Управление объектами государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение теоретических основ управления государственным имуществом и особенностей их реализации на практике.
Достижению поставленной цели в работе способствовала постановка и решение следующих задач:
Определить понятие «государственной собственности» как объекта управления.
Рассмотреть структуру и классификацию государственной собственности.
Изучить систему управления государственной собственностью и ее составляющие.
Изучить региональные аспекты и особенности управления государственным имуществом Чувашской Республики с целью выявления основных проблем управления государственной собственностью на территории субъекта РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления и использования объектов государственной собственности 5
1.1. Характеристика и систематизация объектов государственной собственности 5
1.2. Цели и задачи управления объектами государственной собственности 9
1.3. Организация управления государственным имуществом 14
Глава 2. Анализ эффективности управления объектами государственной собственности Чувашской Республики 19
2.1. Порядок учета государственного имущества Чувашской Республики 19
2.2. Анализ результатов использования объектов государственной собственности Чувашской Республикой 24
2.3. Методика расчета экономической эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики 29
Глава 3. Характеристика проблем управления государственным имуществом и направления их решения 33
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 304.78 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный  университет имени И.Н. Ульянова»

 

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра государственного и  муниципального управления

Дисциплина: «Управление государственной и муниципальной собственностью»

 

 

Курсовой проект

на тему:

«Управление объектами государственной собственности»

 

 

 

Выполнила:     студентка группы ЭК 18-08

Федорова Ксения Ивановна

Научный руководитель:   к.э.н., доцент,

Сергеев Дмитрий Владимирович

 

 

Чебоксары  2012 г.

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  аспекты управления и использования  объектов государственной собственности 5

1.1. Характеристика и систематизация объектов государственной собственности 5

1.2. Цели и  задачи управления объектами  государственной собственности 9

1.3. Организация  управления государственным имуществом 14

Глава 2. Анализ эффективности управления объектами  государственной собственности  Чувашской Республики 19

2.1. Порядок учета государственного имущества Чувашской Республики 19

2.2. Анализ  результатов использования объектов  государственной собственности  Чувашской Республикой 24

2.3. Методика расчета экономической эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики 29

Глава 3. Характеристика проблем управления государственным имуществом  и направления их решения 33

Заключение 36

Список литературы 38

Приложение………………………………………………………………………………40

Введение

 

Любое общество располагает некоторой  совокупностью материальных благ, которые  в рамках отдельного государства  формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов  общества (граждан и различных  общественных институтов), реализуется  путем его присвоения.

Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму  собственности.

 Управление государственной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

При всем многообразии современного общественно-политического устройства различных стран,  наличии государств с централизованно управляемой, рыночной и смешанной экономикой, для всех стран характерно разделение государственной собственности на недвижимое и движимое имущество,  средства производства,  природные богатства,  финансовые ресурсы, материальные и духовные блага, информацию.

Современное состояние этого вопроса в России характеризуется как отсутствием в отечественной экономической науке разработанной теории этого вопроса, так и недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня  можно считать уточнение структуры  и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов  ее функционирования, определение критериев  эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и  обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Целью написания работы является изучение теоретических основ управления государственным имуществом и особенностей их реализации на практике.

Достижению поставленной цели в  работе способствовала постановка и  решение следующих задач:

  1. Определить понятие «государственной собственности» как объекта управления.
  2. Рассмотреть структуру и классификацию государственной собственности.
  3. Изучить систему управления государственной собственностью и ее составляющие.
  4. Изучить региональные аспекты и особенности управления государственным имуществом Чувашской Республики с целью выявления основных проблем управления государственной собственностью на территории субъекта РФ.

 Объектом исследования являются общественные отношения в области государственного управления федеральным имуществом.

Предметом исследования является управление государственным имуществом.

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления и использования объектов государственной собственности

    1. Характеристика и систематизация объектов государственной собственности

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности  субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Следовательно, субъектами права государственной собственности  являются Российская Федерация в  целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых  содержится в Конституции РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности  и к собственности субъектов  Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся     в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями, имущество казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки.

Под объектами управления федеральным имуществом понимаются  отдельные объекты федерального имущества, компании с государственным участием и федеральные организации.

Под компаниями с государственным  участием понимаются хозяйственные  общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной  собственности, федеральные государственные унитарные предприятия.

Под федеральными организациями  понимаются федеральные государственные  унитарные предприятия, федеральные  казенные предприятия,  и федеральные  государственные учреждения.

Особенности права государственной  собственности:

  1. субъектом права собственности является само государственное образование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного управления;
  2. полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;
  3. Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Федерации — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);
  4. существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.п.;
  5. присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности — приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая  Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов  Российской Федерации.

К объектам, относящимся исключительно  к федеральной собственности  относятся:

    • объекты, составляющие основу национального богатства страны;
    • объекты для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
    • объекты оборонного производства;
    • объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
    • прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности; предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся  к федеральной собственности, которые  могут передаваться в государственную  собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

    • крупнейшие предприятия народного хозяйства;
    • предприятия атомного и энергетического машиностроения;
    • учреждения здравоохранения и народного образования;
    • научно-исследовательские организации;
    • предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.

К числу наиболее значительных,  объемных,  ценных объектов управления государственной собственностью относится недвижимое имущество,  называемое также просто недвижимостью.  К недвижимости относят составные части экономических объектов,  предприятий,  соответствующие базовому признаку недвижимых вещей,  то есть прочно связанные с земной поверхностью. Схема объектов недвижимости,  построенная в соответствии с классификацией ГК РФ изображена на рис. 1.

 

Рис. 1. Объекты недвижимости, входящие в состав государственной  собственности

В России,  согласно действующему законодательству,  недвижимое имущество (в зависимости от своей принадлежности) делится на следующие виды:

1)  недвижимость в исключительной  собственности:

а) Федерации; б) субъектов  Федерации; в) муниципалитетов;

2)  объекты совместного  ведения:

а)  Федерации и субъектов  Федерации;  б)  субъектов Федерации  и муниципалитетов.

Право собственности и  другие вещные права на недвижимые вещи, возникновение,  ограничение,  переход и прекращение таких прав подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом (статьи 294, 296). Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. 

В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции  РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной  собственностью, а управление государственной  собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ. На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ.

Таким образом, законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как правило, исключаются из предмета регулирования бюджетные отношения, отношения, связанные с использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

 

1.2. Цели и задачи управления объектами государственной собственности

 

Управление государственной  собственностью означает, прежде всего, управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве.

Информация о работе Управление объектами государственной собственности