Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ различных аспектов управления мотивацией персонала.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть теории мотивации персонала;
3) Определить методы управления мотивацией персонала.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…..........
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛ……………………………………………………………....…..
5
Основные подходы к изучению мотивации…………………………….
5
Теории мотивации труда…………………………………………..……..
12
Вывод по 1 главе………………………………………………………....……
21
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА….……….
22
2.1. Методы управления мотивацией персонала………………………...….
22
2.2. Особенности мотивации различных групп работников………….…….
28
Вывод по 2 главе ………………………………………………………..…….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ……………………..
38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт кадрового развития и менеджмента
Кафедра акмеологии и психологии управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Управление мотивацией персонала в организации»
Руководитель
Дорогина О.
И.
канд. психол. наук,
доцент кафедры
АПУ
Очного отделения
Оценка
« » 20 г.
Подпись
Нормоконтролер
Федоровых Н.В.
« » 20 г.
Подпись
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛ………………………………………………………… |
5 |
|
5 |
|
12 |
Вывод по 1 главе……………………………………………………….... |
21 |
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА….………. |
22 |
2.1. Методы управления мотивацией персонала………………………...…. |
22 |
2.2. Особенности
мотивации различных групп |
28 |
Вывод по 2 главе ………………………………………………………..……. |
36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
37 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ…………………….. |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
В связи с переходом экономики к рыночным отношениям современный бизнес оказался в постоянно меняющихся условиях, и эти изменения становятся все более масштабными и непредсказуемыми, влекущими за собой далеко идущие последствия на системы управления организациями. Эти изменения в первую очередь затрагивают отношения к сотрудникам организаций. Недостаточное внимание руководителя к управлению мотивацией приводит к негативным последствиям внутри организаций, таким как постоянная текучка кадров, повышение уровня конфликтности, снижение мотивации персонала в выполнении своих должностных обязанностей, и как следствие снижение эффективности деятельности не только одного сотрудника, но и целого отдела, целой организации.
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
Мотивация деятельности персонала – один из простейших способов усовершенствовать производство и повысить трудовую дисциплину. Этот способ позволяет руководителю не терять контроль над рабочей ситуацией, всегда быть в курсе произошедших изменений. Мотивация персонала важна на предприятии любого типа, будь то организация, оказывающая услуги или производящая товары. Трудовая мотивация персонала – это тот фактор, который везде имеет большое значение, от него зависит репутация и доходность фирмы, а также срок ее успешного существования на рынке товаров и услуг.
Тема представленной курсовой работы «Управление мотивацией персонала в организации» является актуальной в настоящее время, так как эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций, ростом производительности или качества труда, сокращением издержек, но эффективное управление людьми в любой организации невозможно без управления мотивацией персонала, без создания обстановки, повышающей приверженность работников своей организации и их готовность напряженно работать в ее интересах.
В данной работе рассмотрены работы таких отечественных ученых, как: Т.Ю. Базаров, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов и другие, а также публикации в журналах «Управление персоналом», интернет-ресурс.
Объектом исследования является мотивация персонала.
Предмет работы: управление мотивацией персонала.
Целью курсовой работы является анализ различных аспектов управления мотивацией персонала.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть теории мотивации персонала;
3) Определить методы управления мотивацией персонала.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения: в введении обозначены актуальность, цель исследования, объект, предмет, задачи исследования; двух глав: в первой главе рассмотрены основные подходы к изучению мотивации и теории мотивации труда, во второй главе рассмотрены методы управления мотивацией персонала и особенности мотивации различных групп работников; заключения и списка литературы из 40 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Существует большое количество мотивационных теорий, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.
«Мотивация-это
побуждение к активной
«Мотивация-это побуждение людей к деятельности» - Сербиновский Б.Ю. [28].
«Мотивация
- состояние личности, определяющее
степень активности и
«Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. » - Федорова Н.В.[35].
«Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации» - Максимцов М.М., Игнатьева А.В.[20].
«Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей» - Генкин Б.М.[7].
Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо.
По-разному на категорию мотивации смотрят экономисты, социологи и психологи. При этом одни ученые отождествляют мотивацию со стимулированием труда, другие - противопоставляют две эти категории, третьи — рассматривают стимулирование как один из методов мотивации.
В свою очередь авторы учебника «Основы менеджмента» М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури дают следующее определение: «Мотивация — это процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение цели организации»[21].
Стимулирование - вид управленческой деятельности, направленной на управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование - совокупность требований и соответствующая им система поощрении и наказаний.
Под трудовым поведением понимают поведение работников в процессе трудовой деятельности в рамках конкретной организации и характерных для нее условий.
Шаховой В.А., Шапиро С.А. определяют мотивацию труда как стремление работника удовлетворить потребности (т.е. получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [37].
Потребности — это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, социальной группы, внутренний побудитель активности. Потребности вызывают особое состояние психики личности, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, проявляющиеся во влечениях и мотивах. Потребности стимулируют поведение, которое осознается работникам. В этом случае они принимают конкретную форму интереса к тем ил иным видам деятельности, объектам или предметам [10].
Анализируя побуждения человека к труду, а значит и их удовлетворения с помощью мотивации Веснин В.Р. говорит, что человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей[6].
Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологически дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.
Потребности нельзя
непосредственно увидеть и
Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, многими другими, которые порой трудно идентифицировать. Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания[14].
По происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т. п.) социальными (в признании, славе), а исходя из содержания – материальными и нематериальными.
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:
- минимальный, обеспечивает выживание;
- нормальный, поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);
- уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.
Для того, чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т. е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение. Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.
Леонтьев А.Н
понимает мотив как предмет
Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов [29].
Выделяют следующие основные типы мотивов:
1)мотив как
внутренне осознанные
2)мотив как неосознанная потребность (желание);
3)мотив как
инструмент удовлетворения
4)мотив как
намерение, побуждающее
5)мотив как
комплекс перечисленных
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и др.
Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению[1].
Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий [6].
Информация о работе Управление мотивацией персонала в организации