Управление персоналом фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение личности и коллектива как объектов управления организации: исследование и анализ особенностей взаимодействия личности и коллектива в компании, и на основе полученных исследований вывод рекомендаций по оптимизации управления персоналом.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующего комплекса задач:
- определить важность исследования личности как объекта управления;
- определить важность исследования коллектива как объекта управления;
- систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания о взаимодействии личности и коллектива;
- дать полную характеристику исследуемого предприятия;
- анализировать персонал организации;
- на основе полученных данных создать собственные рекомендации по оптимизации управления персоналом на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1 Понятие личности и ее структуры 5
1.2 Теоретические взгляды на формирование и развитие коллектива 9
2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 15
2.1 Современное состояние методологии исследования формирования личности в коллективе ………………………………………………………………. 15
2.2 Проблемы взаимодействия личности и коллектива 18
2.3 Влияние личности руководителя на коллектив 22
3 ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ ОАО "МРСК ЮГА" 28
3.1 Общие сведения об организации 28
3.2 Формирование коллектива в ОАО «МРСК Юга» 30
3.3 Оптимизация управления персоналом на примере ОАО «МРСК Юга»...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

управление персоналом фирмы.docx

— 123.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра «Теории и технологий в менеджменте»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Управление  персоналом фирмы

(ОАО «МРСК Юга»)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента заочного

отделения группы 3.2

направления 080507

«Менеджмент организации»

Никитиной Н. Н.

Научный руководитель:

доц. Тарасова Н. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 1 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВЕ 5

1.1 Понятие личности и ее структуры  5

1.2 Теоретические взгляды на формирование и развитие  коллектива 9

2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 15

2.1 Современное состояние методологии исследования формирования личности в коллективе ………………………………………………………………. 15

2.2 Проблемы взаимодействия личности и коллектива 18

2.3 Влияние личности руководителя на коллектив 22

3 ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ ОАО "МРСК ЮГА" 28

3.1 Общие сведения об организации 28

3.2 Формирование коллектива в ОАО «МРСК Юга» 30

3.3 Оптимизация управления  персоналом на примере ОАО  «МРСК Юга»...38

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. В условиях конкурентной борьбы за лидерство на рынке все большее число предприятий понимают важность грамотного управления фирмой, персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы фирмы.

Любое предприятие, основанное на труде большого числа людей, нуждается  в грамотно сформированной системе управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остаётся тот факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями. Встает проблема управления личностью и коллективом – управления персоналом организации. 

В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые  тесно переплетаются между собой  и направлены на достижение целей организации. Но очевидным является тот факт, что легче всего провести профилактику заболевания, чем потом лечить его. Аналогичная ситуация складывается и на предприятии: дешевле будет грамотно организовать работу сотрудников с учетом всех социальных, психологических и физиологических особенностей, чем потом устранять последствия этой работы.

Таким образом, выбранная  тема курсовой работы является достаточно актуальной. В современных условиях хозяйствования организаций встает проблема оптимизации управления коллективом.

Степень разработанности проблемы. Вопросам исследования этой области посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике освящены более узкие вопросы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Внесли немало нового в научные концепции изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XXI века.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность  проблемы определяют несомненную новизну  данного исследования.

Вопросы личности и ее структуры рассмотрены множеством ученых. Среди них К. Леонтьев, С. Рубинштейн, П. Ганзен, Б. Ананьев, А. Петровский, К. Платонов, Ю. Щербатых.

Вопросами исследования методов управления персоналом занимались А. Аверин, А. Кибанов,  Е. Маслов и другие.

Процессы принятия управленческих решений в отношении усовершенствования отношений в коллективе рассматривались такими учёными как Д. Марч, Г. Саймон, Р. Акофф, Д. Вудворд, Д. Томпсон, Н. Лоуренс.

У Ч. Бернарда организация рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками.

А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В. Спивак уделил внимание организационному поведению в компании вообще. В. Пугачёв обратился к руководству персоналом, а А. Свенцицкий  известен своими работами в области психологии управления организациями.

В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать  на изменения внешней среды и  адаптировать свой персонал к этим изменениям, уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Поэтому дальнейшее внимание к вопросу о проблеме взаимодействия личности и всего коллектива в организации необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных проблем.

Цели и задачи исследования. Целью написания курсовой работы является рассмотрение личности и коллектива как объектов управления организации: исследование и анализ особенностей взаимодействия личности и коллектива в компании, и на основе полученных исследований вывод рекомендаций по оптимизации управления персоналом.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующего комплекса задач:

  • определить важность исследования личности как объекта управления;
  • определить важность исследования коллектива как объекта управления;
  • систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания о взаимодействии личности и коллектива;
  • дать полную характеристику исследуемого предприятия;
  • анализировать персонал организации;
  • на основе полученных данных создать собственные рекомендации по оптимизации управления персоналом на предприятии.

Объект  и предмет исследования. В соответствии с выделенными целью и задачами курсовой работы объектом исследования является организационная структура открытого акционерного общества «МРСК Юга».

Предметом исследования является персонал организации, оптимизация управления способствует совершенствованию организационной структуры ОАО «МРСК Юга».

Информационно-эмпирическая база. Информационной базой курсовой работы служат исследования в области теории личности, теоретические разработки учёных, и аналитические данные гостиницы ОАО «МРСК Юга».

Инструментально-методологический аппарат. Основным методом исследования стал системный анализ.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Содержит схемы и рисунки.

В первой главе «Теоретические понятия о личности и коллективе» раскрывается суть основных понятий, степень разработанности решения проблем взаимодействия личности и коллектива в организации.

Во второй главе «Система взаимодействия личности и коллектива в управленческом контексте» рассматривается современное состояние методологии исследования формирования личности в коллективе, влияние руководителя на персонал.

В третьей главе «Личность и коллектив ОАО «МРСК Юга» даны общие сведения об организации, проанализирована структура управления предприятием, описан коллектив организации, выведены рекомендации по оптимизации управления персоналом.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВЕ

 

    1. Понятие личности и её структуры

 

В связи с многочисленными  трактовками определения понятия  личности, возникает сложность понимания этого явления. Эта множественность отчасти объясняется тем, что авторы рассматривают различные уровни её проявления.

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных  деятельностях (К. Леонтьев).

Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С. Рубинштейн).

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений  и исторического процесса, проявляющий  себя в общении, в деятельности, в  поведении (П. Ганзен).

Личность – субъект общественного  поведения и коммуникации (Б. Ананьев).

Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное  к трудовой деятельности (А. Петровский).

Личность – человек как носитель сознания (К. Платонов).

Личность есть формирующуюся в  течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые  определяют своеобразное для данного  человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю. Щербатых)16.

В менеджменте личность человека и  её сущность, рассматривается с точки  зрения поведения работника, способов общения в процессе труда. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на эффективность деятельности всего предприятия.

Если рассматривать личность как  систему, то можно выделить в ней  две основные подсистемы, или два  мира личности:

  • один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую  непонятный   и неосознанно развивающийся  для самой личности;
  • второй - деятельностный, открытый для людей,  позволяющий им  не  только    наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в её  внутреннюю   жизнь.

Внутренний и внешний миры тесно  связаны  между  собой.  Однако  в  каждом конкретном случае эта связь  оказывается  неоднозначной.  Одним  её  полюсом является соответствие, совпадение актов сознания и поведения, другим - наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Личность человека формируется  под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения: семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы. Всё это формирует в человеке профессиональные и личные качества.

Характер человека есть индивидуальная, отличительная, своеобразная особенность его поведения и отношения к окружающей действительности.

В быту иногда можно услышать, что  у данного человека плохой или  хороший характер. Но такие утверждения  часто бывают необоснованными, ибо необходимо знать, что нет декларированных критериев такой оценки. Всё зависит от того, в каких условиях находятся обсуждаемый и обсуждающий. В зависимости от этого проявляются те или другие черты характера, которые можно представить данными категориями:

  • трудолюбие - лень;
  • общительность - замкнутость;
  • принципиальность - беспринципность;
  • хладнокровие - вспыльчивость;
  • осторожность - рискованность и т. п.

Однако в жизни в чистом виде нет такого человека, который имел бы только положительные или отрицательные черты характера. У каждого есть и те и другие и задача самого человека состоит в том, чтобы не дать проявиться нежелательным чертам характера, контролировать своё поведение, управлять собой.

Специалисты-психологи определяют несколько видов и форм проявления поведения людей при одинаковых внешних условиях5.

  • Гиперактивные - работники с повышенной активностью. Такому виду работников свойственны следующие черты характера: общительность, открытость, увлечённость выполняемой работой, предприимчивость, доброжелательность, некоторая поверхностность в суждениях. Для таких людей более всего подходит живая общественная и организаторская работа. Им требуются большие усилия для занятия однообразной, рутинной, кропотливой работой.
  • Аутистические - лица, склонные к самосозерцанию, скрытные. Такие личности малообщительны, тяжело идут на контакт, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, обладают формально-деловой манерой поведения. Такие специалисты могут быть исследователями, конструкторами, экспертами, консультантами и т.д.
  • Лабильно-циклоидные - сотрудники с неустойчивым настроением. Им свойственны перепады активности и работоспособности, связанные с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически входить в конфликт, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.
  • Демонстративные - работники, некритически оценивающие свои возможности и поведение. Выделяются стремление показать себя лучше, чем они есть на самом деле, приспосабливаются к обстоятельствам, а при возможности манипулируют действиями коллег. Людям данной категории лучше всего заниматься рекламой или работать в представительских органах, или там, где демонстрация себя не играет негативной роли.
  • Пунктуальные работники отличаются высокой добросовестностью и достаточно глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполненной работы, они постоянно стремятся к её совершенствованию.
  • Конформные - личности несамостоятельные. Они часто бывают несобранны, мягки, теряются в сложной и непредсказуемой обстановке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Склонны сглаживать возникающие конфликты и разногласия. Как утверждают некоторые психологи, из них вырастают незаменимые заместители руководителей.
  • Работники без твердых принципов и с неразвитым чувством долга, которые легковесно относятся к своим служебным обязанностям, мягки и тактичны в общении, имеют множество знакомых на службе и вне её. Им больше всего подходит работа, где необходимо простое общение с посетителями, частая смена видов деятельности. За такими сотрудниками необходим тщательный контроль.
  • Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности обычно нетерпимы к критике, упрямо, а иногда безосновательно доказывают свою правоту, помнят и надолго затаивают обиды, могут быть агрессивны. Работа с такими сотрудниками требует особого подхода и терпеливости.

Информация о работе Управление персоналом фирмы