудах ученых и общественных деятелей XIX века.

       XIX в. отмечен целой плеядой выдающихся лиц в сфере российского управления: П.А.Валуев, А.М.Горчаков, П.Д.Киселев, Н.СМордвинов, М.М.Сперанский, Н.Н.Новосельцев, Д.А. Милютин, Н.А.Милютин и др. Именно они стали, генераторами реформаторских идей, остро осознавая необходимость прогрессивных преобразований всех сторон жизни российского общества. Радикальные выступления интеллигенции и крестьянства во второй половине XIX в., внешние обстоятельства ускорили необходимость разработки и проведения реформ об отмене крепостного права и создании системы самоуправления на местах.

В современных организациях признание человека ключевым ресурсом вызывает необходимость научного обоснования его роли.

       Категорию «человеческие ресурсы» не следует противопоставлять понятиям «кадры», «персонал» и «кадровые ресурсы». Человеческие ресурсы - термин, характеризующий персонал организации с точки зрения качества. Подход к людям как к экономическому ресурсу означает отказ от представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве», освоение которого не требует инвестиций и организационных усилий со стороны организации общества. Ориентация на экономическую полезность человеческих ресурсов требует целевых капиталовложений, связанных с формированием, рациональным использованием и развития трудовых и творческих способностей работников для достижения эффективности организаций.

       Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

       Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

 

2.2.Особенности формирования  внутрифирменного механизма управления  человеческими ресурсами в современных  условиях

         Сейчас, когда взят курс на всемирное использование человеческого фактора в обеспечении не просто единичных, изолированных, хотя иногда и сенсационных хозяйственных достижений, а стабильно высокой эффективности всех сфер общественного производства, радикальная реконструкция механизма трудовой мотивации в нашей стране должна стать одной из первоочередных задач экономической стратегии.

          Задача эта необычайно трудна и, что самое главное, требует принципиально нового, нестандартного, комплексного подхода, который позволил бы добиться сдвига в деле подлинной, то есть не от случая к случаю, а на постоянной основе, мобилизации морального потенциала каждого отдельно взятого работника и трудового коллектива в целом.

       Поиск оптимальных вариантов ориентации персонала на интенсивные трудовые усилия ставит проблему обращения к зарубежному опыту. Принимая во внимание итоговые, демонстрируемые миру показатели функционирования экономики США и Японии, правомерно заключить, что этот опыт таит в себе множество соблазнов. Полезно, однако, предварить какое бы то ни было смещение в плоскость утвердившихся в этих странах систем управления работниками их всесторонним изучением и оценкой.

       Сейчас в нашей стране повышение роли кадровых служб продиктовано следующими объективными обстоятельствами:

1. Изменение  условий, в которых кадровая служба развивается -  переход устойчивого во времени дефицита трудовых ресурсов к их избытку. Главными резервами становятся лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочим местам, возрастание нагрузки на каждого члена коллектива. Сокращение численности персонала - важнейший рычаг повышения эффективности производства на первом этапе перехода к рыночной экономике.

2. Уменьшение численности  работников должно быть компенсировано  большей интенсивностью труда, а значит, и более высокой квалификацией работника. В связи с этим возрастает ответственность кадровых служб в выборе направлений квалификационного роста работников, в повышении эффективности форм обучения и стимулирования их труда.

3. Реализация перестройки кадровой политики влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем. В данное время  кадровые службы не отвечают уже новым требованиям кадровой политики. Их деятельность ограничивается в основном решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. Отсутствует на предприятиях и единая система работы с кадрами, прежде всего система научно обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения работников в соответствии с их деловыми и личными качествами. Структура кадровых служб, качественный состав и уровень оплаты труда их работников не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. В стране практически не ведется подготовка специалистов для работы в кадровых службах.

      Обследование качественного состава работников кадровых служб предприятий и организаций промышленности и строительства показало, что в промышленности в этих подразделениях было занято 0,3% общего числа работников, в строительстве - 0,5%. При этом численность работников кадровых служб не всегда зависит от численности работающих на предприятиях и в организациях. В целом наименьшее число работников, занимающихся подбором и расстановкой кадров, в расчете на одно предприятие оказалось в системе бытового обслуживания населения и в агропромышленном комплексе - по 1 человеку.

       Рассмотрение образовательного уровня работников кадровых служб показало, что в промышленности и строительстве лишь 26% имеют высшее образование, а 28% - не имеют ни высшего, ни среднего специального образования. При этом на предприятиях агропромышленного комплекса, местной промышленности и бытового обслуживания практики составляют до 35%. Подавляющее большинство работников - практики, которые не обучаются ни в высших, ни в средних специальных учебных заведениях, среди руководителей кадровых служб и их заместителей этот показатель составляет 88%. Неблагоприятная ситуация складывается и в возрастном составе кадровых служб. Сейчас каждый пятый работник по кадрам в промышленности и четвертый - в строительстве в ближайшие пять лет вступят или уже имеют пенсионный возраст. Такое положение свидетельствует о медленном обновлении и недостаточном притоке в эти подразделения молодых работников.

       Актуальна опережающая подготовка рабочих и специалистов для освоения      новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров:

- планомерная работа с  руководящими кадрами, с резервом  для выдвижения, которая должна  строиться на таких организационных  формах, как планирование деловой  карьеры, подготовка кандидатов  на выдвижение по индивидуальным  планам, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях;

- активизация деятельности  кадровых служб по стабилизации  трудовых коллективов, повышению  трудовой и социальной активности  работников на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;

- обеспечение социальных  гарантий трудящихся в области  занятости, что требует от работников  по кадрам соблюдения порядка  трудоустройства и переобучения  высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;

- переход от преимущественно  административно-командных методов  управления кадрами к демократическим  формам оценки, подбора и расстановки, широкой гласности в кадровой  работе. Кадровые службы предприятий  в современных условиях становятся органами организационно-методического обеспечения выборности и конкурсности, периодической отчетности должностных лиц перед трудовыми коллективами, что потребует от работников по кадрам умения применять методы психологического тестирования, социологические методы изучения общественного мнения, оценки изучаемого кандидата на выдвижение его коллегами, подчиненными и др.;

Информация о работе Управление человеческими ресурсами организации