Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть природу и сущность конфликтов в организации и проанализировать системные методы по их управлению. Объектом работы является конфликт в организациях. Предмет – управление конфликтной ситуацией. Задачи данной работы следующие: 1) рассмотреть проблематику конфликтов 2) изучить различные виды конфликтов; 3) определить причины, фазы и последствия конфликтов; 4) обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.
Сейчас, используя некоторые методики, у нас есть шанс решить проблему конфликта. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит быть не достаточно квалифицированным для управления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни ……….…………………. 4
Сущность конфликта …………………………………………….…………………………………. 4
Причины конфликтов ………………………………………………………………………………. 6
Классификация и структура конфликтов ………..…………..………………………..… 8
Процесс протекания конфликтной ситуации …………………………………..……. 11
Глава 2. Управление конфликтами ……………………………………………..……………………….… 13
2.1. Понятие об управлении конфликтами ……………………………………………….…. 13
2.2. Регулирование конфликта: методы, модели, пути решения или минимизации …………………………………………………………………………………….……….... 15
Рекомендации по управлению конфликтами ………………………….…... 15
Внутриличностный метод управления конфликтом …………………..… 17
Структурные методы управления конфликтом в организации ….... 18
Межличностные методы управления конфликтами
в организации ………………………………………………………………………….…..… 19
Переговоры …………………………………………………………………………….…..…. 21
2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами …………………………..…..…. 23
2.4. Предупреждение и профилактика возникновения ………………………….….. 27
Заключение ……………………………………………………………………………………………………….……. 30
Список литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая - Управление конфликтами.docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО  «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Физико-технический  институт

Кафедра Инновационных технологий

Дисциплина «Основы менеджмента»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

 «Управление конфликтами в организации»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Студент группы ФТ-210701

                                                                                                     Климов Денис

                                                                                                     Преподаватель Метелев

                                                                                                     Дмитрий Александрович

                                                                                                                                                           

 

 

 

Екатеринбург  2012

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………………………………………………………………… 3 

Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни  ……….…………………. 4

    1. Сущность конфликта  …………………………………………….…………………………………. 4
    2. Причины конфликтов ………………………………………………………………………………. 6
    3. Классификация и структура конфликтов ………..…………..………………………..… 8
    4. Процесс протекания конфликтной ситуации …………………………………..……. 11

Глава 2. Управление конфликтами ……………………………………………..……………………….… 13

2.1. Понятие  об управлении конфликтами ……………………………………………….…. 13

2.2. Регулирование конфликта: методы, модели, пути решения или минимизации …………………………………………………………………………………….……….... 15

        1. Рекомендации по управлению конфликтами ………………………….…... 15
        2. Внутриличностный метод управления конфликтом …………………..… 17
        3. Структурные методы управления конфликтом в организации ….... 18
        4. Межличностные методы управления конфликтами

в организации ………………………………………………………………………….…..… 19

        1. Переговоры …………………………………………………………………………….…..…. 21

2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами …………………………..…..…. 23

2.4. Предупреждение и профилактика возникновения ………………………….….. 27

Заключение  ……………………………………………………………………………………………………….……. 30

Список  литературы ……………………………………………………………………………………………….… 31

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«В обществе всегда возникали и  проявлялись различного рода конфликты  между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить»                                

                                                                                                                          М. Хайдеггер

 

Действительно, во все времена, конфликты  были и будут возникать в тех или иных ситуациях, возникая из противоречий. Но, эти же противоречия не только приводят к какому-нибудь социальному тупику, а чаще всего дают необходимый толчок для развития в более верном, рациональном направлении. Ведь противоречия – это мнения людей, а какое-нибудь из них всегда будет правильнее, однако принять его бывает достаточно сложно.

В современном обществе - в обществе с постоянным ростом «скорости жизни», который способствует возникновению  стрессовых и негативно направленных ситуаций, особенно важной становится тема управления конфликтами. Конфликты, которые присутствуют практически  в каждой сфере деятельности -одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни, - пущенные на самотек, могут привести к нежелательным последствиям, как для индивидов, так и для организации или общества в целом. Поэтому важно знать хотя бы самые основные пути их предотвращения. В этом и заключается актуальность данной темы.

Цель работы - рассмотреть природу  и сущность конфликтов в организации  и проанализировать системные методы по их управлению. Объектом работы является конфликт в организациях. Предмет  – управление конфликтной ситуацией. Задачи данной работы следующие: 1) рассмотреть  проблематику конфликтов 2) изучить  различные виды конфликтов; 3) определить причины, фазы и последствия конфликтов; 4) обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.

Сейчас, используя некоторые методики, у нас есть шанс решить проблему конфликта. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать  их в расчет — значит быть не достаточно квалифицированным для управления.

 

 

 

 

 

Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни

    1. Сущность конфликта

 

«Конфликт — это пересечение  интересов. Виноватых нет. Есть только причины»

                                                                                                  Малышев Евгений Михайлович

 

Воспоминания о конфликтах обычно вызывают неприятные ассоциации: враждебность, непонимание, попытки, иногда безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное  для каждого, но в особенности  для управляющих, менеджеров, потому как они сталкиваются с конфликтами  чаще других. Конфликты рассматривают  как то, что по возможности следует  избегать.

Существуют различные определения  конфликта, подчеркивающие наличие  противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь идет о  взаимодействии людей. Конфликты могут  быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит несогласованность. Исходя из этого, можем определить конфликт как отсутствие согласия между двумя  или более сторонами - лицами или  группами.

Слово «конфликт» в переводе с латинского - «столкновение». Поэтому его суть в столкновении интересов, сторон, мнений и сил. Различие людей во взглядах, несовпадение мировосприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если так же создавшаяся ситуация угрожает достижению поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в корне конфликтной  ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может  развиться. Обобщая все это, можно  сделать небольшой вывод:

Конфликт = конфликтная  ситуация + инцидент

Разные науки исследуют конфликты  и конфликтные ситуации, возникающие  в контексте их основного предмета. Этика в первую очередь рассматривает  конфликт моральный - специфическую  ситуацию морального выбора, в которой  принимающий решение человек  констатирует в своем сознании противоречие: поступок во имя одной моральной  нормы одновременно ведет к нарушению  другой... (Психология и этика делового общения. Под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: ЮНИТИ, 2000 г.)

Психиатрию интересуют конфликты  психические - существование одновременно противоположно направленных и несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида (внутрипсихический конфликт) или между людьми в структуре межличностных отношений отдельных индивидов или групп (Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, Н.Г.Ярошевского. - М., 1990.)

Социологи изучают конфликт социальный - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе  отношений людей, социальных групп  и институтов, общества в целом, которая  характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов (Хрестоматия по социальной психологии. Под ред. Кутасовой Т.В. - М.: МГУ. 1994.) В процессе делового сотрудничества и общения могут возникать конфликты всех приведенных типов, и это осложняет задачу их исследования и регулирования.

На данное время нет достаточно четкой и определенной точки зрения на природу конфликта. Многие из ученых полагают, что социальный конфликт представляет собой процесс, цель которого состоит в навязывании своей  воли, достижении вознаграждения путем  подчинения или даже уничтожения  противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отсюда видно, чем  конфликт отличается от конкуренции. Конкуренция - это процесс достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперника. В организации различие этих двух процессов очевидно: если при конфликте происходит подавление противника, то при конкуренции - лишь его опережение. Это различие залог  понимания многих рыночных процессов, когда в ходе рыночного взаимодействия организаций возможно превращение.

Конфликтные столкновения имеют кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или  возмездию, причем возможно даже более  сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется, разрастаясь и охватывая  все большее число людей в  организации или, переходя на другой уровень, все большее количество организаций. Это может означать, что даже несущественное событие, стычка между представителями различных  подразделений организации или  между представителями различных  структурных уровней организации (например, между руководителем и  подчиненными) может постепенно привести к острому крупномасштабному  конфликту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины конфликтов

 

Конфликты не возникают из ниоткуда. На каждый из них есть своя причина. Главным источником возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций являются причины, возникающие в ходе трудового процесса, особенностей психологических взаимоотношений людей или личными особенностями каждого сотрудника. Выделяют несколько общих основных причин конфликтов в организациях:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Вне зависимосьти от масштаба организации, ресурсы будут представлять что либо всегда ограниченное в колличестве . Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделив большую долю ресурсов какому-то одному подчиненному, руководителю или группе означает, что другие получат меньшую долю от общих ресурсов. Не важно, чего касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы ведет к неизбежности возникновения напряжения или возникновения конфликта.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЗАДАЧ. Возможность  конфликта существует везде, где  имеется зависимость одного человека или группы в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку  все организации являются системами, состоящих из взаимозсвязаных и зависящих друг от друга элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Причиной конфликта между линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений. Ведь как штабной персонал зависит от линейного, например в выяснении неполадок, так и линейный зависит от штабного, поскольку нуждается в помощи специалистов. Более того, при внедрении своих рекомендаций штабной персонал чаще всего зависит от линейного. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы, руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.

РАЗЛИЧИЯ В ЦЕЛЯХ. Как только организации становятся более специализированными, и начинают делиться на подразделения, вероятность конфликта увеличивается. Это происходит в связи с тем, что специализированные подразделения  сами ставят свои цели и могут уделять  больше внимания их достижению, чем  целей всей организации, поскольку  узкая направленность дает более  качественный подход. Например, отдел  сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной  продукции и ее разновидностей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты - эффективность выполнить легче, если асортимент продукции менее разнообразен. Аналогичным образом, отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.

Информация о работе Управление конфликтами в организации