Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование методов и средств управления конфликтами.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть сущность и структуру конфликта;
2) выделить сущность понятия управления конфликтами;
3) рассмотреть методы, стили и модели разрешения и регулирования конфликтов, а также особенности предотвращения и стимулирования.
Введение 4
1 Природа конфликта 7
Понятие и виды конфликта 7
1.2 Причины возникновения конфликта 13
1.3 Функции конфликта и его последствия 19
2 Уровни конфликта в организации. Структурные методы управления конфликтами 22
2.1 Уровни конфликта в организации 22
2.2 Основные методы управления конфликтами 26
2.3 Способы разрешения конфликта. Алгоритм воздействия на конфликтную ситуацию 29
3 Методы регулирования конфликта на предприятиях строительного комплекса 35
3.1 Анализ причин возникновения конфликтов на предприятиях РФ 35
3.2 Способы регулирования конфликта на предприятиях строительного комплекса 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Рисунок 1.2 - Классификация конфликтов по видам
Природа конфликтов - в уникальности ситуаций, проявлений, свойств и качеств человека, группы, коллектива. Для того чтобы понять ее, необходимо знать: что послужило началом конфликта; предысторию конфликта; посылки, из которых исходят стороны, участвующие в конфликте. В следующем параграфе мы рассмотрим основные причины возникновения конфликта.
1.2 Причины возникновения конфликта
Выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей предотвращения их и конструктивного их решения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно эффективно влиять и регулировать ими.
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:
- объективных;
- организационно-управленческих;
- социально-психологических;
- личностных.
Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.
Объективными причинами
Вторая группа объективных
причин конфликтов носит организационно-
Рассмотрим на рисунке 2.1 еще одну классификацию причин возникновения конфликта.
Рисунок 2.1 - Причины возникновения конфликта
Следует обратить внимание на то, что ограниченность ресурсов, которые распределяются (плохая обеспеченность), влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, человеческие ресурсы и финансы между различными группами работников.Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.
Различие в целях (
Ошибки управления - это неграмотные решения, вызванные необоснованным выбором методов регулирования производственной деятельности, необъективной оценкой результатов работы сотрудников, нерациональным распределением задач, неумением квалифицированно решать вопросы социально-психологических программ трудового коллектива.
Повышение профессионально-культурного
уровня руководителей (менеджеров) через
их своевременное обучение, овладение
практическими навыками, формирование
рыночного мышления, овладение методами
разрешения конфликтов в коллективе
позволит своевременно определять «узкие»
места и предотвращать
Слабая разработанность нормативно-правовых процедур, отсутствие объективных критериев оценки и решения межличностных противоречий, стандартных способов защиты интересов работников также способствуют возникновению противоречий.
Отметим также, что недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности благ (низкая заработная плата) существенно повышает уровень конфликтности в организациях и в обществе. Неустроенный, обделенный человек, который не реализовал свои возможности, более конфликтен по сравнению с теми, у кого подобные проблемы решены.
Плохая сплоченность трудового коллектива, неудовлетворительные коммуникации, несовместимость сотрудников, невозможность нужного общения являются катализаторами конфликтов в организациях.
Следует заметить, что причиной большинства конфликтов является недостаток или искажение информации: неполные и неточные факты, слухи, изменение содержания (случайное или намеренное). Это приводит к неправильному восприятию определенной ситуации, неадекватному поведению личностей, непонимания, а затем и к конфликтам.
Перечисленные намипричины могут привести к каждому из рассмотренных ранее видов конфликтов. Однако существуют причины, которые чаще всего встречаются. Так, 75-80% межличностных конфликтов порождаются и затрагиваются материальными интересами отдельных работников, то есть ограниченностью ресурсов, подлежащих распределению, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены расхождением индивидуальных и групповых норм поведения. Межгрупповые конфликты порождаются в основном расхождением во взглядах и интересах, хотя подобные различия зачастую сводятся к борьбе за ресурсы. Объективные условия определяют особенности деятельности для многих участников социального взаимодействия, но лишь для отдельных лиц, чьи интересы нарушены, они могут стать причиной конкретного конфликта.
На всю сеть объективных
детерминант, обусловливающих возникновение
конфликтов, зачастую накладывается
действие целого ряда субъективных факторов,
укорененных в социально-
Рассмотрим некоторые из них, которые зачастую приводят к возникновению конфликтов:
- нарушение принципов управления, которые проявляются в неправильных действиях руководителей (нарушение трудового законодательства, несправедливое использование поощрений и наказаний, самонадеянное использование кадрового потенциала, деструктивное влияние на социальные статусы и роли подчиненных, недостаточный учет психологических особенностей, личных интересов и потребностей работников;
- неправильные действия подчиненных (несерьезное отношение к труду, личная неорганизованность, эгоистические желания);
- психологическая несовместимость сотрудников, столкновение их целей, установок, интересов, мотивов, потребностей, поведения в процессе и результате общения, а также в процессе их сотрудничества в трудовом коллективе;
- наличие в коллективе так называемых «трудных людей» - «агрессоров», «жалобщиков», «зануд» и т. п., которые своим поведением создают в ближайшем социальном окружении состояние социальной напряженности, что приводит к возникновению конфликтов;
- возникновение в межличностных контактах работников коллектива противоречий, которые приводят к тому, что одни индивиды своими словами, суждениями, поступками касаются или унижают социальный статус других, их материальные и духовные интересы, моральное достоинство, престиж;
- манипулирование, то есть скрытое управление собеседником, партнером против его воли, во время которого манипулятор получает односторонние преимущества за счет жертвы;
- несоответствие слов, оценок, поступков одних членов коллектива ожиданиям, требованиям других его членов.
Перейдем к субъективным причинам конфликтов. Они обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы. В основном это выражается значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.
Рассмотрим социально-
Личностные факторы конфликтов
Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.
В данном разделе мы рассмотрели основные причины возникновения конфликта. Далее мы рассмотрим функции конфликта и его последствия.
1.3 Функции конфликта и его последствия
Конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. В таблице 3.1 представлены функции конфликта.
Таблица 3.1 - Функции конфликта
Позитивные (конструктивные) |
Негативные (деструктивные) |
1 Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
1 Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
2 Получение новой информации об оппоненте |
2 Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
3 Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
3 Представление о побежденных группах как о врагах |
4 Стимулирование к изменениям и развитию |
4 Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
5 Снятие синдрома покорности у подчиненных |
5 После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
6 Диагностика возможностей у оппонентов |
6 Сложное восстановление деловых отношений |
Рисунок 3.1 – Функции конфликта
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
- отсутствие четких критериев
различий конструктивных и
- подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
- степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
- следует учитывать, для
кого из участников конфликта
он конструктивен, а для кого
— деструктивен. В конфликте могут
быть заинтересованы не сами
противоборствующие стороны, а
иные участники (подстрекатели,
Перейдем к последствиям
конфликта. В зависимости от того
насколько будет эффективным
управление конфликтами, его последствия
станут функциональными или