Управление мотивацией персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ различных аспектов управления мотивацией персонала.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть теории мотивации персонала;
3) Определить методы управления мотивацией персонала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…..........
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ

ПЕРСОНАЛ……………………………………………………………....…..


5
Основные подходы к изучению мотивации…………………………….
5
Теории мотивации труда…………………………………………..……..
12
Вывод по 1 главе………………………………………………………....……
21
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА….……….
22
2.1. Методы управления мотивацией персонала………………………...….
22
2.2. Особенности мотивации различных групп работников………….…….
28
Вывод по 2 главе ………………………………………………………..…….
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ……………………..
38

Файлы: 1 файл

Управление мотивацией.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Ильин Е.П. рассматривает мотивацию как динамический процесс формирования мотива [17].

А Н.В. Федорова оценивая мотивацию, рассматривает мотивационный процесс, который начинается с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения (неудовлетворенная потребность). Все это сводится к более лаконичному определению: потребность - это внутренний побудитель активности.

Мотивационный процесс является целенаправленным. Цели, которые хочет достичь работник, рассматриваются руководителями в качестве стимулов, привлекающих данного индивида [35].

В основе процесса стимулирования лежит стимул, т.е. побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей.

Стимул —  это побудительная сила, которая  может выступать как «кнут», так и «пряник». Основой стимулирования является соотношение между действием и вознаграждением за это действие. Стимулы могут быть материальными и моральными [3].

У каждого работника  есть определенный набор потребностей которые являются побудительными причинами трудового поведения действий работника. Мотивы трудового поведения формируются из трех основных компонентов:

  • отражение работником своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (трудовой деятельности);
  • отражение тех благ, которые работник может получить в качестве вознаграждения за труд;
  • отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.

Мотивация и  стимулирование как методы управления персоналом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения: второе - на его закрепление, но при этом они дополняют друг друга.

Стимулирование  должно соответствовать потребностям, интересам и способностям персонала организации, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника [5].

Веснин В.Р. определяет мотивационный механизм следующим  образом: механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.

Люди сознательно оценивают возможные варианты действий и с учетом стимулов стараются выбрать самый короткий путь к желаемому результату, в том числе жертвуя ради получения благ здоровьем[39].

Поскольку стимулы  воздействуют на поведение человека, они являются предметом манипуляции со стороны.

Стимулирование  выполняет следующие основные функции:

  • экономическую - способствует повышению эффективности производства;
  • нравственную - создает необходимый морально-психологический климат;
  • социальную - формирует доходы и расходы работников.

Опыт показывает, что чем чаще имеет место стимулирование, тем чаще будут повторяться нужные действия, а влияние стимулов тем  сильнее, чем короче период времени  их действия, чем больше человек  нуждается в соответствующих  благах.

Нужно иметь в виду, что мотивация в силу ее индивидуальности объективно носит конкурентный характер, ибо помогает каждому максимизировать либо личный успех, либо превосходство [24].

У людей повышается мотивированность, если они имеют  четкое представление о задаче, соответствуют требованиям работы, получают поддержку коллектива, возможность обучения, руководитель оказывает им помощь, проявляет интерес и уважение к их личности, предоставляет право действовать самостоятельно, успехи получают должное признание, применяются различные стимулы, так как одни и те же надоедают [6].

М.М. Максимцов  к основным задачам мотивации  относит:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения  этих задач необходим анализ:

  • процесса мотивации в организациях;
  • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними;
  • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Построение  эффективной системы мотивации  требует изучения теоретических  основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования [8].

    1. Теории мотивации труда

Процесс мотивации  очень сложен и неоднозначен. Существует большое количества различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Исследователи разделяют современные теории мотивации на два типа: содержательные и процессуальные. Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации исходят в первую очередь из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Содержательные  теории мотивации.

Cодержательные  теории мотивации в первую  очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работ [21]. К ним относят такие весьма известные теории, как:

- теория потребностей  Маслоу;

- теория существования, связи и роста Альдерфера;

- теория приобретенных  потребностей Мак Клелланда;

- теория двух  факторов Герцберга.

Теория  Маслоу.

В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей[18].

1)физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

2)потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,

3)социальные потребности – необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

4)потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

5)потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две  группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая  потребность – потребность самовыражения  и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена  полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно  наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и  принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

 Теория К.Альдерфера.

Клейтон Пол  Альдерфер , как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три:

1)Потребности существования;

2)Потребности взаимосвязей;

3)Потребность роста.

Эти три группы потребностей так же, как и в  теории А. Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями А. Маслоу и  К. Альдерфера есть одно принципиальное различие. Оно состоит в том, что, по А. Маслоу, происходит движение от потребности  к потребности только снизу вверх; К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны – наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. При этом К. Альдерфер считает, что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер  называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей. Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое число эмпирических подтверждений ее правильности. Однако знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Теория  Макклеланда.

Модель мотивации, созданная Дэвидом МакКлелландом, опирается на потребности высших уровней. Ее автор считал, что людям  присущи три потребности:

  • власть,
  • успех,
  • причастность.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся  отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха удовлетворяется  не провозглашением успеха данного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они  могут взять на себя личную ответственность  за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Мотивация на основании потребности  в причастности. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании  дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения [11]. 

 Теория Герцберга.

В 1950—1960-е гг. Фредерик Герцберг совместно с рядом коллег провел исследование относительно факторов, оказывающих мотивирующее воздействие на поведение человека. Как установил  Герцберг,  на  удовлетворенность  работой  оказывают влияние две группы факторов:

1)Гигиенические факторыт или факторы "здоровья, связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т. п.), статус; правила,  распорядок, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Сами по себе они не вызывают удовлетворенности у работников но их ухудшение или отсутствие порождает неудовлетворенность трудом и демотивацию.

2) Мотивирующие факторы связаны с характером и сущностью работы. Они непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовое достижение являются стимуляторами эффективного труда. К мотивирующим факторам относятся достижение целей, возможность успеха и признания, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности и ответственности, профессионально-должностной рост, возможность личной самореализации.

Теория мотивации  Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические  факторы соответствуют физиологическим  потребностям и потребностям в безопасности и уверенности в будущем, описанным выше. Факторы мотивации Герцберга сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу, т.е. потребностями в признании и самовыражении. Однако, между этими двумя теориями есть серьезное различие. Маслоу рассматривал факторы, соответствующие гигиеническим, как нечто, вызывающее ту или иную линию поведения. Например, если руководитель дает работнику возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то работник в ответ на это станет лучше работать. Герцберг же напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Для эффективного использования теории Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических факторов и факторов мотивации и предоставить возможность сотрудникам организации самим определить и указать то, что они предпочитают. Мотивацию по Герцбергу следует воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Поэтому теория Герцберга не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией трудовой деятельности. Для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассматривать многочисленные аспекты поведения людей в процессе деятельности и параметры окружающей среды.

Информация о работе Управление мотивацией персонала в организации