Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа
Целью написания работы выступает рассмотрение теоретико-методологических аспектов и формирование практических рекомендаций по усовершенствования управления человеком и управлению группой.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
-исслеовать теоретические вопросы организации управления личностью и группой в коллективе и использования методов управления трудовыми ресурсами
-провести анализ организации управления личностью и управлния группой в коллективе оао Альфа банк
-разработать рекомендации по повышению эффективности управления личностью и управления группой в коллективе.
После
возникновения группы проходит длительный
процесс ее организации или
На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, укрепляющих группу, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.
На третьем этапе группа стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
В дальнейшем с ростом зрелости группы ей по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, позволяет ей функционировать на принципах самоуправления. При выполнении задачи или при уходе нескольких ключевых фигур группа реорганизуется или распадается.
В то же
время любую группу подстерегают
две серьезные опасности, одна из
которых—возникновение «
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
Что является
причиной образования неформальных
коммуникаций? Оппозиционность отдельных
членов в отношении задач и
методов применяемых
Вообще неформальная группа представляет собой структуру, дублирующую функции формальной, имея при этом своего лидера и свои цели. Именно эта особенность рассматриваемого явления и выглядит самой негативной с точки зрения официального руководства.
Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными.
Возникает необходимость управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, могут также оказывать влияние и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных ею целей.
Одна
из самых больших и
Действительно, некоторые неформальные группы могут вести себя непродуктивно, так, что это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако, такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.
Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ГРУППЫ
Являются ли группы более эффективными для выполнения задания, чем индивиды зависит от критериев, которые используются для определения эффективности. Наиболее важными их них являются[11, с.132]:
1. Руководство — важнейший фактор, определяющий качество работы коллектива
2. Квалификация
сотрудников. Коллектив должен
состоять из таких сотрудников,
3. Микроклимат. В
коллективе работают люди с
разными ценностными
4. Постановка целей. Четкость поставленных общих целей (цели) позволяет отдельным членам коллектива вносить свой вклад в общее дело.
5. Результаты работы.
Они должны удовлетворять
6. Методы подготовки
и принятия решений. В теории
и практике менеджмента
7. Свобода суждений,
открытость, гласность. Члены коллектива
должны иметь возможность
8. Уровень индивидуальных способностей членов группы. Наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов.
9. Творческие способности
коллектива. Коллективное творчество
предусматривает: определение
10. Отношения с
другими коллективами. Руководитель
обязан налаживать связи,
Подводя итог вышесказанному
о психологических аспектах малых
групп и коллективов как
Командные принципы
организации работы. В последние
годы в лексику административной
элиты прочно вошел термин «команда».
Команда — это не обычная группа
заинтересованных людей. Она устремлена
к целям организации и
Команда — это коллективный субъект управления, представляющий собой группу авторитетных профессионалов, объединенных взаимным доверием и ответственностью за результаты работы.
В практике администрирования выделяются следующие типы команд[6, с.85]:
1. Стратегическая
команда создается для
2. Функциональная команда организовывается для вовлечения служащих в процесс принятия решений по оказанию специализированных публичных услуг, исходя из выработанной стратегии и политики государственной организации. В ее состав входят руководители и специалисты структурных подразделений на постоянной основе.
3. Кросс-функционалъная
команда формируется на
Очевидно, что для формирования и развития команд в сфере администрирования требуются дополнительные затраты и усилия. Поэтому следует сначала определить необходимость в командной работе. Для этого можно использовать трехуровневую модель командообразований Д. Макинтош-Флетчер [6, с.105].
1-й уровень — сплоченная рабочая группа. Такая группа формируется, когда требуется минимум коллективных усилий. На этом уровне люди взаимодействуют в группе, но деятельность каждого из них мало зависит от других. Поэтому у служащих не возникает потребности в распределении работы между собой.
2-й
уровень — эффективная рабочая
команда. Здесь члены рабочей
группы ощущают
3-й
уровень — эффективный
Далеко не каждая команда является эффективной Важнейший фактор эффективности — состав команды. Оптимальные размеры команды определяются поставленными задачами, сложностью и ответственностью выполняемой работы, нормой управляемости и другими параметрами.
Большое значение имеет также проблема качественного состава команды. Важную роль в ее решении играет совместимость членов команды. Выделяются следующие виды совместимости[2, с.54]:
— физиологическая — учитывающая половозрастные особенности взаимодействующих индивидов;
— психофизиологическая — связанная с соотношением темпераментов людей;
— психологическая — обусловленная сочетанием личностных черт работников, мотивов их поведения;
— психосоциальная — предполагающая согласование интересов и ценностей членов команды,
— социальная — предусматривающая адекватное распределение ролей (полномочий и ответственности).
Социальная
совместимость членов команды зависит
от того, насколько четко они понимают
и приспосабливаются к
1. Контрибъютер (вкладчик). По существу это эксперт, в обязанности которого входят сбор информации, проведение ее анализа, подготовка доклада руководству, доведение до сведения других участников команды результатов исследований.
2. Коллаборатор
(сотрудник). Ему принадлежит ключевая
роль в поддержании
3. Коммуникатор
(оператор). Основное внимание он
уделяет процессу работы
4. Челленджер (скептик). Его задача — «плыть против течения». Однако делает он это, исходя только из конструктивных соображений, а не стремления выделиться. Челленджер готов идти вразрез с мнением руководителя и стимулировать команду взять ответственность за рискованное решение. Ему свойственна способность ставить проблемы, открыто выражать свое мнение, беспристрастность и принципиальность.
Особое значение в команде имеет роль лидера. Для нее более всего пригоден успешный и эффективный руководитель. Руководитель, нацеленный только на успех, использует силу власти своей должности. Он не склонен к сотрудничеству с командой. Для руководителя, сориентированного лишь на эффективность, типична опора на силу авторитета. Он не проявляет стремления к безусловному выполнению производственных задач.
Информация о работе Управление личностью и группой в коллективе