Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:19, курсовая работа
Цель работы заключается в следующем: сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, рассмотреть существующую практику решения рассматриваемой проблемы и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть, в чём заключается инновационная деятельность.
2. Представить модель организации инновационной деятельности предприятия.
3. Изучить практику инновационного менеджмента на примере конкретных фирм.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I: Основы инновационного менеджмента.
Современная трактовка инновационной деятельности в организации. Её составляющие и стадии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Управленческая модель организации инновационной деятельности на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Организационные формы инновационного менеджмента. . . . . . . . 13
Глава II: Практика инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент в фирмах Японии. . . . . . . . . . . . . . 20
Инновационный менеджмент в фирмах США. . . . . . . . . . . . . . . . .22
Управление инновационной деятельностью в отечественной фирме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава III: Организационные и управленческие решения в инновационной деятельности предприятий.
3.1. Экономический механизм мотивации инновационной деятельности
в рамках внутрифирменного предпринимательства. . . . . . . 27
3.2. Эффективность внедрения инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.3. Пути совершенствования управления инновационной деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы и других информационных источников. .42
Переезд компании в Санкт-Петербург позволит решить и кадровую проблему. «Там у нас будет гораздо больше возможностей подбирать трудовые ресурсы с нужными компетенциями – не только инженеров, но и экономистов, менеджеров, маркетологов», - надеется Сергей Радиевский. Люди с уникальным опытом – стратегический ресурс «Новтеха».
Радиевский планирует сформировать научно-инженерный центр (НИЦ), в чьи функции будет входить разработка, испытания, отладка и опытное производство новых образцов техники. «Мы должны выйти на такие скорости разработки и испытаний, чтобы доводить до прототипа по одному новому электроприводу в месяц, - такую цель Сергей Радиевский ставит перед собой и перед НИЦ. – Это общепринятый темп во всех серьёзных технологических корпорациях мира».
«У меня складывается впечатление, что все мало-мальски значимые проекты стекаются к нам, хотя мы не даём о себе никакой рекламы, - говорит Сергей Радиевский. – видимо, инженерных коллективов, способных делать что-то реальное, в стране осталось очень мало…»
Глава III: Организационные и управленческие решения в инновационной деятельности предприятий.
3.1. Экономический механизм мотивации инновационной деятельности в рамках внутрифирменного предпринимательства.
В настоящее время «материальным носителем инновационных преобразований в экономике» являются корпорации.
Конкурентное преимущество промышленного предприятия вытекает из способности своевременно производить новые товары, то есть фактически создавать новые рынки, или производить товары с меньшими издержками.
Таким образом, инновации – это ядро стратегии корпорации. В условиях жёсткой конкуренции, сокращение инноваций сродни одностороннему разоружению во время войны.
Современные корпорации обладают следующими элементами (рис. 2).
Рисунок 2. Базовые системные элементы современной корпорации.
Эти элементы составляют суть и содержание конкурентных преимуществ, на которых и базируется реализация стратегии развития в рамках внутрифирменного планирования.
Основной признак бизнеса – увеличение рыночной стоимости фирмы. По существу это означает органическое соединение планирования производства и инноваций, посредством разработки единой программы – операционно-инновационной программы промышленной корпорации.
Эволюционное развитие деятельности корпорации в долгосрочной перспективе определяется в основном особенностями общего жизненного цикла выпускаемой ею продукции. Именно цикл изготовления продукции диктует необходимость перестройки производственной структуры, текущего совершенствования производства, перехода к новым формам его организации. Продолжительность производственного цикла имеет границы, строго определяемые масштабами потребности рынка в данном виде продукции, мощностью корпорации и внутренними закономерностями совершенствования производства.
Динамика развития корпорации
и изменение основных технико-экономических
показателей его операционно-
Рисунок 3. Цикличность процессов разработки, внедрения и производства изделия.
а – объём выпуска продукции; б – себестоимость единицы продукции; 1 – выпуск опытной партии; 2 – освоение производства; 3 – период нормального функционирования; 4 – спад в производстве продукции; А – научно-исследовательские работы; В – опытно-конструкторские работы; С – экспериментальное производство и подготовка условий для перехода к выпуску новой продукции
Современные корпорации обладают приличным запасом прочности и финансовой устойчивости, а это означает, что их корпоративная экономика и менеджмент обладают специфическими качествами эффективного совмещения производственных и инновационных процессов.
В связи с этим актуальным становится формирование операционно-инновационной программы предприятия (ОИП), под которой подразумевается единый и сбалансированный на выделенном участке времени план производства и реализации товарной продукции, план НИОКР и инновационных работ по подготовке к запуску перспективных изделий, приходящих на замену исключаемых из производства товаров. Такая программа позволяла бы наращивать, или как минимум не терять конкурентоспособности в стратегической перспективе.
В этом случае общий производственный
процесс целесообразно
Рисунок 4. Методологическая основа построения модели менеджмента, выделяющая основные стратегические процессы как предмет исследования и формирования задач планирования.
В блоке «инновационный процесс» показан характер инновационных преобразований или разработок, но в целом это переход на новую продукцию или трансформация выпускаемой продукции (Y Yб ); это переход на новые ресурсы и материалы (X Xб ); трансформация самих бизнес-процессов (БП БПб ): технологий, оборудования, организации и управления производством на основе передовых достижений науки и техники. Эти преобразования формально отражают действия, направленные на реализацию стратегических решений. Отсюда, эффективность данных преобразований определяет эффективность реализации стратегических решений.
Динамика жизненных циклов изделий, включаемых в производственную программу, как это часто бывает на практике, не совпадает. Одни изделия пользуются повышенным спросом, спрос на другие – падает, и постепенно прекращается. Поэтому формирование производственной программы превращается в достаточно сложную задачу балансирования факторов спроса, финансовых ресурсов, производственной мощности, рентабельности, финансовой устойчивости и инноваций. На рисунке 5 показаны три разнесённые во времени точки планирования: a, b и c. В точке а, в производственную программу включаются изделия 1 и 2, в точке b – снова изделия 1 и 2 плюс новое изделие, которое в точке а находилось на стадии исследования, наконец, в точке с, в производственную программу включаются новое изделие, находящееся на пике спроса и изделие 2, спрос на которое уже начинает падать.
Рисунок 5. Жизненный цикл изделий производственной программы.
Как видно из рисунка 5 в интервале a-b производственная программа, как бы формируется из трёх изделий: два изделия производятся фактически и одно, находящееся в стадии разработки – условно. Для этого изделия осуществляется текущее инвестирование, затраты материальных и трудовых ресурсов, формируется технология (т. е. ведётся подготовка будущего производства).
Промышленное предприятие
тратит инвестиционный ресурс в размере
ИК, а добавленную стоимость
Влияние затрат на текущие исследования и разработки покажем на модели «затраты-издержки». Предположим, что некая фирма производит изделие X1 и осуществляет разработки второго, X2. Цена изделия X1 – Р1. Переменные издержки vc1, постоянные затраты fc. При этом постоянные затраты содержат две составляющие: это непосредственно производственные издержки, fcn и издержки текущего инвестирования инноваций fcu. В это случае можно записать, что fc = fcn + fcu . (1)
Искомая модель выглядит:
V=P1Q1 (2)
S= vc1X1 + fc (3)
Точка безубыточности для этой фирмы определяется следующим образом
Q1 = fcn/(P1 - vc1) + fcu /(P1 - vc1) (4)
Как же в этом случае изменяется рентабельность? Определим рентабельность продаж по валовой прибыли без учёта налогов и НДС, тогда
Eg = (P1 - vc1)Q1 - fcn - fcu , (5)
где Eg – валовая прибыль.
Обозначим валовую прибыль от производственной деятельности как
En = (P1 - vc1)Q1 - fcn
Тогда правую часть выражения (6) можно записать в следующем виде:
Eg = En - fcu (6)
Поделив (6) на объём продаж, получим рентабельность, т. е.:
Rn = Eg/V = (En - fcu)/V = En/V - fcu/V (7)
Первое слагаемое En/V это рентабельность от операционной деятельности, второе слагаемое показывает долю непроизводительных затрат в объёме продаж. Требование эффективности деятельности фирмы накладывает на соотношение (7) ограничение
0< En/V - fcu/V≥R0 ,
где R0 – нормативная рентабельность продаж.
После преобразований получим основное ограничение на объём инновационных затрат со стороны рентабельности:
En/V - R0≥ fcu/V,
которое говорит о том, что разность между фактической и нормативной рентабельностью продаж от операционной деятельности должна быть больше или равна доле непроизводственных затрат, осуществляемых на инновации.
Устойчивое развитие
предприятия в условиях инноваций,
кроме прочего, обеспечивается следующими
основными финансовыми
У менеджмента предприятия
всегда стоит актуальная задача недопущения
потери ликвидности и устойчивости.
Обеспечение финансового
,
Где gS – темпы прироста объёма реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, выраженный в долях единиц.
Модель устойчивого роста раскрывает глубокую системную связь показателей рентабельности и устойчивости и является регулятором оптимальных темпов изменения объёма операционной деятельности и может служить конструктивной моделью для определения новых параметров финансового развития предприятия.
Таким образом, в рамках ОИП должны решаться следующие задачи:
3.2.Эффективность внедрения инноваций.
Существуют различные методы оценки эффективности разрабатываемого нового продукта:
• экспертные суждения;
• определение ожидаемой нормы прибыли;
• вероятностный подход;
• оценка динамики ожидаемой
прибыли или использование
• многомерные критерии оценок: притягательность отрасли, возможности проникновения в нее конкурентов, влияние на конкурентоспособность нового продукта и фирмы в целом, возможности использования разработок для усовершенствования уже производимых товаров, влияние производства и сбыта нового товара на финансовое положение фирмы.
Информация о работе Управление инновационной деятельностью в оргагизации