Управление инновационной деятельностью в оргагизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем: сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, рассмотреть существующую практику решения рассматриваемой проблемы и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть, в чём заключается инновационная деятельность.
2. Представить модель организации инновационной деятельности предприятия.
3. Изучить практику инновационного менеджмента на примере конкретных фирм.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I: Основы инновационного менеджмента.
Современная трактовка инновационной деятельности в организации. Её составляющие и стадии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Управленческая модель организации инновационной деятельности на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Организационные формы инновационного менеджмента. . . . . . . . 13
Глава II: Практика инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент в фирмах Японии. . . . . . . . . . . . . . 20
Инновационный менеджмент в фирмах США. . . . . . . . . . . . . . . . .22
Управление инновационной деятельностью в отечественной фирме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава III: Организационные и управленческие решения в инновационной деятельности предприятий.
3.1. Экономический механизм мотивации инновационной деятельности
в рамках внутрифирменного предпринимательства. . . . . . . 27
3.2. Эффективность внедрения инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.3. Пути совершенствования управления инновационной деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы и других информационных источников. .42

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Конечная цель инновационного процесса - коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство. Это достигается в тех случаях, когда исследования и разработки с самого начала ориентированы на производство, когда существует реальная возможность увеличения капиталовложений в необходимое оборудование, возможна унификация отдельных стадий научно-производственного цикла и заранее определено соответствие новой продукции спросу рынка и потребностям покупателей. Ввиду таких сложностей лишь относительно небольшая часть разработок новой продукции внедряется в производство. Например, в американских компаниях коммерчески успешными оказываются лишь около 15% разрабатываемых изделий, а среди выпущенных на рынок видов продукции только 62% новинок получают признание.

Исследования, проводившиеся  на базе данных, полученных от 120 американских корпораций, показали, что более 60% всех ОКР не превращаются в новую продукцию. Результаты опроса 50 американских компаний показали, что 50% их расходов на НИОКР были направлены на нововведения, которые оказались коммерчески неудачными, а 30% нововведений, получивших признание на рынке, вскоре перестали приносить прибыль. По оценкам американских экономистов, вероятность успеха нововведений, появившихся на рынке, не превышает 74%. Поэтому нововведения, требующие больших затрат, под силу лишь крупным компаниям, обеспеченным финансовыми средствами и ресурсами.

Многие неудачи с  внедрением новой продукции и технологии в производство специалисты объясняют обычно тем, что нововведения возникли на базе новых знаний, а не потребностей.

Ведущая роль крупных  компаний в освоении новой продукции  и технологий объясняется тем, что именно они получают преимущества на решающей и самой капиталоемкой стадии освоения нововведений - подготовке массового производства, требующего создания специальных производственных мощностей.

В частном секторе  США почти 3/4 затрат приходится на научно-технические  проекты крупнейших компаний годовой стоимостью свыше 100 млн. долл.

В процессе разработки нового продукта производится поэтапная оценка результатов путем устранения неудачных  идей на ранних стадиях во избежание  излишних затрат средств и времени.

 

3.3. Пути совершенствования управления инновационной деятельностью.

Одним из важнейших направлений  повышения эффективности инновационной  деятельности предприятия служит внедрение  социально-корпоративных технологий (СКТ).

Социально-корпоративные  технологии – это система согласованного взаимодействия работодателей и наёмных работников в рамках совместной производственной деятельности, представляющая собой совокупность методов управления экономическим, профессиональным и общественным поведением участников корпоративных объединений, направленных на достижение совместных целей.

К основным направлениям развития СКТ на российских предприятиях следует отнести:

    • участие в собственности (финансовое участие, включая передачу трудящимся  на льготных условиях акций предприятий, участие в прибылях и т.д.);
    • участие в управлении;
    • обучающую систему предприятия;
    • создание внутрифирменного механизма мотивации труда;
    • good will (добропорядочность);
    • корпоративное гражданство.

Good-will – это составная  часть нематериальных активов  предприятия, включаемая оценщиками  в совокупную собственность предприятия.

К понятию Good-will относятся  добропорядочная история фирмы; её деловой имидж; связи во внешней  среде; бренды, ассоциируемые с названием  самой компании; её общественное признание; престижность работы в ней и т. д.

Все эти характеристики присущи выше рассмотренным японским компаниям – Seiko, Honda, Canon, Matsusita, и американским, например, General Motors.

Российской фирме «Новтех» только предстоит сформировать свой   good-will, тем более задатки для этого уже есть. Это и благоприятный деловой имидж фирмы, и ответственность работников.

Определим те СКТ, которые  целесообразно задействовать в  механизме мотивации труда при  осуществлении предприятием  инновационной  деятельности:

    1. Формирование мотивирующей системы оплаты труда.
    2. Развитие профессиональных способностей работника, используя обучение в процессе труда.
    3. Повышение по службе.
    4. Ротация кадров. Ротация кадров позволяет работникам ознакомится с несколькими видами деятельности. И если работник, который занимается определённым видом труда, не способен увидеть процессы, требующие совершенствования, то благодаря ротации кадров, такая вероятность возрастает в несколько раз.
    5. Участие в рабочих совещательных органах. Участие работника в совещательных органах расширяет его кругозор. Владея большим объёмом информации, работник более чётко видит проблемные сферы деятельности, которые требуют совершенствования или модернизации.
    6. Создание на предприятие инновационного подразделения.

Фирма «Новтех» в перспективе  стремится создать инновационное подразделение - научно-инженерный центр (НИЦ). Также на этом предприятии применяется технология развития профессиональных способностей работника, используя обучение в процессе труда.

Но чтобы повысить эффективность инновационного менеджмента  необходимо в данной фирме применять и другие СКТ, такие как формирование мотивирующей системы оплаты труда, повышение по службе и ротация кадров. Это позволит решить кадровую проблему на предприятии.

Процесс создания нововведения является дискретным, постоянно возобновляющимся и ориентируется на нестабильный с точки зрения спроса рынок. Поэтому к системе управления и организационной структуре инновационного подразделения должны предъявляться, в первую очередь, требования, определяющие её рыночный успех (способность адаптироваться к изменчивому рынку нововведений без разрывов в получении прибыли). Это предполагает эффективное и гибкое управление следующими процессами:

    • стратегический контроль за развитием ситуации «нововведение-рынок», позволяющий определить основные сферы концентрации ресурсов и капитала предприятия;
    • развитие системы управления проектами;
    • постоянная поддержка активной инновационной стратегии, характеризующейся беспрестанным поиском новых научных идей и перспективных разработок;
    • создание инновационного управленческого климата, который предопределяет непрерывный поиск нового, культивирует «взгляд вовне», исключает попытки «проталкивания» амбициозных проектов, требующих неприемлемых собственных капиталовложений;
    • максимальная децентрализация управленческих полномочий при сохранении интеграционных связей.

Пока фирме «Новтех» удаётся находить перспективные  инновационные проекты, но чтобы  добиться большего успеха, ей необходимо развивать механизм активной инновационной  стратегии и создание инновационного управленческого климата.

Усиливающаяся рыночная ориентация инновационной деятельности фирм проявляется в распространении  практики участия потребителей наукоемкой продукции в ее разработке и освоении на различных этапах инновационного процесса. В значительной степени это связано, с одной стороны, со стремлением производителей обеспечить устойчивый рынок сбыта, иметь постоянных заказчиков и, с другой, - потребитель может не только вносить свои коррективы в нововведение, но и контролировать весь ход разработки, производства и освоения новшества. В ряде случаев заказчик может выступать и в качестве инициатора новой идеи или технической задачи и принимать участие в ее решении, в частности, в определении характеристик нового продукта, создании его прототипа. Это приводит к установлению устойчивых связей между производителем и заказчиком, когда производитель становится не просто поставщиком определенной продукции, а участником маркетинговой деятельности, ориентированной на запросы конечного потребителя. Этот эффективный метод применяется в рассмотренной нами фирме «Новтех».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев, в чём заключается  инновационный менеджмент, его модели и организационные формы, целесообразно  отметить, что это обширная и очень  важная область исследований. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм огромное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Например, в отраслях общего машиностроения, автомобильной промышленности, приборостроении продукция обновляется на 60% и более в течение пятилетнего периода. В электронной промышленности новая продукция появляется каждые один-два года.

Поэтому для любой  организации очень важной составляющей деятельности становится рациональная организация управления инновационными процессами. В этой области необходимо оценить инновационный потенциал  организации, выбрать соответствующие  организационные формы, составить инновационную программу, разработать и реализовать инновационную стратегию.

Для реализации инновационной  стратегии необходимо сформировать операционно-инновационную программу  предприятия, позволяющую наращивать конкурентоспособность в стратегической перспективе.

В условиях инноваций важную роль приобретает устойчивое развитие предприятий. Чтобы обеспечить этот процесс, менеджеру необходимо осуществлять расчёт оптимального темпа роста предприятия в рамках устойчивого финансового состояния.

Нельзя забывать про  конечную цель инновационного процесса - коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство. В этой связи нововведения должны возникать не только на базе новых знаний, но и на базе конкретных потребностей.

Чтобы организация имела  успех на рынке, необходимо внедрять социально-корпоративные технологии. Также грамотный менеджер должен эффективно управлять процессами создания инновационного управленческого климата, развития системы управления проектами, стратегическим контролем за развитием ситуации «нововведение-рынок», постоянной поддержки активной инновационной стратегии,  максимальной децентрализации управленческих полномочий при сохранении интеграционных связей.

В результате огромных капиталовложений в НИОКР как на внутрифирменном, так и на государственном уровне образовалось большое количество отраслей, полностью основанных на новых технологиях, появились принципиально новые виды продукции, резко возросла технологическая вооруженность фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабаскин С.Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков: Учебное пособие/ С.Я. Бабаскин. - М.: Дело АНХ, 2010. – 240 с.
  2. Базилевич А.И. Управление экономикой. Инновационный менеджмент предприятия: Учебное пособие/А.И. Базилевич. - – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 231 с.
  3. Валдайцев С.В. Менеджмент технологических инноваций: Учебное пособие для вузов/ С.В. Валдайцев,  Д.С. Евстафьев. – ИД СПбГУ, 2006. – 336 с.
  4. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/И.В. Василевская.  – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2006. – 96с.
  5. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью: Учебное пособие/ Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьёва. – М.: КноРус, 2006. – 320 с.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов/И.Н. Герчикова.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 511 с.
  7. Грязнова А.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/А.Г. Грязнова, А.Ф. Джинджолия. - М.:ЗАО «Издательство «Экономика»», 2008. – 427 с.
  8. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов/В.Г. Медынский, Л.Г. Скамай. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 589 с.
  9. Пилипенко А.В.  Инновационная активность российских предприятий: условия роста/А.В. Пилипенко. М.: Маркет ДС, 2006. – 432 с.
  10. Румянцев А.А. Менеджмент инноваций. Как научную разработку довести до инновации: Учебное пособие для вузов/А.А. Румянцев. – М.: Бизнес-пресса, 2007. – 200 с.
  11. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес. Корпоративное управление НИОКР: Учебное пособие/ М.Ю. Спасенных. – М.: Дело АНХ, 2010. – 148 с.
  12. Сухарев О.С. Инновации в экономике и промышленности: Учебное пособие/О.С. Сухарев. – М.: Высшая школа, 2010. – 320 с.
  13. Кочеткова А. Поймать себя за руку/А.Кочеткова//Бизнес журнал.-2011.-№9. – С. 52-55.
  14. Миндич Д. Хорошо выдержанные инновации/Д.Миндич//Эксперт.-2011.-№41. – С.71-75.
  15. Межов С.И. О некоторых подходах решения проблем организации массового инновационного производства/С.И. Межов// Инновации.-2011. - №6.- С.108-113.
  16. Рубан О. Привод для инновационного лифта/О. Рубан//Эксперт. – 2011. - №42. – С.63-67.
  17. Трусов Г. Лопнувший фантик/ Г. Трусов//Бизнес журнал. – 2011. - №7. – С. 78-81.
  18. Инновации и предпринимательство// http://www.innovbusiness.ru/
  19. Официальный дом издательского дома Коммерсантъ// http://www.kommersant.ru/
  20. Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего предпринимательства// http://businesslearning.ru/

Информация о работе Управление инновационной деятельностью в оргагизации