Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть природу и сущность конфликтов в организации и проанализировать системные методы по их управлению. Объектом работы является конфликт в организациях. Предмет – управление конфликтной ситуацией. Задачи данной работы следующие: 1) рассмотреть проблематику конфликтов 2) изучить различные виды конфликтов; 3) определить причины, фазы и последствия конфликтов; 4) обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.
Сейчас, используя некоторые методики, у нас есть шанс решить проблему конфликта. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит быть не достаточно квалифицированным для управления.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни ……….…………………. 4
Сущность конфликта …………………………………………….…………………………………. 4
Причины конфликтов ………………………………………………………………………………. 6
Классификация и структура конфликтов ………..…………..………………………..… 8
Процесс протекания конфликтной ситуации …………………………………..……. 11
Глава 2. Управление конфликтами ……………………………………………..……………………….… 13
2.1. Понятие об управлении конфликтами ……………………………………………….…. 13
2.2. Регулирование конфликта: методы, модели, пути решения или минимизации …………………………………………………………………………………….……….... 15
Рекомендации по управлению конфликтами ………………………….…... 15
Внутриличностный метод управления конфликтом …………………..… 17
Структурные методы управления конфликтом в организации ….... 18
Межличностные методы управления конфликтами
в организации ………………………………………………………………………….…..… 19
Переговоры …………………………………………………………………………….…..…. 21
2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами …………………………..…..…. 23
2.4. Предупреждение и профилактика возникновения ………………………….….. 27
Заключение ……………………………………………………………………………………………………….……. 30
Список литературы …………………………………
• различия во власти не должны проявляться, а также в случае необходимости нужно поддержать «поверженную» сторону;
• каждый участник может представить ситуацию со своей точки зрения;
• стороны пытаются поставить себя на место противоположной стороны, чтобы понять ее точку зрения и почувствовать ее положение;
• стороны совместно
• полученные способы решения конфликта
принимаются как обязательные и
обе стороны обязуются
Однако, если конфликт нельзя решить при помощи сотрудничества то можно представить следующие возможности принятия решений для руководителя:
• начальник подавляет конфликт
и принуждает обе стороны к
сотрудничеству. Однако это также
содержит опасность возникновения
продолжительного конфликта, при этом
в столкновениях либо будет страдать
общая задача, либо сотрудничество
будет поверхностным и
• начальник решает, что в последствии конфликт приведет к тому, что одна из сторон будет победителем, а другая – проигравшим. Это может быть разрешением конфликта пока обе стороны признают это решение или мнение начальника. Иначе возникает опасность затаенных обид и накопления «невротической бухгалтерии».
• руководитель разделяет участников либо относительно задачи, либо пространственно (например, переводит в другой отдел), для того, чтобы прервать динамику конфликта.
Но, вследствие принятия решения руководитель попадает в положение судьи, которое также скрывает в себе определенные опасности.
В руководителе ценятся такие важные черты как доминантность, способность к реализации. Он должен в большей мере оказывать влияние на остальных. Исходя из этого успех хорошего руководителя зависит от его умения построить и удержать власть.
Не найдется такого руководителя, который не сталкивался бы с проблематикой разрешения и регулирования конфликтов в своей организации между подчиненными.
Нельзя точно выявить признаки
зарождающегося конфликта. Возможна смена
атмосферы в коллективе, появляется
ощущение дискомфорта, напряженности,
взаимоотношения обременяются негативными
оценками действий оппонентов. Как
барометр ощущает приближение бури,
так и опытный руководитель умеет
распознавать признаки дискомфорта, быстро
реагировать на них и в лучшем
случае может сразу предотвратить
возникновение кризиса. Поэтому
для руководителя, урегулирование конфликта
становится важной управленческой задачей.
На более высоких в иерархии организации
должностях руководитель гораздо чаще
сталкивается с конфликтными ситуациями,
поскольку именно он принимает стратегические
решения и должен обеспечивать равноправие
интересов между подчиненными. Исходя
из вышесказанного, важно заметить,
что руководитель должен от человека,
решающего проблемы, измениться до
уровня человека, который создает
для своих сотрудников
2.4. Предупреждение и профилактика возникновения
Предупреждение конфликта —
это деятельность, направленная на
минимизацию его возникновения
и негативного влияния на ту или
иную сторону, тот или иной элемент
общественной системы. Это активное
вмешательство
Прогнозирование является необходимым
элементом профилактики конфликтов.
Прогноз — это представление
о предстоящем возникновении
конфликта с определенной вероятностью
возникновения в определенном месте
и времени. Научная и практическая
ценность прогноза определяется уровнем
его обоснованности и достоверности.
В числе основных методов прогнозирования:
влияние данной ситуации на будущее
состояние системы, моделирование
возможной конфликтной
В качестве исходного пункта прогноза конфликта следует признать факт противоречия, обусловливающий данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Следующий шаг на пути прогнозирования — выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы.
Прогнозирование конфликта — лишь
предпосылка его
Выделяют этапы частичного и
полного предотвращения конфликтов,
раннего предупреждения и разрешения.
Частичное предотвращение реализуется
тогда, когда блокируется одна из
важных причин протекания конфликта. Полное
предотвращение предполагает стратегию
по нейтрализации действий всего
комплекса конфликтных
При наличии соответствующих
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексом методов и средств. Чем реальнее будет оценка конфликта, тем эффективнее будет их применение. Согласование интересов — оптимальный способ достижения согласия между общественными субъектами. Однако не всегда возможный. Методика предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий, оперативность, гласность.
Многие организационные
1. Выверенная кадровая политика
В первую очередь следует назвать выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалификационных «анкетных» показателей, но и психологических качеств персонала существенно уменьшают вероятность приема на работу конфликтных личностей и склонных вовлекаться в конфликты. Основой отбора может быть простое тестирование.
2. Высокий авторитет руководителя
Важным фактором снижения конфликтности
является высокий авторитет
3. Наличие в нем высокой
Хорошим стабилизирующим фактором,
препятствующим возникновению конфликтов
в коллективе, является наличие в
нем высокой организационной
культуры как системы осознанных
и неосознанных представлений, ценностей,
правил, запретов, традиций, разделяемых
всеми членами организации. В
исследованиях в этой области
не раз отмечалось, что конфликтность
персонала ниже в тех организациях,
где высокая мотивация труда,
профессиональные или статусные
достижения. Мотивация может быть
материальным или моральным стимулированием,
перспективами
4. Престиж деятельности и
Значимым психологическим
5. Благоприятный психологический климат
Наконец, благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала. Качество труда во многом зависит не только от самой организации, условий или, например, оборудования, но и от характера взаимоотношений в колективе, сплоченности и открытости. Чacтo имeннo дpужeлюбиe, тoвapищecкaя взaимoпoмoщь, взaимoвыpучкa, пpeoблaдaниe пoлoжитeльныx эмoций, пpocтoтa oтнoшeний являютcя ocнoвoй для фopмиpoвaния тaкиx вaжныx coциaльнo-пcиxoлoгичecкиx фeнoмeнoв, кaк тpудoвoй энтузиaзм.
Заключение
Таким образом, в данной курсовой работе были выполнены все поставленные задачи. Были рассмотрены понятия конфликт и его управление, а так же основные методы по урегулированию их в организации.
Конфликт является неотъемлемой частью
взаимоотношений людей в
В основном, конфликты пораждаются в ходе трудового процесса, в ходе которого складываются психологические взаимоотношения, реализуются личностные качества каждого члена коллектива. Для разрешения конфликта необходимо иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Стоит подчеркнуть, что умение управлять конфликтами - важнейшее профессиональное качество.
Залог эффективного управления - это правильная выбранная и примененная методика урегулирования конфликта или стресса, направленность руководителя на предотвращение всевозможных разногласий внутри организации: на создание благоприятного микроклимата и правильной философии организации, в достижение цели по созданию единой команды с одной общей целью, внедрение корпоративной культуры, правильное поведение самого руководителя.
« При деловом конфликте идет
обсуждение проблемы. В психологическом
конфликте обсуждаются
Список литературы
• Интернет
• http://www.psyput.ru/index.
• http://www.psyarticles.ru/
• http://referatwork.ru/refs/