Управление конфликтами и стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Теоретические подходы к управлению конфликтами и стрессами на предприятии
1.1. Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии, причины их возникновения……………………………………………..…..8 стр.
1.2. Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций………..……………………………………………...21 стр.
1.3. Технология разработки мероприятий по управлению конфликтами и стрессами……………………………………………….…40 стр.
Глава 2. Анализ процессов управления конфликтами и стрессами (на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА»)
2.1. Общая характеристика ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»……………...44 стр.
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»……………….……………………50 стр.
2.3. Анализ возникновения конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии и специфика их преодоления…………………………........58 стр.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами в ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»
3.1. Направления улучшения микроклимата в ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов…………………………62 стр.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии………………………………………………………………...66 стр.
Заключение………………………………………...….……………….87 стр.
Список литературы………………………………………….………..91 стр.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДИПЛОМ 2009 ГОД.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)
  • исход конфликта для индивида не особенно важен;
  • ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников;
  • у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;
  • исход конфликта для индивида не особенно важен.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствие сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Условия применения данного стиля:

  • восприятие ситуации как крайне значимой для индивида;
  • наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем;
  • ограниченность времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения;
  • необходимость сохранить “свое лицо” и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.

Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Данный подход возможен, если:

  • вклад индивида не слишком велик: а возможность проигрыша слишком очевидна;
  • предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида;
  • сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;
  • у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Любой конфликт, его стихийное развитие часто приводит к нарушению функционирования организации, разрушая ее связи, отношения, ценности, изменяя организационно-управленческую основу. Он приводит к эмоционально-психической напряженности, при которой люди начинают испытывать в отношении друг друга чувство неприязни, формируется желание и готовность навредить сопернику, а иногда уничтожить его. Все это препятствует поиску и реализации рационального выхода из конфликта и формирует образ врага.

В организации также может протекать несколько свойственных ей видов конфликтов (Рис.2). Как можно классифицировать конфликты в организации? Сделать это можно также по нескольким основаниям [14, С. 241].

1) По характеристикам субъектов  конфликта они могут быть:

а) Межличностные по вертикали - между руководителем и подчиненным, межличностные по горизонтали - между участниками одного иерархического уровня управления;

б) Межгрупповые конфликты - между структурными подразделениями; между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; между руководством организации и персоналом; между администрацией организации и профсоюзами;

в) Конфликты типа "личность - группа" - между руководителем и персоналом, коллективом организации или структурного подразделения; между рядовыми сотрудниками и коллективом организации.

Некоторые исследователи выделяют следующие виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации2:

Первый - между работодателями и служащими.

Второй - между подразделениями крупных организаций.

Третий - межличностные конфликты.

Четвертый - межэтнические конфликты.

Есть авторы, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия.



Рис. 2 Типы конфликтов

 

Причинами какого вида конфликтов могут быть психологические, организационные, социальные противоречия в межличностной сфере, межличностных отношениях, неадекватное распределение ресурсов, плохо организованная система коммуникаций, плохие условия труда, нарушения в сфере трудового законодательства, договорных обязательств и ряд других причин.

2) По источникам конфликтности (конфликтогенам) конфликты могут  быть:

а) структурными - между структурными подразделениями организации (например, между отделами производства - бухгалтерией и отделом развития);

б) инновационными - связанными с развитием организации, ее структурными изменениями;

в) позиционными - возникающими в сфере значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;

г) ресурсными - возникающими в процессе распределения и использования ресурсов;

д) динамическими - происходящими в процессе социально-психологического изменения, функционирования организации.

Соответственно видам рассмотренных нами конфликтов их причинами, как правило, становятся несоответствия и противоречия в сфере их возникновения: противоречия в задачах, которые объективно должны решать в организации и ее подразделениях; изменения в организационной структуре организации, ошибках распределения функций, просчеты и несоответствия во взаимоотношениях, нормативах общения, в квалификации работников; различие в целях деятельности подразделений, групповой эгоизм; ограниченность ресурсного обеспечения, нарушение справедливости и целесообразности в отношениях между персоналом организации; Социально-психологические причины жизнедеятельности организации, ее структурированности и уровня организованности [11, С.114].

3) По характеристикам типа функциональной  системы.

а) Организационно-технологические конфликты. При таких конфликтах происходит рассогласование организационных начал структуры, что вызывает разбалансированность рабочих мест, должностных установок и предписаний через внутренние факторы конфликта, нарушение технологических процессов.

б) Конфликты в социально-экономической системе организации. Причинами такого вида конфликтов являются: неудовлетворенность заработной платой, задержки ее выплаты, увеличение норм выработки и снижение тарифов оплаты труда; просчеты в руководстве организацией.

в) Конфликты в административно-экономической системе. Обусловливаются радом экономических и организационно-технологических причин, нарушением договорных обязательств, информационной неопределенностью и закрытостью.

г) Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации. Причины такого вида конфликтов кроются, прежде всего, в противоречиях системы формальных и неформальных интересов, несовпадением формальных и неформальных методов решения управленческих задач.

д) Конфликты, связанные с функционирование социально-психологической системы отношений. Причины таких конфликтов в противоречиях между сложившимися формальными и неформальными системами отношений в группе, групповыми нормами, в борьбе за лидерство и другие формы влияния, в столкновении групповых интересов, ценностей и целей.

Для специалиста управления очень важно при разрешении конфликтов оптимально использовать имеющийся у него административный ресурс и свои личностные возможности руководителя. Однако для него наиболее предпочтительным и иногда эффективным способом разрешения конфликта является механизм властного воздействия - использования функциональных обязанностей. В личных же отношениях руководителя с подчиненными остается много субъективных моментов взаимодействия и воздействия, поэтому этот путь разрешения конфликтов является сложным, а иногда малоэффективным. Власть при этом используется не как средство урегулирования и погашения конфликта, а как способ достижения желаемого. При разрешении конфликта и конфликтной ситуации необходимо, прежде всего, четко представлять схему конфликтного взаимодействия, которая реализуется в таких параметрах конфликта как:

- предметная сторона конфликта, связанная с конкретной зоной  противоречий, которые существуют  между участниками конфликтной  ситуации. Соответственно, их действия  будут ориентированы на достижение  результата, желательного для каждой из сторон;

- социальная сторона конфликта, связана с характером отношений  участников конфликтной ситуации  и их эмоциональных установок  относительно друг друга;

- эмоциональная сторона конфликта - именно с ней связывается  иррациональное отношение участников конфликта к ситуации и друг к другу. Поэтому конфликтанты могут часто добиваться своего, не принимая во внимание негативную реакцию партнера на свои действия или напротив, платить очень высокую "цену", сохраняя отношения на приемлемом им уровне.

Традиционные стратегии и тактики поведения, взаимодействия в конфликте различаются в зависимости от ориентации конфликтантов на достижение своих собственных целей (или ориентацией на цели партнера). Такие стратегии можно считать признанными большим количеством специалистов, хотя разные авторы описывают их в различных терминах [12, стр. 139]:

- доминирование - (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);

- уход - (избегание, игнорирование);

- уступчивость (иногда обозначается  как приспосабливаемость);

- сотрудничество (кооперация, интеграция);

- компромисс (взаимные уступки).

Стратегии поведения, которые избирают участники конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития и исхода. Необходимо отметить, что стратегии конфликтного поведения и взаимодействия не являются жестко определенными, а могут плавно или резко (в зависимости от конфликтной ситуации, уровня и качества его развития, структуры и целей) меняться. Они приобретают наиболее приемлемую для сторон форму воздействия друг на друга.

Рассмотрим виды психологического влияния в конфликте [19, стр. 121].

1) Убеждение - сознательно аргументированное  воздействие на другого человека  или группу людей, имеющее своей  целью изменить их суждение, отношение, намерение или решение. Адресату  предъявляются ясные, четко сформулированные аргументы в приемлемом для него виде и понятных ему терминах. Открыто признаются как сильные, так и слабые стороны предлагаемого решения, которое дает адресату возможность понять (осознать) необходимость предлагаемого решения и принять его.

2) Самопродвижение - открытое проявление  свидетельств своей компетентности  и квалификации для того, чтобы  быть оцененным по достоинству  и благодаря этому получить  преимущества в конфликте. При таком виде психологического влияния оппоненту демонстрируются возможности, официальные документы, подтверждающие квалификацию, личностные цели, запросы, условия и другое.

3) Внушение - Преднамеренное сознательное, недостаточно или полностью неаргументированное воздействие на подсознание человека или группы лиц с целью изменить их состояние или отношение к предмету конфликта, а также создания предрасположенности к определенным действиям. Достигается это посредством использования личного авторитета, специальных приемов и методик внушения.

4) Заражение - передача своего состояния и отношения другому человеку или группе лиц. Такое состояние может усваиваться оппонентом как непроизвольно, так и произвольно. При этом характерна высокая энергетика собственного поведения, артистизм исполнения действий, интригующее вовлечение оппонента в круг конфликтной проблематики и постепенное наращивание интенсивности действий. Такой процесс сопровождается широким набором неречевых средств общения (взгляд в глаза, прикосновения, телесный контакт и другие).

5) Склонение к подражанию - выражается в создании у оппонента желания "быть похожим", подобным образцу. Используется психологический механизм подсознательного подражания, копирования чужого поведения и образа мышления. Это достигается демонстрацией высоких образцов мастерства, доблести, милосердия, личностной притягательности, призывами к подражанию.

6) Просьба - словесное обращение  к оппоненту с призывом удовлетворить  потребность или желание инициатора. Характерны ясные и вежливые  формулировки, проявление уважения  к правам и достоинствам оппонента, понимание его интересов и прочее.

7) Принуждение - требование выполнять  распоряжение инициатора, подкрепляемое  скрытыми или явными угрозами. Принуждение переживается субъективно  со стороны инициатора - как собственное  давление, со стороны адресанта - как давление на него. При этом используются угрозы, запугивания, административное давление, запреты и ограничения.

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии