Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:23, дипломная работа
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Теоретические подходы к управлению конфликтами и стрессами на предприятии
1.1. Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии, причины их возникновения……………………………………………..…..8 стр.
1.2. Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций………..……………………………………………...21 стр.
1.3. Технология разработки мероприятий по управлению конфликтами и стрессами……………………………………………….…40 стр.
Глава 2. Анализ процессов управления конфликтами и стрессами (на примере ЗАО «Торгово-производственная фирма «ЗОРЯНА»)
2.1. Общая характеристика ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»……………...44 стр.
2.2. Анализ и оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»……………….……………………50 стр.
2.3. Анализ возникновения конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии и специфика их преодоления…………………………........58 стр.
Глава 3. Совершенствование управления конфликтами и стрессами в ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА»
3.1. Направления улучшения микроклимата в ЗАО «ТПФ «ЗОРЯНА» путем предотвращения конфликтов и стрессов…………………………62 стр.
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными и стрессовыми ситуациями на предприятии………………………………………………………………...66 стр.
Заключение………………………………………...….……………….87 стр.
Список литературы………………………………………….………..91 стр.
8) Деструктивная критика - высказываются
пренебрежительные или
9) Игнорирование - умышленное невнимание, подчеркнутое неприятие оппонента, при котором игнорирование, чаще всего, выступает как тактическая форма прощения, принуждения или привлечения внимания оппонента. Здесь конфликтант демонстративно пропускает слова партнера "мимо ушей", не выполняются обещания, реплики, и высказывания оппонента не замечаются. Иногда игнорирование проявляется как резкий уход от темы разговора или обсуждения..
10) Манипуляция - скрытое от оппонента
воздействие на него, на его
систему отношений и
Что должен знать и на что ориентироваться руководитель, принимающий участие в разрешении конфликта? Основные понятия и термины процесса разрешения конфликта:
- управление конфликтами - подразумевает
процесс контролирования
- урегулирование конфликта - его
частичное или временное
- завершение конфликта - прекращение
конфликта не обязательно
- разрешение конфликта - последовательная
минимизация проблематики и
- конструктивное управление
Рассмотрим существующие основные способы урегулирования конфликтов: 1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия; 2) компромисс - означает уступки с обоих сторон и поэтому является желаемым для конфликтантов. 3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия сторон: открытое выявление всех сторон противоречий, уяснение круга понятий, используемых в конфликте. Благодаря возможностям интеграции создается новое качество структуры управления, организации и тем самым утверждается понимание конфликта как явления, связанного с прогрессивным развитием, а их содержание может рассматриваться как важный критерий оценки организации [16, С. 244].
Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько (выделяемых различными авторами):
- капитуляция - безоговорочная уступка победы;
- уход - отказ от участия в конфликте;
- переговоры - обмен предложениями, мнениями, идеями с целью поиска взаимоприемлемых решений и соглашений в конфликте;
- посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, предполагающее согласие сторон на такое участие;
- арбитраж - форма жесткого правового решения конфликтной ситуации, при которой решение принимается легатимизированной структурой. При этом разрешение конфликта, фактически, носит характер подавления.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
Психологические стратегии и принципы разрешения конфликтов направлены на управление конфликтами, которые возникают в любой организационной структуре управления. Искусство управления и уровень квалификации руководителя проявляются и в процессе разрешения конфликтов [25, С.194].
1.3. Технология разработки мероприятий по управлению конфликтами и стрессами.
В современных технологиях и методиках управления конфликтами прослеживаются два основных направления. К первому относятся разработанные индивидуально для каждой организации целенаправленные воздействия по минимизации причин, породивших конфликт. Второе направление - коррекция поведения участников противостояния и обучение всех сотрудников организации навыкам цивилизованного общения.
Разработкой программы
Данная группа мероприятий
корректирует неправильное
Разъяснение требований
к работе является одним из
эффективных методов
Система стимулирования
сама по себе хороший метод
управления конфликтами. Но ее
использование должно быть
Возникающие раздоры
между отделами (например, сбыта
и маркетинга, весьма часто конфликтующих)
нейтрализуются постановкой общ
Хорошо сближают
сотрудников и корпоративные
праздники, где общение в неформальной
обстановке способствует сближе
Специалисты по конфликтологии подчеркивают, что каждая спорная ситуация имеет рациональное зерно. Образно говоря, она вскрывает нарывы, появившиеся на теле организации. Эти нарывы можно удалить с помощью хирургического вмешательства, например, понизив в должности воинствующих сотрудников или вовсе уволив их. Такой жесткий подход через боль и стресс участвующих в конфликте людей приведет организацию к выздоровлению. Однако самое лучшее - еще на стадии "царапины", то есть мелких разногласий, провести профилактические мероприятия. К ним и относится обучение персонала навыкам бесконфликтного общения. Это тренинги или специальные занятия, на которых сотрудники учатся говорить о том, что их не устраивает, не задевая личностных интересов друг друга. Классические психологи предлагают использовать метод "Я-высказывания". Это способ передачи другому лицу вашего отношения к определенной проблеме так, чтобы другой человек изменил свое отношение, но не провоцировал конфликт [35, С.124].
К мелким конфликтам,
когда можно учиться говорить
о наболевшем, относится, например,
такая ситуация: придя утром на
работу, сотрудник обнаружил, что
кто-то передвинул все на его
столе в надежде найти
Существуют и более инновационные методы управления конфликтом. Они позволяют сотрудникам не только выражать свое недовольство, но и говорить о том, где, по их мнению, слабое звено в организации, концентрироваться не на поиске виновных, а на самостоятельном формировании путей выхода из сложной ситуации. Крупными мазками работу с конфликтами в рамках этих методов можно отобразить так: во-первых, проблема переформулируется в задачу, которую нужно решить. Далее определяются выгоды, получаемые каждым сотрудником и организацией в целом от решения данной задачи. Так формируется мотивация, обеспечивающая участие людей в поиске этих решений. Для создания зоны взаимопонимания спорящие стороны меняют местами и просят рассмотреть ситуацию глазами оппонента. Следующий шаг - фиксирование общих (а не различных) ценностей персонала и компании, как базиса, на котором будут построены решения. Сами же решения сотрудники предлагают из позиции сторонних, но очень компетентных наблюдателей (со стороны, как известно, виднее). Они знают о проблеме все, но не участвуют в ней. И действительно, зачем им в ней участвовать? У них совсем другое личностное своеобразие - они играют роль третейских судей. Поэтому у них есть только одно право - разработать 2-3 мудрых, взаимовыгодных для всех решения. И конфликт действительно решается. Причем решается так, что сами же сотрудники предлагают схемы коррекции имеющихся в организации недостатков, переводя тем самым компанию на более высокую ступень развития [49, С.104].
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «ЗОРЯНА»
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ЗОРЯНА».
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии