Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть природу и сущность конфликтов в организации и проанализировать системные методы по их управлению. Объектом работы является конфликт в организациях. Предмет – управление конфликтной ситуацией. Задачи данной работы следующие: 1) рассмотреть проблематику конфликтов 2) изучить различные виды конфликтов; 3) определить причины, фазы и последствия конфликтов; 4) обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.
Сейчас, используя некоторые методики, у нас есть шанс решить проблему конфликта. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит быть не достаточно квалифицированным для управления.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конфликт – социальное явление общественной жизни ……….…………………. 4
Сущность конфликта …………………………………………….…………………………………. 4
Причины конфликтов ………………………………………………………………………………. 6
Классификация и структура конфликтов ………..…………..………………………..… 8
Процесс протекания конфликтной ситуации …………………………………..……. 11
Глава 2. Управление конфликтами ……………………………………………..……………………….… 13
2.1. Понятие об управлении конфликтами ……………………………………………….…. 13
2.2. Регулирование конфликта: методы, модели, пути решения или минимизации …………………………………………………………………………………….……….... 15
Рекомендации по управлению конфликтами ………………………….…... 15
Внутриличностный метод управления конфликтом …………………..… 17
Структурные методы управления конфликтом в организации ….... 18
Межличностные методы управления конфликтами
в организации ………………………………………………………………………….…..… 19
Переговоры …………………………………………………………………………….…..…. 21
2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами …………………………..…..…. 23
2.4. Предупреждение и профилактика возникновения ………………………….….. 27
Заключение ……………………………………………………………………………………………………….……. 30
Список литературы …………………………………
Существенное условие
Практика управления конфликтной
ситуацией будет успешной, если ее
объектом является не мнимый, а реально
возникающий или уже
Ввиду того, что конфликты многообразны и разнокачественны, нельзя все подгонять под одну универсальную схему. К каждому конфликту необходим свой качественный и рациональный подход. Характер целенаправленного воздействия на конфликт зависит от многих конкретных факторов и обстоятельств: времени, места, целей, стадии развития, природы противостоящих субъектов, их способности к согласованию своих интересов и позиций, их уровня культуры.
Один из важных принципов конфликтного
управления — гласность. Любая попытка
скрыть наличие конфликта в обществе
или в коллективе, замаскировать
его внешним благополучием
Понятие "управление конфликтом"
выражает сущность того, как необходимо
действовать в отношении
2.2. Регулирование конфликта: методы, модели, пути решения или минимизации
2.2.1 Рекомендации по управлению конфликтами
Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, но в ходе его процесса создаются предпосылки к его завершению. Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, утверждают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, личностные убеждения и взгляды, цели и потребности индивидов, групп. Сложившиеся представления, стереотипы, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения.
Цель предупреждения конфликтов -
сведение к минимуму их появление
и назревание. Реализация этой стратегии
заключается в проведении разнообразных
организационных и
Если же конфликта не удалось
избежать, то возможно активное вмешательство
в возникший конфликтный
1) Признать существование
2) Определить возможность
3) Разработать варианты решений.
Стороны при совместной работе
предлагают несколько
4) Крайне важный момент - осознать
ценности конфликта. И
5) Реализовать план по
6) Проверить исполнения. Не следует
полагать, что однократное действие
может разрешить личностные
В организации конфликтами вполне
реально управлять. У руководителя
есть возможность предвидеть начало
конфликтной ситуации, вовремя вмешаться
в процесс протекания конфликта,
скорректировать и вывести
2.2.2 Внутриличностный метод управления конфликтом
Данный метод предусматривает организацию своего собственного поведения, который помогает высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые из авторов, занимающиеся психологией конфликтов, предлагают использовать способ “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому вашего отношения к определенному предмету, без требований и обвинений, но так, чтобы другой человек изменил своё отношение. Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага.
“Я - высказывание” может быть особо эффективным методом, когда человек рассержен, раздражён, недоволен. Но ,по сути, может применятся в любой обстановке. Следует сразу заметить, чтобы применять данный метод, необходимы не только знания, но и навыки приобретенные в практике. Этот метод управления конфликтом построен так, чтобы позволить высказать личности своё мнение о создавшейся ситуации, выразить своё пожелания. Он особенно полезен, когда кто то хочет передать, или высказать что нибудь другому, но не желает, чтобы его мнение было принято негативно.
Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул всё на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторилось, но портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: “Когда мои бумаги передвигают на моём столе, мне это не нравится. Мне хотелось бы в будущем находить всё, как я оставляю перед уходом”.
Компоновка заявления от “я” состоит из:
- События; - Реакций индивида; - Предпочитаемого исхода для личности.
Событие. Создавшаяся конфликтная
ситуация требует краткого описания
реально происходящих действий, без
использования эмоциональных
Реакция индивида. Чёткое сформулированное
высказывание, почему Вас раздражают
именно такие действия и поступки
окружающих вас людей в коллективе,
помогает им понять Вас, а когда Вы
говорите от себя, не нападая на них,
то такая реакция может
Предпочитаемый исход события, когда индивид высказывает свои пожелания об исходе конфликта. Правильно составленное “Я - высказывание” учитывает пожелания индивида, но не сводятся в тому, чтобы партнёр сделал только выгодное для него, подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.
2.2.3 Структурные методы
управления конфликтом в
Структурные методы управления - такие методы, которые воздействуют преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения обязаностей и полномочий, принятой системы стимулирования, организации труда и т.д. К таким методам относятся:
- Разъяснение требований к
- Координационные и
- Общеорганизационные цели;
- Система вознаграждений.
Разъяснение требований к работе является одним из наиболее эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Чтобы избежать недопонимания, и возникновения конфликта каждый специалист должен чётко представлять,что от него требуют, и какие результаты ожидают, в чём состоят его обязанности, полномочия, этапы работы. Для реализации данного метода составляются определенные документы, в которых прописываются все права и обязаности, например, такой документ - должностная инструкция (описание должности), в ней указано распределения прав и ответственности по уровням управления.
Координационные и интеграционные механизмы, один из самых распространённых методов, представляют собой использование специальных подразделений в структуре организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Конфликта можно избежать и в том случае, когда подчиненные имеют какие либо разногласия по определенному вопросу, но могут дать разрешить данную ситуацию вышестоящему руководству.
Общеорганизационные цели. В данном методе предполагается разработка или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.
Система вознаграждений. Как метод
управления так же может быть использовано
стимулирование определенными факторами,
при грамотном оказании влияния
на поведение людей можно избежать
конфликтов. Люди, вносящие больший
вклад в достижение общеорганизационных
целей, помогающие другим группам организации
и старающиеся подойти к
2.2.4 Межличностные методы
управления конфликтами в
В зависимости от возможных способов разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Рассмотрим их более подробно:
Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить, прежде всего, собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.
Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.
Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться