Управление Конкурентоспособностью продукции растениеводства на примере ЧСП «Мрiя» САКСКОГО РАЙОНА АР Крым

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить уровень конкурентоспособности продукции ЧСП «Мрiя», выявить слабые стороны и разработать мероприятия по повышению по совершенствованию управления конкурентоспособностью продукции.
При написании работы были решены следующие задачи:
-изучены процесс и методы оценки конкурентоспособности продукции;
-выявлены конкуренты ЧСП «Мрiя», на рынке растениеводческой продукции и оценена их конкурентоспособности;
-разработаны пути повышения конкурентоспособности продукции растениеводства ЧСП «Мрiя»,

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

Такое определение исходит  из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя.

Маркетинговый анализ как  раз и призван, прежде всего, выявить  те параметры продукции, которые представляют для покупателя существенный интерес.

Во- первых, это параметры, в которых отражается качество и  полезность продукции с учетом социальных, функциональных, эргонометрических, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Ведь для того, чтобы продукция была пригодна для удовлетворения потребности и представляла интерес для покупателя, она должна обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик продукции, а понимание того, как данная продукция воспринимается самим потребителем, которому, в принципе безразличны ее технические характеристики, но важно, каким образом данная продукция может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоящую перед ним проблему. Таким образом, одним из условий выбора продукции потребителем является совпадение ее свойств с условными характеристиками прогнозируемой потребности.

Во- вторых, стремясь к  приобретению продукции, в наибольшей степени соответствующей потребностям (т.е. обладающей наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этой продукцией.

Естественно, что он стремится  достичь оптимального соотношения  потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение продукции по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными продукции. При этом следует исходить их того, что для покупателя покупка означает только обязательное условие, исходный пункт начала процесса удовлетворения потребности, который представляет собой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.

Для большей части продукции реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя.

Важнейшие составляющие, определяющие конкурентоспособность  продукции, представлены в виде рисунка 1.2.

Рис. 1.2 – Составляющие конкурентоспособности продукции

За последнее десятилетие  сложилась конкурентная среда, выживание  в которой обеспечивается квалифицированным  и энергичным менеджерским составом. Именно их силами и благодаря их компетентности развязываются сложные  вопросы финансирования, повышения  качества, повышение стимулирования персонала. Менеджеры, которые заняты на современном этапе, пережили трудности переходного периода, безусловно, владеют организаторскими способностями. Работа управленческого аппарата постоянно находиться в рисковой зоне и много в чем определяется личными свойствами менеджера.

Управление конкурентоспособностью продукции – это совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки, производства, сбыта, и после продажного обслуживания продукции в целях обеспечения необходимого уровня ее конкурентоспособности и допустимое сбалансированное воздействие на все основные показатели деятельности предприятия, исходя из критерия прибыли. В таблице 1.1 приведен перечень основных внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности продукции [14, с.19].

Таблица 1.1 – Факторы  обеспечения конкурентоспособности  продукции предприятия

Внешние факторы обеспечения  конкурентоспособности продукции

Внутренние факторы  обеспечения продукции

1. Уровень конкурентоспособности  страны; 2. Уровень конкуренто-способности отрасли; 3. Уровень конкурентоспособности региона;

4. Уровень конкурентоспособности предприятия, которое выпускает товар; 5. Интенсивность конкуренции среди конкурентов;

6. Интенсивность конкуренции  среди поставщиков сырья, материалов комплектующих производств и др. компонентов; 7. Интенсивность конкуренции среди товаров заменителей; 8. Появление новых потребностей; 9. Уровень органи-зации производства, труда и управление у посредников потре-бителей товаров, выпускаемые предприятием;

10. Активность контактных  ауди-торий (общественных организаций,  потребителей, средства массовой  информации и т.д.)

1. Платежеспособность (новизна)  конструкции (структуры, склада) товара

2. Рациональность организационной  и производственной структуры  предприятия

3. Конкурентоспособность  персонала предприятия

4. Прогрессивность информационных  технологий

5. Прогрессивность технологических  процессов

6. Научный уровень  системы управления (менеджмента)

7. Обоснованность миссии  предприятия


Система управления зависит не только от степени сложности производства, но и главным образом от степени изменчивости внешней среды. В связи с этим менеджер должен владеть определенным типом мышления, которое обеспечивает эффективное решение возникающих проблем и вытекающих из этих проблем задач.

 

1.2 Показатели конкурентоспособности  продукции и методика их расчета

 

Оценка конкурентоспособности  продукции должна осуществляться на основе измерения факторов конкурентоспособности: качества продукции, ее цены, затрат в сфере потребления, качества сервиса. Эти факторы по анализируемой продукции должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами.

Для оценки конкурентоспособности  сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять научные приемы и методы. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж новой продукции.

Рассмотрим методику прогнозирования  конкурентоспособности продукции, отразив схематически на рисунке 1.3.

Исходным моментом является определение  цели оценки конкурентоспособности. В зависимости от конкретных условий ею может быть:

- определение положения вновь  разрабатываемой продукции в  ряду аналогов предприятия, отрасли;

- оценка перспектив сбыта продукции  на конкретном рынке;

- выделение тех показателей  продукции (продукции-аналога), которые  обеспечивают ей необходимый  уровень конкурентоспособности;

- разработка мероприятий по  повышению уровня конкурентоспособности продукции;

- установление цен на продукцию;

обоснование необходимости снятия изделий с производства или их модернизации;

- выбор стратегии и тактики  работы с продукцией на конкретном  рынке.

 

Рис. 1.3. – Общая схема оценки и прогнозирования конкуренто-способности продукции

На втором этапе формируются  требования к продукции. Их выявление  проводится на основе анализа различной  информации о потребителях и их потребностях.

Далее следует выбор номенклатуры показателей, необходимых для оценки и существенных с точки зрения требований потребителей к продукции.

Прогнозирование конкурентоспособности  требует участия двух групп показателей: качественных и экономических. При  их выборе следует учитывать, что конкурентоспособность определяется только теми показателями, которые представляют интерес для конкретного потребителя. Поэтому все показатели, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения. В этой связи превышение норм, стандартов, правил, конкретных требований потребителя не способствует повышению конкурентоспособности продукции. Такое превышение показателей, с точки зрения потребителя, представляется бесполезным и даже может понизить конкурентоспособность продукции в случае, если повышение значений качественных показателей будет способствовать повышению цены.

Особое внимание следует  обратить на регламентируемые показатели, которые обусловливают принципиальную возможность реализации продукции на конкретном рынке. Если хотя бы один из регламентируемых показателей (экологических, безопасности, патентно-правовых, взаимозаменяемости и совместимости) не соответствует установленным требованиям, действующим на конкретном рынке, то дальнейшая оценка конкурентоспособности нецелесообразна. Кроме того, превышение по этим показателям норм, стандартов, технических регламентов, требований законодательства не может рассматриваться как преимущество той или иной продукции.

В литературе выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции в зависимости от того, в каком аспекте требуется ее определить: зафиксировать в заданный момент времени или определить пути повышения в перспективе; определить конкурентоспособность всей товарной номенклатуры продукции предприятия или отдельного вида. Рассмотрим основные методы оценки конкурентоспособности продукции.

Метод сравнительных издержек. Сущность его заключается в том, что  конкурентоспособнее именно ту продукцию, которая производятся и реализуется с наименьшими издержками. Сравнение и анализ производятся по такому показателю как издержки производства и (или) обращения.

Такой метод чаще используют предприятия- изготовители при определении конкурентоспособной экспортно-импортной политики своих предприятий, т.е. они специализируются на производстве и экспорте продукции с относительно меньшими, чем у других субъектов рынка, издержками.

Модификацию теории сравнительных  издержек в более широкую теорию сравнительных преимуществ связывают  с трудами шведского экономиста Э. Хекшера (1919 г.) и его ученика  Б. Олина (1935 г.). Сущность их выводов, получивших название «теоремы Хекшера-Олина», сводится к следующему: страна стремится экспортировать ту продукцию, в производстве которой наиболее эффективно использованы избыточные факторы, и импортировать продукцию с дефицитными факторами производства. Математическое изложение этого учения принадлежит П. Самуэльсону и В. Столперу (40-е гг. XX в.) [6, с. 105].

Дальнейшее развитие теория сравнительных преимуществ  нашла в трудах В. Леонтьева (70-е  гг. XX в.). Однако его выводы, получившие название «парадокса Леонтьева», были прямо противоположны выводам «теоремы Хекшера-Олина». В. Леонтьев доказал (на статистических материалах 1947 г.), что несмотря на бытовавшее в то время мнение об избыточности капитала в США, в ее экспорте преобладали трудоемкие товары [6, с. 106].

Метод сравнений экономических  показателей хозяйственной деятельности. Суть его заключается в том, что для расчета конкурентоспособности продукции берутся три показателя:

темп роста физического  объема товарооборота конкретной продукции;

уровень рентабельности товарооборота конкретной продукции;

коэффициент финансовой устойчивости по товарной группе.

На основании полученных значений по каждому показателю для  конкретного вида продукции определяется место с точки зрения конкурентоспособности, т. е. ранжируются данные.

Поскольку рассматриваемые  показатели имеют разную размерность, то обобщающий показатель представляет собой значение суммы ранговых мест отдельных показателей.

Преимуществом данного  метода является то, что в нем  учтены концептуальные проблемы развития, принципы сопоставимости и быстроты расчетов. Однако этот метод оценивает только экономический аспект функционирования продукции на рынке без учета социального момента деятельности. Кроме того, расчет конкурентоспособности продукции проводится с использованием трех показателей, что крайне недостаточно для обобщающей оценки данной категории. Это затрудняет ее использование различными группами пользователей на всех уровнях управления.

Метод оценки конкурентоспособности  продукции на основе финансовых показателей. В его основе находится тезис о том, что финансовое положение характеризует состояние всего стратегического потенциала предприятия и производимой (реализуемой) продукции (услуг), т. е. оно является обобщающим критерием исследуемой проблемы.

В качестве показателей  такой оценки выступают коэффициенты рентабельности и платежеспособности.

Чтобы более наглядно проиллюстрировать оценку конкурентоспособности продукции разных фирм-изготовителей с использованием показателей их качества, используем радиальную «диаграмму-рентгенограмму»:

Рис. 1.4. – Радиальная диаграмма определения конкуренто-способности продукции («многоугольник конкурентоспособности»)

В зависимости от площади  фигуры, ограниченной соединенными точками  показателей качества на радиусах, делается вывод о качестве и конкурентоспособности. Уровень качества и конкурентоспособности определяется как отношение площадей исследуемого образца продукции к базовому.

И. Ансофф в монографии «Стратегическое планирование»  предлагает конкурентоспособность рассматривать как особый конкурентный статус предприятия и его продукции, своеобразный измеритель его положения на рынке, и определять как рентабельность стратегических капитальных вложений, откорректированную на степень «оптимальности» стратегии и потенциала предприятия.

На этой сущностной основе он предлагает следующую формулу  для расчета конкурентоспособности (конкурентного статуса) предприятия (КСФ) и его продукции:

где Уf – уровень стратегических капитальных вложений предприятия, ден. ед.;


Уk – критическая точка объема капитальных вложений, находящаяся на границе прибылей и убытков и показывающая, что меньший ее объем капитальных вложений не приводит к получению дохода, ден. ед.;

Уo – точка оптимального объема капитальных вложений, после которой их увеличение приводит к снижению дохода, ден. ед.;

Информация о работе Управление Конкурентоспособностью продукции растениеводства на примере ЧСП «Мрiя» САКСКОГО РАЙОНА АР Крым