Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:11, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы управления коммуникациями в организации.
Для достижения цели нами определены следующие задачи:
а) изучение теоретических основ и современных тенденций понятий и сущности коммуникаций в организации;
б) описать особенности коммуникаций в организации на примере «Nestlé»;
в) раскрыть технологии управления коммуникациями в компании «Nestlé»;
г) разработать мероприятия по совершенствованию коммуникаций в компании «Nestlé».
Введение……………………………………………………………………………………….…3
1 Понятие и сущность коммуникации в организации………………………………...6
1.1Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации………6
1.2 Сравнительный анализ коммуникативных моделей………………………….10
2 Анализ коммуникационных процессов в компании «Nestle» ………………….29
2.1 Деятельность компании…………………………........................................................29
2.2 Анализ коммуникаций в компании «Nestle» …………………………...............30
3 Рекомендации по улучшению коммуникационных процессов в компании «Nestle» и их оценка эффективности…………………………………………………37
3.1 Рекомендации по улучшению коммуникационных процессов……………….37
3.2 Оценка эффективности предложенных мер по улучшению коммуникационных процессов ………………………….........................................40
Заключение…………………………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………........................................45
Представительство Nestle в России действует с 1995 года. Генеральный директор представительства - Стефан Де Локер.
Nestle контролирует (по данным самой компании) в России 40% рынка растворимого кофе, 40% кулинарной продукции, 50% готовых завтраков и 20,5% рынка шоколада (рисунок 8).
Рисунок 8– Контроль российского рынка компанией «Nestle»
2.2 Анализ коммуникаций в компании «Nestle»
В настоящее время в компании существует департамент по корпоративным вопросам. Одним из основных направлений деятельности департамента являются корпоративные коммуникации (внутренние и внешние).
На 4 из 13 фабрик «Nestle» в России работают менеджеры по коммуникациям, чью работу на консультационном уровне курирует менеджер по внутренним коммуникациям из центрального офиса (выпуск локальных фабричных газет, каскадирование важной информации, сбор обратной связи и т.д.).
Внутренние коммуникации - это любые коммуникации внутри организации. Система внутренних коммуникаций охватывает головной офис «Nestle» в Москве, фабрики и офисы продаж компании (более 10 тыс. человек) и включает в себя 4 основных канала:
- корпоративные медиа (журнал, электронная газета, интернет-портал);
- рассылка новостей по электронной почте;
- корпоративные мероприятия;
- коммуникационные кампании.
Поддержкой и развитием системы внутренних коммуникаций занимается менеджер по внутренним коммуникациям, который подчиняется менеджеру по корпоративным внешним и внутренним коммуникациям в регионе Россия-Евразия.
В компании существует корпоративный журнал «Мир Нестле»: 64 полосы, тираж 4 тыс. экземпляров, периодичность - раз в квартал. Выпускается с привлечением подрядчика. Примерный бюджет составляет $20 тыс. за тираж. Издание информационно-аналитического профиля, призванное в подробностях отразить корпоративную жизнь компании. Каждый выпуск посвящен конкретной, актуальной на данный период теме. Она рассматривается во многих ракурсах в рубриках «Наш гость», «Управление», «Технологии», «Стратегия». Для освещения жизни сотрудников существуют рубрики «Компания» и «Люди». Неформальные, смешные зарисовки на тему рабочих будней и досуга печатаются в рубрике «Нестле Casual». Реклама в журнале не предусмотрена и данная возможность не рассматривается - журнал предназначен исключительно для внутренней аудитории и выходит малым тиражом.
Корпоративный новостной дайджест «Nestle Онлайн» - электронный сборник основных новостей компании. Выходит раз в месяц. Ключевая задача - оперативное информирование сотрудников.
Внутри компании существует интранет. Интранет представляет собой сборник разделов, каждый из которых посвящен работе определенного департамента компании. Одним из них является раздел CorporateInfo - сборник информации о компании (ключевые документы, новости, органиграммы и т.д.). Частью раздела является и титульная страница, информация на которой обновляется еженедельно.
Каждый сотрудник с его персонального компьютера имеет доступ к интранету. Раздел контроля включает список и описание разнообразных курсов (специализированных и общих). Менеджеры могут получить информацию о них и обратиться к боссу с просьбой принять участие в программе, которая им кажется интересной и полезной. Также они могут высказать свое мнение по любой образовательной программе. Для каждого менеджера его руководитель составляет персональный план, отмечая каких результатов ему нужно достичь за год, чему научиться. ФеруччиоЧиконья определяет, каких компетенций не хватает сотрудникам, и направляет им персонально всю информацию. После этого сотрудники могут прийти на личный разговор или просто написать комментарий и отослать его HR-менеджеру. После того как менеджер получил задание на год, он может зайти в рубрику «План карьеры и развития» и отыскать подходящие опции для получения персонального образования и реализации плана карьеры, оставив там же свои комментарии.
Выхода во внешние социальные сети в «Nestle» нет. Это продиктовано соображениями информационной безопасности.
Что касается внешних коммуникаций, то к ним относятся коммуникации с потребителями (чаще всего проявляется в корпоративных социальных проектах компании) и коммуникации с партнерами, также компания имеет внешние связи с органами власти (участвует в постоянном диалоге между производителями продуктов питания и курирующими правительственными органами) и СМИ.
Компания осуществляет сотрудничество с другими компаниями. Так, например, в 1947 году «Nestle» объединилась с компанией «Alimentana S.A.» - производителем приправ и супов «Maggi», и была переименована в «NestleAlimentanaCompany». За этим последовали объединения с другими компаниями. В 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oreal - одного из мировых лидеров в производстве косметики, таким образом, выйдя за пределы рынка продуктов питания.
В интернет сети существует официальный сайт компании «Nestle», где указаны принципы коммуникаций с потребителями, поставщиками, имеется информация для торговых сетей, а также будущих сотрудников. На сайте указан телефон горячей линии (также указан на упаковке товара).
Компания «Nestle» проводит рекламные акции (рекламные ролики, рекламные плакаты, реклама в печатных изданиях, реклама в интернете) и реализует социальные проекты. Так, например, в 2009 году компания «Nestle» в сотрудничестве с агентством уникальных коммуникаций разработало и открыло в сети многоцелевой новогодний сайт. Этот сайт позволял принять участие в новогоднем опросе, самостоятельно сконструировать поздравительную открытку и заказать в интернет-магазине подарок - коробку конфет.
Представители компании часто дают интервью и общаются со СМИ. Так, в 2010 году в Москве прошел мастер-класс Ларса Валлентина (40 лет возглавлял направление коммуникаций, брендинга, дизайна упаковки и Nestle во всем мире.)
Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Говорят, если организация эффективна в области коммуникации, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Уровень и эффективность коммуникаций в любой организации во многом зависят от управленческого навыка руководителя. В настоящее время почти во всех компаниях существуют специальные сотрудники, обязанности которых - изучать и совершенствовать коммуникации в организации.
Также эффективность коммуникационных процессов самым непосредственным образом связана с рациональностью выбранной структуры управления. Правильно выбранная коммуникационная сеть помогает равномерно распределить работу между сотрудниками, так чтобы все были задействованы, и никто не был перегружен. Если кто-то не включен в работу, то он зачатую лишен возможности получения управленческой информации, а перегрузка каналов информацией ведет к нарушению очередности работы с информацией и возникновению ошибок.
Как и в любой другой компании в «Nestle» тоже существуют различные препятствия и возникают различные затруднения, касающиеся коммуникационного процесса. В данном случае к этим затруднениям можно отнести, например, несвоевременное донесение информации к сотрудникам и аппарату управления, что может повлечь за собой материальные убытки или какие-то несогласованности. Еще одним из недостатков присущий всем другим крупным компаниям является психологический настрой. Это может быть следствием, например, плохого настроения или отношения к сотрудниками по отдельности, или боязни общаться с начальниками.
Каждый месяц (в конце месяца) старшие сотрудники в письменном виде докладывают о проделанной работе начальникам отдела. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы, как самих старших сотрудников, так и тех младших работников, которые наводятся у них в подчинении. Предварительно просьбы и пожелания младших сотрудников обсуждаются с их начальниками. Таким образом, на передприятии организованы восходящие вертикальные коммуникации.
Здесь возникает проблема передачи информации до начальника отдела. Коллектив довольно таки дружный, но не редко происходят конфликты между старшими и младшими сотрудниками. Поэтому некоторая информация не доходит до начальника отдела.
В компании существует информация, которая не подлежит разглашению и является конфиденциальной. Иногда происходит утечка данной информации.
Сравнение и сопоставление элементов поможет представить систему передачи конфиденциальной информации в форме коммуникационного процесса.
Источник информации — объект, осуществляющий выбор из всей совокупности информационных сообщений одного сообщения, подлежащего передаче по каналу связи адресату. В данном случае источником информации является сотрудник «Nestle», в установленном порядке допущенный к конфиденциальной информации, работающий с документами или иными ее носителями. В процессе разработки (формирования) документа осуществляется преобразование информации в форму сообщения.
Сообщение — набор знаков (текст документа), с помощью которых сведения могут быть переданы другому объекту и восприняты им. В отдельных случаях на предприятии в целях исключения (существенного уменьшения) вероятности овладения посторонним лицом (злоумышленником) охраняемой информацией преобразование информации в текст документа осуществляется с использованием криптографических или программно-аппаратных средств защиты.
Отправитель сообщения — объект, осуществляющий непосредственную передачу документа, содержащего конфиденциальную информацию, адресату. В роли отправителя документа в данном случае выступает сотрудник отдела, осуществляющий непосредственную отправку (доставку) документа по назначению (в соответствии с указанным адресом). Также отправителем может быть оператор, осуществляющий передачу документа с использованием технических средств передачи и обработки информации (технических средств связи).
Передатчик — устройство, выполняющее функцию обработки сообщения в соответствии с выбранным алгоритмом и формирования сигнала для непосредственной его передачи по каналу связи (информационному каналу).
Канал распространения (информационный канал или канал связи) — среда, используемая для передачи сообщения (информации) от передатчика к приемнику.
Приемник — элемент, выполняющий функцию, обратную функции передатчика.
Получатель информации — объект (лицо), осуществляющий фактический прием, обработку (приведение к документальному виду) и подготовку сообщения для его непосредственного доведения до сведения адресата.
Адресат — должностное лицо (сотрудник предприятия), для которого предназначается передаваемая и принимаемая информация.
3 Рекомендации по улучшению коммуникационных процессов в компании «Nestle» и их оценка эффективности
3.1 Рекомендации по улучшению коммуникационных процессов
В дальнейшем следует провести опрос у случайной выборки сотрудников на эффективность коммуникационной системы.
Еще один способ узнать об эффективности коммуникационной связи между сотрудниками предприятия – создание фокус-групп. Трудность такой оценки состоит в самих задачах наблюдения – необходимо зафиксировать и измерить изменения в поведении сотрудников. Например, определить, больше или меньше усилий люди стали прилагать для выполнения работы и что изменилось в их восприятии компании за выбранный промежуток времени.
В большом коллективе «Nestle» высшее руководство в силу его удаленности от подчиненных и номенклатурной разницы в какой-то степени не уважаемо, не авторитетно в низовых звеньях. В связи с этим наиболее предпочитаемый способ получения информации об организационных целях – личная встреча с глазу на глаз. Это поспособствует возрастанию роли руководителей среднего звена в общей цепи. Их задача – способствовать тому, чтобы сотрудники поняли, как воплощать в жизнь разработанную "наверху" стратегию.
Так же при информационном взаимодействии с сотрудниками решаются такие ключевые задачи, как делегирование полномочий, воспитание чувства гордости за свое предприятие.