Управление объектами государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение теоретических основ управления государственным имуществом и особенностей их реализации на практике.
Достижению поставленной цели в работе способствовала постановка и решение следующих задач:
Определить понятие «государственной собственности» как объекта управления.
Рассмотреть структуру и классификацию государственной собственности.
Изучить систему управления государственной собственностью и ее составляющие.
Изучить региональные аспекты и особенности управления государственным имуществом Чувашской Республики с целью выявления основных проблем управления государственной собственностью на территории субъекта РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления и использования объектов государственной собственности 5
1.1. Характеристика и систематизация объектов государственной собственности 5
1.2. Цели и задачи управления объектами государственной собственности 9
1.3. Организация управления государственным имуществом 14
Глава 2. Анализ эффективности управления объектами государственной собственности Чувашской Республики 19
2.1. Порядок учета государственного имущества Чувашской Республики 19
2.2. Анализ результатов использования объектов государственной собственности Чувашской Республикой 24
2.3. Методика расчета экономической эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики 29
Глава 3. Характеристика проблем управления государственным имуществом и направления их решения 33
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 304.78 Кб (Скачать файл)

 Государственный Совет  Чувашской Республики, образованные  им контрольные органы и органы  исполнительной власти Чувашской  Республики осуществляют контроль  за соблюдением установленного  порядка управления и распоряжения  республиканской собственностью.

 Организацию контроля  со стороны органов исполнительной  власти Чувашской Республики  за эффективностью использования  республиканского имущества осуществляет  уполномоченный орган - Минимущество ЧР.

Минимущество Чувашии  осуществляет контроль за полнотой и  своевременностью представления правообладателями  карт учета и документов, подтверждающих приведенные в картах сведения.

В целях осуществления  контроля правообладатели ежегодно до 1 апреля текущего года представляют в Минимущество Чувашии надлежащим образом заверенные:

  1. обновленные карты учета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом;
  2. копию годового бухгалтерского баланса.

Сведения о нарушениях в отношении республиканского имущества, выявленных отраслевым министерством (учредителем учреждения) в предприятиях (учреждениях), находящихся в его  ведении, направляются в уполномоченный орган.

Финансирование расходов на управление и распоряжение республиканской  собственностью осуществляется за счет средств республиканского бюджета  Чувашской Республики, если иное не предусмотрено федеральным законом  или договором.

 

2.2. Анализ результатов использования объектов государственной собственности Чувашской Республикой

 

Министерство имущественных  и земельных отношений Чувашской  Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере  имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения государственным  имуществом, находящимся в собственности  Чувашской Республики, включая земельные  участки под объектами недвижимости государственной собственности  Чувашской Республики, за исключением  земельных участков лесного фонда  и земель, занятых водными объектами.

На Министерство возложена  координация деятельности органов  исполнительной власти Чувашской Республики по управлению и распоряжению государственной  собственностью Чувашской Республики.

В связи с вступлением  в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" меняются полномочия учреждений в сфере распоряжения имуществом, а также механизм их взаимодействия с учредителем и собственником в вопросах распоряжения имуществом.

2011 год для всех государственных  учреждений Чувашской Республики  и муниципальных учреждений является  переходным годом для изменения  правового положения и определения своего типа в качестве казенного, бюджетного или автономного учреждения.

По отношению к автономным и бюджетным учреждениям собственник законодательно сохраняет часть полномочий в области управления ими. Это определение государственных заданий для названных учреждений, согласование совершения определенных законом сделок, а также осуществление финансового обеспечения выполнения задач с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за названными учреждениями (прил. 1).

Тем самым существенно  расширилась область деятельности Минимущества Чувашии, связанная с принятием решений по использованию имущества государственных учреждений Чувашской Республики, значительно возросло количество объектов государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества, подлежащего учету в соответствующих реестрах государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества в рамках требований законодательства Российской Федерации в области реформирования государственных (муниципальных) учреждений (прил. 2).

Таблица 1

Объекты, учтенные в Реестре государственного имущества Чувашской Республики по состоянию на 7 декабря 2012 г.

ВСЕГО юридических  лиц, в том числе:

523

Государственных унитарных  предприятий Чувашской Республики

21

Казенных предприятий  Чувашской Республики

3

Государственных учреждений Чувашской Республики,

в том числе автономных учреждений

401

79

Хозяйственных обществ с  долей Чувашской Республики в  уставном капитале

44

Иных организаций, в пользование  которым передано государственное  имущество

54

Количество объектов недвижимого имущества

9954

   

 

В Чувашской Республике продолжается работа по сокращению количества государственных  унитарных предприятий Чувашской  Республики, начатая в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике в 2001 - 2002 годах и Программы реформирования региональных финансов Чувашской Республики на 2006 - 2008 годы. За эти годы количество государственных унитарных предприятий Чувашской Республики сократилось со 127 предприятий в 2005 году до 30 предприятий в 2011 году. В среднесрочной перспективе продолжится работа по сокращению количества государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и муниципальных унитарных предприятий.

Для сокращения доли государственного имущества Чувашской Республики и привлечения потенциальных  инвесторов Кабинетом Министров  Чувашской Республики ежегодно утверждается прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Чувашской  Республики на очередной финансовый год и плановый период.

По состоянию на 1 января 2011 г. Чувашская Республика является акционером 43 открытых акционерных  обществ, кроме того, в отношении 7 открытых акционерных обществ использует специальное право на участие  в управлении ("золотую акцию"), а также является участником 3 обществ  с ограниченной ответственностью.

В советах директоров (наблюдательных советах) хозяйственных обществ  с долей участия Чувашской  Республики в их уставном капитале представители Чувашской Республики на начало 2011 года занимают 161 место (из них 7 - назначены по специальному праву  Чувашской Республики ("золотой  акции"), в ревизионных комиссиях - 84 места. Представителями Чувашской  Республики в советах директоров и ревизионных комиссиях обществ  в основном являются государственные  гражданские служащие Чувашской  Республики.

Анализ выплаты дивидендов в хозяйственных обществах с  долей участия Чувашской Республики свидетельствует о том, что из года в год увеличивается доля хозяйственных обществ, принимающих  решение о выплате дивидендов.

Так, если в 2006 году решение  о выплате дивидендов принято 24 хозяйственными обществами, или 37,5 процента, то в 2010 году - 22 хозяйственными обществами, или 47 процентов от общего количества хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики в уставном (складочном) капитале.

Учитывая, что основной целью  участия Чувашской Республики в  уставных капиталах хозяйственных  обществ является получение дивидендов в республиканский бюджет Чувашской  Республики, необходимо осуществлять постоянный мониторинг финансово-хозяйственной  деятельности обществ для оперативного принятия решений на заседаниях советов  директоров (наблюдательных советов) и  недопущения ухудшения финансового  состояния обществ.

По состоянию на 1 января 2011 г. в государственной собственности  Чувашской Республики насчитываются 9211 объектов недвижимости общей площадью 3081,44 тыс. кв. м. Общая сумма доходов  от сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики в 2010 году составила 88,0 млн. рублей, что  на 21,2 процента больше, чем в 2009 году (72,6 млн. рублей).

Из общего количества объектов недвижимости, учтенных в реестре  государственного имущества Чувашской  Республики, казну Чувашской Республики составляют 5215 объектов недвижимости общей площадью 211,7 тыс. кв. м, в том  числе 4936 объектов газового хозяйства. На имущество, составляющее казну Чувашской  Республики, заключено 85 договоров  аренды объектов общей площадью 45,7 тыс. кв. м, в соответствии с которыми ежегодно подлежит перечислению в республиканский  бюджет Чувашской Республики 66,1 млн. рублей.

В оперативном управлении государственных учреждений Чувашской  Республики в настоящий момент находятся 2253 объекта недвижимости общей площадью 1206,0 тыс. кв. м. В целях обеспечения  эффективного использования государственного имущества Чувашской Республики часть этого имущества предоставляется  в аренду на условиях зачисления суммы  арендных платежей в доход республиканского бюджета Чувашской Республики. По состоянию на 1 января 2011 г. заключено 166 договоров аренды помещений, закрепленных за государственными учреждениями Чувашской  Республики на праве оперативного управления, общей площадью 23,1 тыс. кв. м с годовым размером арендной платы 21,0 млн. рублей.

Начиная с 1 января 2012 г. в  связи с изменением типов государственных  учреждений Чувашской Республики доходы от сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного за бюджетными учреждениями Чувашской Республики на праве оперативного управления, остаются в их распоряжении, что автоматически приводит к снижению поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации государственные  унитарные предприятия Чувашской  Республики, казенные унитарные предприятия  Чувашской Республики и автономные учреждения Чувашской Республики самостоятельно с согласия собственника сдают в  аренду государственное имущество  Чувашской Республики, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения  и оперативного управления, и получают соответствующие доходы в виде арендной платы. По состоянию на 1 января 2011 г. государственными унитарными предприятиями  Чувашской Республики и автономными  учреждениями Чувашской Республики передано в аренду 41,9 тыс. кв. м площадей, и в 2010 году получен доход в  сумме более 23,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2011 г. в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 1755 земельных участков государственной  собственности Чувашской Республики общей площадью 15,2 тыс. га. Все земельные  участки активно вовлекаются  в хозяйственный оборот. В настоящее  время заключено 253 договора аренды земельных участков, находящихся  в государственной собственности  Чувашской Республики, в соответствии с которыми в аренду передано 579 земельных  участков площадью 7,2 тыс. га. Земельные  участки государственной собственности  Чувашской Республики площадью 8,0 тыс. га используются юридическими лицами на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования для осуществления  соответствующих видов деятельности.

От аренды земельных участков, находящихся в государственной  собственности Чувашской Республики, в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2010 году поступило 54,7 млн. рублей, что на 14,9 процента больше, чем в 2009 году (47,6 млн. рублей).

Таким образом, наблюдается  значительные перемены в системе  управления республиканской собственностью в связи с изменением типов государственных учреждений Чувашской Республики.

 

2.3. Методика расчета экономической эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики

 

В целях повышения эффективности  использования и распоряжения государственным имуществом ЧР Кабинет Министров Чувашской Республики постановил утвердить республиканскую целевую программу "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012 - 2020 годы".

Основная цель настоящей  Программы - повышение эффективности  управления государственным имуществом Чувашской Республики, рационализация, оптимизация состава и структуры  государственного имущества Чувашской  Республики.

Экономический эффект от реализации республиканской целевой программы "Управление государственным имуществом Чувашской Республики в 2012 - 2020 годах" определяется на основе установленных индикаторов.

1. Уровень актуализации  реестра государственного имущества  Чувашской Республики - относительный  показатель, характеризующий долю  вновь построенных и введенных  в эксплуатацию объектов недвижимости, на которые зарегистрировано  право собственности Чувашской  Республики, в общем количестве  вновь построенных и введенных  в эксплуатацию объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации  в собственность Чувашской Республики, рассчитывается по формуле:

        ОН

          зар

    К = ----- x 100%,

        ОН

 где:

К  -  процентное соотношение  количества объектов недвижимости Чувашской Республики,  на  которые  зарегистрировано  право  собственности  Чувашской Республики,   и   общего   количества   вновь  построенных  и  введенных  в эксплуатацию  объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации в собственность Чувашской Республики;

- количество  вновь построенных  объектов недвижимости, на которые право собственности Чувашской Республики зарегистрировано;

ОН  -  общее  количество  вновь  построенных и введенных  в эксплуатацию объектов    недвижимости,    подлежащих   государственной   регистрации   в собственность Чувашской Республики.

Информация о работе Управление объектами государственной собственности