Управление инновационной деятельностью в оргагизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем: сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, рассмотреть существующую практику решения рассматриваемой проблемы и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть, в чём заключается инновационная деятельность.
2. Представить модель организации инновационной деятельности предприятия.
3. Изучить практику инновационного менеджмента на примере конкретных фирм.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I: Основы инновационного менеджмента.
Современная трактовка инновационной деятельности в организации. Её составляющие и стадии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Управленческая модель организации инновационной деятельности на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Организационные формы инновационного менеджмента. . . . . . . . 13
Глава II: Практика инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент в фирмах Японии. . . . . . . . . . . . . . 20
Инновационный менеджмент в фирмах США. . . . . . . . . . . . . . . . .22
Управление инновационной деятельностью в отечественной фирме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава III: Организационные и управленческие решения в инновационной деятельности предприятий.
3.1. Экономический механизм мотивации инновационной деятельности
в рамках внутрифирменного предпринимательства. . . . . . . 27
3.2. Эффективность внедрения инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.3. Пути совершенствования управления инновационной деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы и других информационных источников. .42

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Тульский государственный  университет

 

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра финансов и менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

 

 

УПРАВЛЕНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В  ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

Выполнил:

Руководитель:  

 

Допущена к защите: ________________________

(дата, подпись руководителя)

 

Защищена с оценкой: ________________________

 

Председатель комиссии: ______________________

 

Члены комиссии: _____________________________

 

Дата:                 _______   __________________

 

 

 

 

 

 

Тула 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 Глава I: Основы инновационного менеджмента.

    1. Современная трактовка инновационной деятельности в организации. Её составляющие и стадии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
    2. Управленческая модель организации инновационной деятельности на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
    3. Организационные формы инновационного менеджмента. . . . . . . . 13

Глава II: Практика инновационного менеджмента.

    1. Инновационный менеджмент в фирмах Японии. . . . . . . . . . . . . .  20 
    2. Инновационный менеджмент в фирмах США. . . . . . . . . . . . . . . . .22
    3. Управление инновационной деятельностью в отечественной фирме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Глава III: Организационные  и управленческие решения в инновационной  деятельности предприятий.

          3.1.     Экономический механизм мотивации инновационной деятельности  

                     в            рамках внутрифирменного предпринимательства. . . . . . . 27

3.2.     Эффективность  внедрения инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

3.3.  Пути совершенствования  управления инновационной    деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Список использованной литературы и других информационных источников. .42

Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом изучения данной работы является инновационный менеджмент.

Основными предпосылками  активной инновационной деятельности являются следующие глобальные факторы:

1. нарастающая интернационализация,  глобализация рынков. Деятельность  некоторых фирм приобретает мировые  масштабы. Они не только осваивают  новые рынки, но и изменяют  свою структуру применительно  к потребностям этих рынков;

2. новый уровень технологической  конкуренции, в которую предприятия  оказались вовлечёнными. Замена  техники и технологий на новые  происходит всё быстрее и быстрее;

3. смена ценностных  установок потребителей. Спрос ориентирован  на новые товары – безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Быстро изменяя предложение, предприятия пытаются опередить конкурентов. Сокращается жизненный цикл товара.

Таким образом данная темы актуальна в наши дни. Без правильно организованной инновационной деятельности предприятие не сможет выстоять в условиях конкурентной борьбы.

Цель работы заключается в следующем: сделать  обобщение по изученной экономической  литературе по исследуемой проблеме, рассмотреть существующую практику решения рассматриваемой проблемы и сформулировать выводы  и предложения по рассматриваемому вопросу.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

    1. Рассмотреть, в чём заключается инновационная деятельность.
    2. Представить модель организации инновационной деятельности предприятия.
    3. Изучить практику инновационного менеджмента на примере конкретных фирм.
    4. Рассмотреть пути повышения эффективности управления инновационной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I: Основы инновационного менеджмента.

1.1. Современная  трактовка инновационной деятельности  в организации. Её составляющие и стадии.

Под инновацией подразумевают  «новшество во всех сферах делового менеджмента (развитие, маркетинг, производство, собственно управление и т. д.), характеризующееся качественным отличием от предшествующего аналога (уровень технологии, потребительские свойства, усовершенствование организации, эффективное использование ресурсов, качество рыночной деятельности и т.п.)».

Таким образом, к инновациям относят все изменения (новшества), которые впервые применяются на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу.

Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд  других нововведений:

    • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
    • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
    • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
    • изменённые социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации) и т. д.

Эти виды инноваций в  практике переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные  и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. Она составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы.

Инновационная деятельность включает:

    • выявление проблем предприятия;
    • осуществление инновационного процесса;
    • организацию инновационной деятельности.

Основные стадии инновационной  деятельности включают:

1. систематизация поступающих  идей;

2. отбор выявленных идей и выработка идеи нового продукта;

3. анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга;

4. создание нового продукта;

5. тестирование на рынке;

6. принятие решения о внедрении в производство.

1.2. Управленческая модель организации инновационной деятельности на предприятии.

Процесс инновационной деятельности предприятия основывается на подчинении всех её этапов единой целевой установке, миссии компании. Первым шагом при планировании инновационной деятельности является постановка целей предприятия. На основании сформулированных целей, анализа внешней среды, делового имиджа фирмы, потенциала предприятия, степени риска, приемлемой для предприятия, а также цикла его развития принимается базовая стратегия развития предприятия, отражающая общее направление его деятельности.

На основе базовой стратегии разрабатываются все функциональные стратегии, цели которых (цели нижнего уровня) выступают в качестве средств

для реализации целей предприятия (целей высшего уровня). (Приложение А).

Инновационные процессы реализуются в рамках соответствующим образом выбранной инновационной стратегии, которая является одной из приоритетных, определяющих развитие всех областей производственной деятельности предприятия.

Формулирование целей  инновационной деятельности происходит под влиянием общих целей организации и выбранной на их основе базовой стратегии развития предприятия. Базовая стратегия ориентирует инновационную деятельность на поиск возможностей для получения достаточного уровня прибыли.

Для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, следовательно, на следующем этапе необходимо оценить его уровень и определить степень его соответствия инновационному климату и внутренним потенциальным возможностям.

Оценивая инновационный  потенциал своего предприятия, руководитель  определяет возможности ведения инновационной деятельности, т. е. отвечает для себя на вопрос: «под силу» ли предприятию внедрение инноваций?

Следующим этапом инновационной  деятельности является создание органа, отвечающего за оценку соответствия инновационных целей всем требуемым критериям, внедрение и контроль за инновациями (установление партнёрства с внешними организациями, создание собственного подразделения, временного трудового коллектива).

Если предприятие приняло  решение приобретать инновации на стороне, то оно, как правило, устанавливает стратегическое партнёрство со специализированной научно-исследовательской, конструкторской организацией или консультационными фирмами.

Приняв решение самостоятельно разрабатывать и внедрять инновации, целесообразно создать собственное научно-исследовательское инновационное подразделение. Такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени.  Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела (при разработке нового продукта), или же посредством организации временного трудового коллектива, состоящего из представителей различных подразделений предприятия в зависимости от вида инновации.

Многие из отечественных  предприятий, осуществляющих инновационную  деятельность на мировом уровне, пошли  по пути зарубежных компаний и создали  в своём составе специализированные инновационные подразделения (по аналогии с отделами R&D – Research & Development). Такой подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя, во-вторых, привлечь высококвалифицированные научные кадры и, в-третьих, быть уверенными в сохранении коммерческой тайны.

Следующим этапом является разработка инновационных проектов. Под инновационным проектом принято  понимать комплекс взаимосвязанных  мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии.

Однако, учитывая, что  данное определение относится к  инновациям, трактуемым в узком смысле, расширим определение инновационного проекта и будем под ним  понимать комплекс взаимосвязанных  мероприятий, направленных на разработку, создание и распространение нового вида продукции или технологии, на разработку качественных характеристик существующей продукции, а также на внедрение новых методов организации производства и управления.

По своей значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет), изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс.

Разработку качественных характеристик существующей продукции, а также внедрение новых методов  организации производства и управления скорее следует отнести к улучшающим инновациям.

Из предложенного определения  инновационного проекта видно, что  в данное понятие не включается комплекс мероприятий по реализации того или  иного проекта. Под инновационным  проектом понимается лишь сама идея инновации и все этапы её разработки и создания.

На следующем этапе  все инновационные идеи сводятся в общую инновационную программу. Данная инновационная программа  будет служить основой разработки инновационной стратегии предприятия, в том числе, инновационного бюджета.

На данном этапе также  необходимо оценить эффективность  инновационной программы. Критерии для оценки инновационных проектов включают в себя цели, стратегию, политику и ценности предприятия; маркетинг; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.

В процессе создания нового товара стадия НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех – это получение желаемых технических показателей, которые должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющих дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта и других сфер её приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, который имеет долгосрочные перспективы.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью в оргагизации