Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть природу и сущность конфликтов в организации и проанализировать системные методы по их управлению. Объектом работы является конфликт в организациях. Предмет – управление конфликтной ситуацией. Задачи данной работы следующие: 1) рассмотреть проблематику конфликтов 2) изучить различные виды конфликтов; 3) определить причины, фазы и последствия конфликтов; 4) обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.
Сейчас, используя некоторые методики, у нас есть шанс решить проблему конфликта. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит быть не достаточно квалифицированным для управления.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни ……….…………………. 4
Сущность конфликта …………………………………………….…………………………………. 4
Причины конфликтов ………………………………………………………………………………. 6
Классификация и структура конфликтов ………..…………..………………………..… 8
Процесс протекания конфликтной ситуации …………………………………..……. 11
Глава 2. Управление конфликтами ……………………………………………..……………………….… 13
2.1. Понятие об управлении конфликтами ……………………………………………….…. 13
2.2. Регулирование конфликта: методы, модели, пути решения или минимизации …………………………………………………………………………………….……….... 15
Рекомендации по управлению конфликтами ………………………….…... 15
Внутриличностный метод управления конфликтом …………………..… 17
Структурные методы управления конфликтом в организации ….... 18
Межличностные методы управления конфликтами
в организации ………………………………………………………………………….…..… 19
Переговоры …………………………………………………………………………….…..…. 21
2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами …………………………..…..…. 23
2.4. Предупреждение и профилактика возникновения ………………………….….. 27
Заключение ……………………………………………………………………………………………………….……. 30
Список литературы …………………………………
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Физико-технический институт
Кафедра Инновационных технологий
Дисциплина «Основы менеджмента»
Курсовая работа на тему:
«Управление конфликтами в организации»
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни ……….…………………. 4
Глава 2.
Управление конфликтами …………………………………………….
2.1. Понятие об управлении конфликтами ……………………………………………….…. 13
2.2. Регулирование
конфликта: методы, модели, пути решения
или минимизации ………………………………………………………………………………
в организации ………………………………………………………………………….…
2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами …………………………..…..…. 23
2.4. Предупреждение и профилактика возникновения ………………………….….. 27
Заключение
………………………………………………………………………………
Список
литературы ………………………………………………………………………………
Введение
«В обществе всегда возникали и
проявлялись различного рода конфликты
между людьми: от межличностных и семейных
до социально-классовых и межгосударственных.
Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями,
возникающими между ними, в конце концов
находили методом проб и ошибок необходимые
средства и способы устранения последних.
Однако при этом не осмысливался сам феномен
конфликта, его основа и механизм разрешения.
Человеку на протяжении веков было присуще
свойство много действовать и слишком
мало мыслить»
Действительно, во все времена, конфликты были и будут возникать в тех или иных ситуациях, возникая из противоречий. Но, эти же противоречия не только приводят к какому-нибудь социальному тупику, а чаще всего дают необходимый толчок для развития в более верном, рациональном направлении. Ведь противоречия – это мнения людей, а какое-нибудь из них всегда будет правильнее, однако принять его бывает достаточно сложно.
В современном обществе - в обществе с постоянным ростом «скорости жизни», который способствует возникновению стрессовых и негативно направленных ситуаций, особенно важной становится тема управления конфликтами. Конфликты, которые присутствуют практически в каждой сфере деятельности -одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни, - пущенные на самотек, могут привести к нежелательным последствиям, как для индивидов, так и для организации или общества в целом. Поэтому важно знать хотя бы самые основные пути их предотвращения. В этом и заключается актуальность данной темы.
Цель работы - рассмотреть природу и сущность конфликтов в организации и проанализировать системные методы по их управлению. Объектом работы является конфликт в организациях. Предмет – управление конфликтной ситуацией. Задачи данной работы следующие: 1) рассмотреть проблематику конфликтов 2) изучить различные виды конфликтов; 3) определить причины, фазы и последствия конфликтов; 4) обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.
Сейчас, используя некоторые методики,
у нас есть шанс решить проблему
конфликта. Не использовать эти возможности,
проходить мимо них или не принимать
их в расчет — значит быть не достаточно
квалифицированным для
Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни
«Конфликт — это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины»
Воспоминания о конфликтах обычно вызывают неприятные ассоциации: враждебность, непонимание, попытки, иногда безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого, но в особенности для управляющих, менеджеров, потому как они сталкиваются с конфликтами чаще других. Конфликты рассматривают как то, что по возможности следует избегать.
Существуют различные
Слово «конфликт» в переводе с латинского
- «столкновение». Поэтому его суть
в столкновении интересов, сторон, мнений
и сил. Различие людей во взглядах,
несовпадение мировосприятия и оценок
тех или иных событий достаточно
часто приводят к спорной ситуации.
Если так же создавшаяся ситуация
угрожает достижению поставленной цели
хотя бы одному из участников взаимодействия,
то возникает конфликтная
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Разные науки исследуют
Психиатрию интересуют конфликты психические - существование одновременно противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида (внутрипсихический конфликт) или между людьми в структуре межличностных отношений отдельных индивидов или групп (Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, Н.Г.Ярошевского. - М., 1990.)
Социологи изучают конфликт социальный - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп и институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов (Хрестоматия по социальной психологии. Под ред. Кутасовой Т.В. - М.: МГУ. 1994.) В процессе делового сотрудничества и общения могут возникать конфликты всех приведенных типов, и это осложняет задачу их исследования и регулирования.
На данное время нет достаточно
четкой и определенной точки зрения
на природу конфликта. Многие из ученых
полагают, что социальный конфликт
представляет собой процесс, цель которого
состоит в навязывании своей
воли, достижении вознаграждения путем
подчинения или даже уничтожения
противника, стремящегося достичь того
же вознаграждения. Отсюда видно, чем
конфликт отличается от конкуренции. Конкуренция
- это процесс достижения вознаграждения
путем отстранения или
Конфликтные столкновения имеют кумулятивную
природу, т.е. каждое агрессивное действие
приводит к ответному действию или
возмездию, причем возможно даже более
сильному, чем первоначальное. Конфликт
обостряется, разрастаясь и охватывая
все большее число людей в
организации или, переходя на другой
уровень, все большее количество
организаций. Это может означать,
что даже несущественное событие, стычка
между представителями
Конфликты не возникают из ниоткуда. На каждый из них есть своя причина. Главным источником возникновения конфликтных ситуаций для многих организаций являются причины, возникающие в ходе трудового процесса, особенностей психологических взаимоотношений людей или личными особенностями каждого сотрудника. Выделяют несколько общих основных причин конфликтов в организациях:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Вне зависимосьти от масштаба организации, ресурсы будут представлять что либо всегда ограниченное в колличестве . Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделив большую долю ресурсов какому-то одному подчиненному, руководителю или группе означает, что другие получат меньшую долю от общих ресурсов. Не важно, чего касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы ведет к неизбежности возникновения напряжения или возникновения конфликта.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЗАДАЧ. Возможность конфликта существует везде, где имеется зависимость одного человека или группы в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозсвязаных и зависящих друг от друга элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Причиной конфликта между линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений. Ведь как штабной персонал зависит от линейного, например в выяснении неполадок, так и линейный зависит от штабного, поскольку нуждается в помощи специалистов. Более того, при внедрении своих рекомендаций штабной персонал чаще всего зависит от линейного. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы, руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.
РАЗЛИЧИЯ В ЦЕЛЯХ. Как только
организации становятся более специализированными,
и начинают делиться на подразделения,
вероятность конфликта