Управление объектами государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение теоретических основ управления государственным имуществом и особенностей их реализации на практике.
Достижению поставленной цели в работе способствовала постановка и решение следующих задач:
Определить понятие «государственной собственности» как объекта управления.
Рассмотреть структуру и классификацию государственной собственности.
Изучить систему управления государственной собственностью и ее составляющие.
Изучить региональные аспекты и особенности управления государственным имуществом Чувашской Республики с целью выявления основных проблем управления государственной собственностью на территории субъекта РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления и использования объектов государственной собственности 5
1.1. Характеристика и систематизация объектов государственной собственности 5
1.2. Цели и задачи управления объектами государственной собственности 9
1.3. Организация управления государственным имуществом 14
Глава 2. Анализ эффективности управления объектами государственной собственности Чувашской Республики 19
2.1. Порядок учета государственного имущества Чувашской Республики 19
2.2. Анализ результатов использования объектов государственной собственности Чувашской Республикой 24
2.3. Методика расчета экономической эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики 29
Глава 3. Характеристика проблем управления государственным имуществом и направления их решения 33
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 304.78 Кб (Скачать файл)

Основные цели, принципы, направления, задачи  и мероприятия по реализации государственной политики по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года определяет Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года.

Генеральная цель управления государственной собственностью может быть выражена следующей формулой:  обеспечение целостности,  сохранности, надлежащего применения,  развития и улучшения качественных параметров,  эффективного функционирования и рационального использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах государства,  общества, народа страны.

Сформированной генеральной цели соответствует проведение государственной политики в области управления собственностью, характеризуемой следующими целевыми ориентирами:

  • направленность        управления        объектами        государственной собственности на решение социальных проблем и задач;
  • увеличение     доходов     государственного     бюджета    на     основе эффективного   управления   и   использования   объектов   государственной собственности;
  • рационализация    структуры государственной собственности    в интересах создания предпосылок экономического роста;
  • вовлечение       объектов       государственной       собственности       в хозяйственный оборот, в том числе коммерческий;
  • использование  государственных  активов  в  качестве  инструмента привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Приведенный набор целевых ориентиров ясно показывает,  что цели управления государственной собственностью должны формироваться во взаимосвязи с государственными целями управления всеми формами собственности, представленными в национальной экономике.

На основе изложенных представлений  о целевой направленности системы управления государственной собственностью вырисовывается «дерево»  целей управления государственным имущественным комплексом (рис. 2).

Рис.   2.   Общая   схема   верхнего   яруса   «дерева»   целей   системы   управления государственной собственностью в стране

Современная государственная политика управления государственным имуществом преследует следующие цели:

  1. увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  2. оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  3. вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
  4. использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  5. повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей  федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие  задачи:

  1. полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
  2. повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
  3. классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
  4. оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
  5. определение цели государственного управления по каждому объекту управления;
  6. обеспечение прав государства как участника коммерческих и некоммерческих организаций;
  7. обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
  8. обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Ключевыми показателями достижения указанных целей согласно Концепции являются:

а) обеспечение определения  целей управления для федеральных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ (акции которых находятся в федеральной собственности) до 100% к 2015 г., для федеральных государственных учреждений – до 100% к 2018 г.;

б) увеличение доли акций компаний с государственным участием, обращающихся на российском организованном рынке ценных бумаг, и их поэтапное удвоение к 2018 году;

в) обеспечение публичности  всех сохраняемых в федеральной  собственности открытых акционерных  обществ, акции которых находятся  в федеральной собственности, к 2018 г.;

г) отсутствие федеральных  государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, к 2018 г.;

д)  увеличение в 2 раза объема вовлеченных в оборот земельных участков к 2018 г;

е) обеспечение полноты учета объектов федерального имущества до 100% к 2015 г.

Применительно к каждому объекту  управления государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей  государства применительно к  управлению различными видами объектов управления определяется соответствующими правовыми актами.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности  оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным  органом.

Ответственность за осуществление  утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать  его надлежащую деятельность, но и  сводить к минимуму риски государства  при недостижении запланированного качественного результата управления.

Система управления государственной  собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов (рис. 3).

Рис. 2. Принципы управления государственной собственностью

 

Важнейшим принципом является использование  системы управления, как неразрывного единства следующих элементов:

  • обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели,
  • регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих,
  • контроль за объектами управления и деятельностью управляющих,
  • предоставление отчетности государственными органами и управляющими,
  • принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности,
  • ответственность за результаты управления,
  • постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных  органов детально регламентируются соответствующими правовыми актами.

 

1.3. Организация управления государственным имуществом

 

Отношения собственности – это имущественные (субъектно-объектные) отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений (субъектно-субъектных) между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

Основными отношениями собственности являются пользование, распоряжение и владение.

Реальным проявлением отношений  собственности является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.

Не следует отождествлять право  пользования и реальное пользование. Это право может быть делегировано собственником другому пользователю на определенных условиях.

Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения – распоряжением, в контексте изменения характера  пользования и (или) смены потребителя. Распоряжение представляет собой такую форму присвоения, которая означает возможность иных, помимо потребления, действий над объектами собственности – продажи, безвозмездной или платной передачи в пользование, в том числе, ограниченное. Другими словами, распоряжение – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между субъектом и объектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Здесь следует выделить формы ограниченного  распоряжения собственностью, предусмотренные  Гражданским Кодексом Российской Федерации  и называемые правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления. Круг собственнических полномочий государственных  и муниципальных предприятий, которым  предоставлены указанные права, закладывается в уставы этих предприятий, утверждаемые уполномоченными государственными органами.

Особой формой присвоения является владение – начальная, исходная форма отношений собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом. Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.

Таким образом, право собственности  означает возможность передачи объекта  собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без  утраты самого права собственности  с установлением правил, которые  те обязаны соблюдать.

Система управления государственной собственностью, являясь упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов,  согласованное функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности включает:

а) механизм управления (цели, принципы, методы);

б) функциональную подсистему (функции и органы управления собственностью);

в) процессы управления собственностью;

г) подсистему обеспечения (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль эффективности и т. п.).

Схема системы управления государственной  собственностью представлена на рисунке  4.

Рис. 4. Система управления государственной собственностью

 

Организация управления государственной  собственностью представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: 

−определение государственной  политики в области государственной  собственности; 

−образование институциональной  основы управления –  учреждение органов  исполнительной власти и наделение  их компетенцией, учреждение субъектов,  осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью (необходимо определить виды объектов,  установить их правовой статус, осуществить учет и регистрацию);

−учет объектов государственной собственности (инвентаризация,  классификация  объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними);

−распределение объектов государственной  собственности между субъектами; 

−осуществление государственного управления в различных формах (приватизация,  разграничение государственной собственности,  национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.).

Управление объектами государственной  собственности целесообразно разделять на две следующие ветви:

  1. Управление   при   помощи   трансформации   сложившихся   форм   и отношений собственности, изменения собственника, раздела вновь созданной собственности между претендентами:
  • возмездная  передача объектов из   федеральной собственности в собственность субъектов Федерации, из собственности субъектов Федерации в муниципальную и обратные передачи;

Информация о работе Управление объектами государственной собственности