Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:41, курсовая работа
Цель работы – изучить уровень конкурентоспособности продукции ЧСП «Мрiя», выявить слабые стороны и разработать мероприятия по повышению по совершенствованию управления конкурентоспособностью продукции.
При написании работы были решены следующие задачи:
-изучены процесс и методы оценки конкурентоспособности продукции;
-выявлены конкуренты ЧСП «Мрiя», на рынке растениеводческой продукции и оценена их конкурентоспособности;
-разработаны пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства ЧСП «Мрiя»,
ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ БИОРЕСУРСОВ И
«КРЫМСКИЙ
Экономический факультет
Кафедра менеджмента и права
Курсовая работа
по предмету: Менеджмент организаций
на тему:
«УправлениЕ Конкурентоспособностью продукции растениеводства на примере ЧСП «Мрiя» САКСКОГО РАЙОНА АР Крым»
Выполнила:
студентка 6 курса
экономического факультета
группа МО-62 ЗО (специалист)
Матвеенко Дарья
Проверил:
проф. Беспалов В.А.
г. Симферополь 2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики зависит от того, насколько хорошо он выучил законы конкуренции, ее проявления и формы, а также насколько он готов к конкурентной борьбе.
Изучение конкуренции является одной из важнейших составляющих рыночных исследований, которые образуют основу для производства стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения уровня и качества, что является основным при организации управления конкурентоспособности на предприятии. В современном лексиконе термин «конкурентоспособность» используется достаточно редко. Это свидетельствует о слабой пока вовлеченности нашего производства в международное разделение труда и в целом низкого уровня конкуренции на внутреннем рынке. Тем временем, постепенная интеграция Украины в мировую экономическую общественность и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делают проблему повышения конкуренто-способности продукции предприятий актуальной.
Рыночная конкуренция
среди сельскохозяйственных предприятий
стимулирует внедрение
Объектом исследования данной работы является ЧСП «Мрiя», основной деятельностью которого является выращивание зерновых и технических культур.
Предметом изучения работы является конкурентоспособность продукции и методы ее оценки, а также изучение конкурентной среды рынка кабельной продукции и оценка конкурентоспособности продукции, выпускаемой ЧСП «Мрiя»,
Цель работы – изучить уровень конкурентоспособности продукции ЧСП «Мрiя», выявить слабые стороны и разработать мероприятия по повышению по совершенствованию управления конкурентоспособностью продукции.
При написании работы были решены следующие задачи:
-изучены процесс и методы оценки конкурентоспособности продукции;
-выявлены конкуренты ЧСП «Мрiя», на рынке растениеводческой продукции и оценена их конкурентоспособности;
-разработаны пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства ЧСП «Мрiя»,
Для проведения исследования
конкурентоспособности
Для оценки конкурентоспособности
продукции предприятия
Результаты оценки конкурентоспособности
продукции предприятия использу
Теоретические основы конкуренции начинали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Но, не смотря на это, первые наиболее целостные теоретические положения про конкурентную борьбу и ее разрушительные силы появились только в середине 18 века. Величайшая заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономики А. Смиту и Д. Риккардо.
Понятие конкуренции
выступает фундаментом в
Термин «конкуренция» происходит от латинского сова concurro – борьба, соперничество, бежать к цели, и означает соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, покупку и продажу товаров.
В экономической литературе представлено много определений понятия конкуренция. Энциклопедический словарь определяет конкуренцию как соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы вложения капитала, рынок сбыта, источники сырья, за наиболее выгодные условия производства, реализации и приобретения товаров [8, с.338].
Закон Украины «Про захист економічної конкуренції» характеризует ее как экономическую конкуренцию, которая предусматривает соревнования между субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определить условия оборота товаров на рынке.
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определение разными авторами. «Конкуренция это стремление как можно лучше удовлетворить критерии доступа к редчайшим благам», - считает современный американский экономист П. Хайек [16, с.156].
Р.Л. Азоев определяет конкуренцию, как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [2, с.125].
К.Р. Макконелл и С.Л.
Брю считают, что конкуренция
– это наличие на рынке большого
числа независимых покупателей
и продавцов, возможность для
покупателей и продавцов
Й. Шумпетер определил конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями. Нобелевский лауреат по экономике 1974 года, австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция – процесс, с помощью которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции все тайное становиться явным.
В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер определяет, что конкуренция – динамический процесс который развивается, безпрерывно изменяющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [12, с.305].
Фатхутдинов в своем учебнике дает следующее определение конкуренции: «Конкуренция – соревнование, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя (за его деньги), за свое выживание в условиях действия жестокого закона конкуренции, как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдение Закона «Про захист прав споживачів» [15, с.65].
На наш взгляд, конкуренция является экономической трансформацией биологического явления природного отбора живых организмов на субъект предпринимательской деятельности. Так профессор А.Ю. Юданов описывает конкуренцию как очень тонкий (селективный) и гибкий механизм. Первый проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не равномерно. Тяжелее всего приходится неэффективным предприятиям, производителям некачественной продукции и др. Но, самые сильные фирмы могут даже в трудные времена процветать, поскольку к ним отводят сегменты рынка, которые раньше контролировались обанкротившими конкурентами. Гибкость механизма конкуренции проявляется его мгновенной реакцией на какие-либо изменения обстоятельств. В тот самый момент, когда происходят изменения, в лучшем положении оказываются те предприятия, которые лучше к ним приспособлены [19, с.19].
Анализ структуры и содержание формулировки и трактовки понятия «конкуренция» позволяет сделать следующие выводы:
С учетом рассмотренных замечаний предлагается следующее определение: конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных нужд в рамках законодательства или в природных условиях.
Умение субъектов деятельности противостоять всем факторам отраслевой (и не только) конкуренции определяет их конкурентоспособность
Конкурентоспособность – способность устоять в конкурентной борьбе. [18, с.250].
Объектами исследования конкурентоспособности является продукция, предприятие, отрасль, регион, страна. Фундаментальными, ключевыми из них, такими, которые формируют положение всех объектов – является продукция и предприятие (рис 1.1).
Рис. 1.1 – Формирование конкурентоспособности разных объектов
Экономический словарь определяет Конкурентоспособность предприятия как способность субъекта хозяйствования на основании существующих технологий, кадров, организации производства и управления, обеспечение высокой деловой активности, достижение более выгодных условий производства и сбыта создавать конкурентоспособную продукцию и тем самым получать прибыль [18, с.250].
На наш взгляд наиболее
точно это понятие
Конкурентоспособность продукции (товара, услуги) – это уровень ее преимущества в глазах потребителя, который осуществляет покупку, перед другими предложенными изделиями [18, с.250]; характеристика продукции, которая отображает ее отличие от товара конкурента, как по уровню соответствия определенной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [7, с.11].
Во все времена основным материальным носителем конкурентных качеств остается продукция, которую оно производит. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их преимущества над аналогичными характеристиками товаров конкурентов является центральным моментом, которые определяют способность предприятия успешно конкурировать [11, с.60].
Конкурентоспособность продукции – основной критерий и главный ориентир в условиях становления рыночных отношений. Конкурентоспособность продукции является основополагающим моментом для функционирования и развития предприятия на рынке в условиях конкуренции. Достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции для большинства хозяйствующих субъектов не только стратегическая, но и перспективная цель их развития.
Понятие «конкурентоспособность продукции» сложное и многоаспектное. Единого, универсального определения конкуренто-способности нет, поскольку выделяют различные исходные позиции и подходы в зависимости от того, что рассматривается в качестве субъекта оценки продукции – фирма, предприятие в отдельности, отрасль или вся экономика в целом.
В маркетинге конкурентоспособность продукции означает его соответствие условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, товарным, экономическим, но и коммерческим и иным условиям реализации (цена, сроки поставки, условия поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Покупатель приобретает только тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей — тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
Экономисты предлагают
оценивать
Менеджеры отождествляют
конкурентоспособность с
Таким образом, конкурентоспособность – это комплексная многоаспектная характеристика продукции, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.