Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:03, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости. Привлечение и отбор кадров является одной из центральных функций управления персоналом, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависят ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Основным направлением профессионального развития является профессиональное обучение – процесс формирования у работников специфических, профессиональных знаний, навыков с помощью специальных методов обучения. Формально профессиональное развитие является более широким понятием, чем профессиональное обучение, но в реальной жизни различие между ними является условным, поскольку и профессиональное развитие, и профессиональное обучение выполняют одно задание – подготовку персонала к выполнению им своих обязанностей. Различие в том, что профессиональное обучение ориентируется на сегодняшние потребности предприятия, а профессиональное развитие – на будущие и является более фундаментальным. [4, с. 94]
Оценка эффективности обучения может проводиться с использованием тестов, опросников, экзаменов и т.п. Оценку эффективности обучения могут осуществлять как обучающиеся, так и преподаватели, эксперты или специально созданные комиссии. Смысл оценки эффективности обучения состоит в том, чтобы полученная информация была в дальнейшем проанализирована и использовалась при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения и избавляться от таких учебных программ и форм обучения, которые зарекомендовали себя как неэффективные.
Оценка эффективности обучения важна для того, чтобы определить, достигнуты ли запланированные результаты, и показать, где требуются улучшения или изменения. Оценка должна ответить на вопрос о том, имело ли обучение смысл и что нужно сделать для того, чтобы сделать обучение более рентабельным.
Оценка является неотъемлемой частью обучения. В своей простейшей форме она представляет собой сравнение целей (эталонного поведения) с результатами (конечным поведением), чтобы ответить на вопрос о том, насколько обучение достигло своих целей Классическим способом оценки эффективности обучения сегодня считается предложенная в 1959 г. Дональдом Киркпатриком модель, состоящая из четырех уровней
Таблица 1.3 – Обобщенная модель Д. Кирпатрика
Уровень оценки |
Название |
Сущность |
Метод оценки |
1й уровень |
Reaction |
Оценка удовлетворенности потребителей. Реакция обучаемых |
Интервьюирование и анкетирование сразу после обучения |
2й уровень |
Leaning |
Изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников. |
Тестирование до и после обучения либо отчет руководителя структурного подразделения |
3й уровень |
Behavior |
Изменение поведения участников на рабочем месте |
Оценочные мероприятия. Наблюдения руководителя |
4й уровень |
Results |
Изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. Влияние на результаты бизнеса. |
Внутренняя сертификация |
Уровень 1 – реакция. На этом уровне определяется, как участники обучения реагируют на обучение, то есть определяется измерение удовлетворенности участников.
Оценка удовлетворенности участников проводится путем разработки, расдачи и сбора заполненных ими анкет, включающих группы вопросов, нацеленных на оценку следующих показателей: - Достижение целей данного вида обучения,
- Выполнение заявленной программы обучения, - Практическая полезность полученных знаний и навыков, - Качество преподавания, - Уровень методического обеспечения, -Условия проведения обучения.
Уровень 2 – оценка усвоения знаний и выработки навыков. На этом уровне получают информацию о том, в какой степени достигнуты цели обучения. Задача – выяснить, сколько знаний было приобретено, какие навыки были развиты или повышены, и в какой степени были изменены установки.
Для оценки прироста знаний можно использовать один и тот же тест для участников обучения до начала обучения и после его окончания. Улучшение результатов теста, выраженное в процентах, и покажет эффект обучения.
Для оценки полученных в ходе обучения навыков можно провести деловую игру или выполнить практическое упражнение, решить актуальную задачу. Итоги проведения данных мероприятий необходимо подробно разобрать и оценить.
Уровень 3 – оценка поведения. На третьем уровне оценивается, в какой степени знания, навыки и установки перенесены из аудиторий на рабочие места, то есть в какой степени достигнуты цели обучения, связанные с изменением поведения и применением знаний и навыков.
Оценку поведения может осуществить непосредственный руководитель путем наблюдения за работой обучавшегося сотрудника. Другим способом оценки является анкетирование контактирующих с сотрудником коллег и клиентов. И, наконец, оценку поведения могут проводить внешние эксперты. Результат оценки сравнивается с требуемым образцом поведения сотрудника компании.
Уровень 4 – оценка результатов. Это последний уровень оценки позволяющий определить, настолько велики выгоды от обучения в сравнении с затратами на него.
Связь результатов с обучением можно проследить, если обучение было направлено на их улучшение. Улучшение показателей, как правило, является интегральной величиной зависимой от многих факторов, поэтому оценку экономической эффективности отдельного учебного мероприятия можно дать только в тех случаях, когда удается вычленить его влияние на бизнес-показатели. Иногда это можно сделать довольно просто. В качестве примера можно привести обучение специалистов компании для выполнения функций, ранее осуществлявшихся аутсорсинговыми организациями. В этом случае расходы на обучение должны окупиться за счет разницы затрат на оплату внешних поставщиков и зарплату обученных сотрудников.
Все четыре уровня оценки обучения тесно связаны между собой. Обучение вызывает реакции, которые приводят к усвоению знаний и выработке навыков, что, в свою очередь, приводит к изменениям в рабочем поведении, которые приводят к результатам на уровне отдела и организации.
В реальной жизни возможны случаи, когда не все уровни оценки являются положительными. Так, например, участники обучения получают удовольствие от приобретения знаний – но ничему не научаться. Или могут чему-то научиться, но не сумеют, не захотят или им не представится возможность применить полученные знания. Может быть так, что они применяют то, чему научились, но это не приносит пользы организации. Тем не менее, оценка эффективности обучения несомненно является важным и полезным мероприятием, завершающим процесс планомерного профессионального обучения. Выделим наиболее важные показатели, свидетельствующие о положительном воздействии обучения на итоговые показатели работы компании:
- повышение эффективности труда;
- быстрое распространение знаний (и, как следствие, например, ускорение выхода продукта на рынок);
- непротиворечивость знаний персонала, в частности, единое понимание основных вопросов, возникающих со стороны заказчиков (что для компании, занимающейся продажами, является дополнительным конкурентным преимуществом);
- определение профилей компетентности
персонала и возможность проведения аттестации
(сокращение издержек от работы некомпетентных
сотрудников).
модели |
характеристика |
Модель Филипса |
Уровень 4 Модели Киркпатрика не дает ответ на вопрос, стоил ли того тренинг. В 1991 году Джек Филипс добавил в эту систему 5-й уровень с названием «Возврат на инвестиции (ROI)». Вопрос, который задается на этом уровне: оправдал ли тренинг вложенные в него средства? Формула расчета проста:ROI = ((Доход от обучения - Затраты) / Затраты) × 100% Тем не менее, расчет ROI требует больших временных затрат. |
Модель Тайлера |
Тайлер считает, что одной из главных проблем в области образования является неконкретное, расплывчатое определение целей образовательных программ. Под «целями» понимаются задачи обучения. Этот целевой подход лежит в основе процесса оценки Тайлера, который состоит из следующих шагов: 1. Постановка четких целей и задач. 2. Классификация этих целей и задач. 3. Определение целей и задач в терминах поведения. 4. Поиск ситуаций, в которых можно проверить, насколько цели достигнуты. 5. Определение техники оценивания. 6. Сбор данных, касающихся эффективности обучения. 7. Сравнение данных об эффективности обучения с данными об эффективности достижения желаемых моделей поведения. |
Модель Скривенса |
Модель Скривенса, нацеленная на результат, требует внешнего оценщика, не осведомленного о поставленных перед обучением целях и задачах. Он должен определить ценность программы по итогам обучения. |
Модель Стафлебима |
Модель Стафлебима CIPP известна как системная модель и состоит из четырех основных компонентов: – Контекст – определяется цель, преследуемая аудиторией, и потребности, которые должны быть удовлетворены. – Вход – определяются ресурсы, возможные альтернативные стратегии, а также самый простой способ удовлетворить установленные потребности. – Процесс – оценивается, насколько хорошо выполняется разработанный план. – Продукт – оцениваются полученные результаты (достигнуты ли цели, вносятся поправки в порядок разработки плана). Эта модель изучает и сам процесс, и его результат. Однако оценивание вероятных результатов непосредственно перед обучением не проводится, следовательно, модель не годится для оценки ROI без дальнейшей доработки. |
Модель Берда |
Модель Берда CIRO охватывает несколько уровней Модели Киркпатрика (Уровни 1 и 4) в случае, если оценивается эффективность подготовки (а не только результативность). Основными компонентами являются контекст, вход, реакция и результат. |
Вывод. Таким образом, для улучшения производительности персонала его необходимо обучать.
1.6 Стратегическое управление персоналом организации
Основа стратегического управления организации – ее человеческие ресурсы. Появление стратегического управления – это реакция на ускорение изменений во внешней среде и снижение их предсказуемости. В новой ситуации предприятия могут: - учиться прогнозировать изменения как можно точнее и с возможно большим опережением, чтобы реагировать на них быстрее – развивать способность адаптироваться к изменениям; - усилить влияния предприятия на изменения, пытаться управлять процессами, происходящими во внешней среде.
Оба эти подхода со временем синтезируются в стратегическом управлении, к которому теория и практика менеджмента шла постепенно, пройдя, по И. Ансоффу, следующие стадии:
управление на основе контроля,
управление на основе экстраполяции, долгосрочное планирование,
управление на основе предвидения изменений, стратегическое планирование,
управление на основе гибких экстренных решений или собственно стратегический менеджмент.
Конечным результатам стратегического управления являются:
- стратегия организации
- ее стратегический потенциал
Следовательно, стратегическое управление персоналом – управление человеческими ресурсами организации, то есть управление формированием конкурентоспособного человеческого потенциала организации.
Основные качества стратегического управления присущи управлению человеческими ресурсами: интеграция интересов всех участников процесса управления (акционеры, менеджеры, сотрудники, потребители, органы власти) и быстрое реагирование на ситуационные факторы (стратегия, рынок товаров и рынок труда.
Управление человеческими ресурсами – набор взаимосвязанных политик в отношении персонала (кадровых политик) для достижения качеств, необходимых современной эффективной организации (ее персоналу): организационной интеграции, «участия» сотрудников, гибкости и качества. Связь стратегического управления и управления человеческими ресурсами представлена на рис. 1.6:
Рис. 1.6 - Модель стратегического управления человеческими ресурсами
Исходный пункт разработки стратегии управления человеческими ресурсами организации – оценка существующего кадрового потенциала или кадровый аудит. Цель кадрового аудита – проверить соответствие персонала организации ее целям и ценностям. Направления кадрового аудита таковы, это Структура управления человеческими ресурсами (оценка соответствия функциональной структуры управления персоналом задачам и условиям деятельности); Планирование потребности в кадрах (оценка «наполненности» организационной структуры кадрами и потребности в перспективе); Институциональная деятельность (закрепленность в нормативных документах стратегии управления, цели и содержания деятельности сотрудников, их места в организационной структуре и схемы взаимодействия с коллегами); Набор (отбор) персонала (анализ способов привлечения и включения персонала в работу); Обучение (осознание имеющихся проблем, оценка потенциала развития, подготовка и переподготовка персонала); Оценка персонала (определение эффективности труда работника по различным критериям); Система вознаграждения (наиболее эффективные формы оплаты труда и поощрения сотрудников).
Вывод. Таким образом, стратегическое управление персоналом организации является важнейшей частью развития организации.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ПЕРСОНАЛ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1 Характеристика ЗАО Торговый дом “ВКТ”
Фирма ЗАО Торговый Дом «ВКТ», расположена по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Геологов, 2-в; является одной из крупнейших организаций, занимающихся оптовыми поставками продуктов питания во многие торговые точки г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Следует отметить, что 5 филиалов и 5 дополнительных офисов данной компании успешно работают не только в Нижегородской области, но и в Мордовии, Чувашии, Татарстане и Республике Марий Эл. Благодаря выстроенной мобильной схеме коммуникации компания ВКТ управляет продуктовой региональной матрицей индивидуально в каждом из филиалов. Подобный подход всецело применяется в ценообразовании и оптимизации товарных остатков. Комплексная структура взаимодействия с головным офисом позволяет обеспечить доминирующее присутствие компании в конкретном регионе, минимизировать издержки при максимизации скорости прохождения пути продукта до конечного потребителя.
Деятельность ООО Торговый Дом «ВКТ» основана на принципе: только слаженные действия трех партнеров – производителя, дистрибьютора и розничного продавца могут привести к максимальному удовлетворению клиента, а значит, максимизируют прибыль всех участников процесса. Свою часть в общей трехсторонней работе данная компания понимает как создание эффективной схемы движения товарных, финансовых и информационных потоков между всеми партнерами.
Начиная с 1992 года, компания «ВКТ» занимается доставкой продуктов в магазины города и области. На сегодняшний день компания «ВКТ» занимает лидирующие позиции в дистрибуции продуктов питания от российских и мировых производителей.
Уникальный ассортиментный портфель компании «ВКТ», поддержанный сильнейшими контрактами от производителей, современный Распределительный Центр и собственный парк грузовых автомобилей, широкая сеть филиалов, профессиональная команда и ориентация в работе исключительно на потребителя - основа успешного развития компании.
Управление человеческими ресурсами включает следующие основные направления: подбор персонала; оценка персонала; расстановка персонала; обучение персонала; мотивация персонала; оплата труда; методы работы с человеческими ресурсами; оценка эффективности работы персонала.
С этой целью в соответствии с миссией и философией организации необходимо определить основные требования предъявляемые к персоналу ЗАО Торговый Дом «ВКТ», которые на мой взгляд закрепляются в декларации прав и обязанностей сотрудников организации, кодексе нормативного поведения, правил внутреннего распорядка, должностных и квалификационных инструкциях.
Информация о работе Управление и оценка характеристика персонала