Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение личности и коллектива как объектов управления организации: исследование и анализ особенностей взаимодействия личности и коллектива в компании, и на основе полученных исследований вывод рекомендаций по оптимизации управления персоналом.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующего комплекса задач:
- определить важность исследования личности как объекта управления;
- определить важность исследования коллектива как объекта управления;
- систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания о взаимодействии личности и коллектива;
- дать полную характеристику исследуемого предприятия;
- анализировать персонал организации;
- на основе полученных данных создать собственные рекомендации по оптимизации управления персоналом на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1 Понятие личности и ее структуры 5
1.2 Теоретические взгляды на формирование и развитие коллектива 9
2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 15
2.1 Современное состояние методологии исследования формирования личности в коллективе ………………………………………………………………. 15
2.2 Проблемы взаимодействия личности и коллектива 18
2.3 Влияние личности руководителя на коллектив 22
3 ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ ОАО "МРСК ЮГА" 28
3.1 Общие сведения об организации 28
3.2 Формирование коллектива в ОАО «МРСК Юга» 30
3.3 Оптимизация управления персоналом на примере ОАО «МРСК Юга»...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Таковы основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается с таким набором качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социальных условий его жизни.
Существуют определённые стили управления, которые руководитель может выбрать. Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчинёнными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворённость работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Можно выявить три наиболее часто
встречающихся стиля
В чистом виде в жизни, как правило, стили не проявляются. Да и практически притворить в жизнь один стиль невозможно.
Авторитарный стиль управления: для него характерно жёсткое единоличное принятие руководителем всех решений, жёсткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.
За счёт постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы, творчества подчинённых, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
3) неудовлетворённость людей своей работой, своим положением в коллективе;
4) неблагоприятный
Демократический стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учёта мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учёту их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворённость людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплочённость коллектива. Реализация такого стиля управления возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Либеральный стиль руководства характеризуется, с одной стороны, максимумом демократии (все могут высказывать свои позиции, но реального учёта, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, минимумом контроля (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией). Вследствие этого результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны конфликты, идёт расслоение коллектива на конфликтующие подгруппы.
Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
Однако не каждый руководитель является лидером в коллективе. Лидер - лицо, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счёте, эффективность его работы.
Однако возможно и несовпадение формального лидера и неформального. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель коллектива и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития.
Таким образом, на эффективность и успешность управленческой деятельности влияют определённые личностные качества руководителя, его психологическая готовность к управлению.
Однако без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели.
Настоящий руководитель проводит в
жизнь собственную политику, независим
в суждениях и постоянно
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» было зарегистрировано 28 июня 2007 года. Общество было образовано в рамках реализации инвестиционного этапа реформирования РАО «ЕЭС России», в ходе которого произошло разукрупнение межрегиональных распределительных сетевых компаний. ОАО «МРСК Юга» отвечает за транспорт электрической энергии по сетям 110 кВ и ниже на территории шести субъектов Федерации: Краснодарского края, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областей, Республик Калмыкия и Адыгея. Генеральным директором ОАО «МРСК Юга» с момента основания компании и по сегодняшний день является Александр Ильич Гаврилов.
Создание ОАО «МРСК
Юга» способствует повышению инвестиционной
привлекательности
Руководство ОАО «МРСК
Юга» считает создание Интегрированной
системы менеджмента (ИСМ), включающей
в себя систему менеджмента качества,
систему экологического менеджмента
и систему менеджмента охраны
здоровья и обеспечения безопасности
труда важным стратегическим направлением
своей деятельности, рассматриваемым
как действенный инструмент, позволяющий
выстроить эффективные бизнес-
Основные виды деятельности организации:
- передача электроэнергии;
- распределение электроэнергии;
- деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей;
- деятельность в области телефонной связи;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управлению;
- деятельность по управлению холдинг-компаниями.
Сферой основной деятельности ОАО «МРСК Юга» является электроэнергетика, которая в течение последних лет находится в стадии поэтапного реформирования, конечной целью которого является либерализация российского электроэнергетического рынка.
К внешним факторам и условиям, непосредственно влияющим на деятельность ОАО «МРСК Юга» относятся:
Рассмотрим коллектив ОАО «МРСК Юга» за отчётный период – 2009 год.
В 2009 году численность персонала ОАО «МРСК Юга» составила 13 699 человек, что выше на 4,9% по сравнению с 2008 годом. Увеличение численности персонала произошло в связи с приёмом функций по формированию объёмов оказанных услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям в основной вид деятельности ОАО «МРСК Юга».
В целях исполнения оптимизации затрат на выполнение функций по формированию объёмов оказанных услуг по передаче электрической энергии с 01.10.2009 в порядке перевода принят квалифицированный персонал из ООО «Энергобаланс-Центр» и ООО «Энергобаланс-Кубань» в структурные подразделения ОАО «МРСК Юга» на выполнение функций коммерческого учёта. Структура персонала по ОАО «МРСК Юга» по категориям по состоянию на 31 декабря 2009 года представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1 - Структура персонала по ОАО «МРСК Юга» по категориям по состоянию на 31 декабря 2009 года15
Анализ возрастной структуры персонала показал, что основу трудового коллектива ОАО «МРСК Юга» в 2009 году составляли работники в возрасте от 25 до 45 лет – 46,1% от всей численности.
На ОАО «МРСК Юга» проводится активная кадровая политика. Одно из основных направлений кадровой политики Общества – привлечение, удержание и закрепление квалифицированных молодых специалистов. И в компании в ближайшие годы это направление останется одним из важных направлений деятельности по управлению персоналом. Возрастной состав персонала по ОАО «МРСК Юга» по состоянию на 31 декабря 2009 года представлен на диаграмме 2.
Диаграмма 2 - возрастной состав персонала по ОАО «МРСК Юга» по состоянию на 31 декабря 2009 года15
Квалификационный состав работников ОАО «МРСК Юга» за 2009 год.
По состоянию на 31.12.2009 - 67,6% (10215 чел.) персонала ОАО «МРСК Юга» имеют высшее профессиональное и среднее профессиональное образование, что выше по сравнению с 2008г. (65%). Соотношение работников с высшим и средним специальным образованием равно 34,6 % и 32,9 % соответственно.
Такие показатели можно считать
более чем удовлетворительными:
эти данные характеризуют в основном
образовательный уровень
Таким образом, можно отметить, что структура персонала ОАО «МРСК Юга» в целом является оптимальной. Количественный и качественный состав персонала соответствует специфике деятельности и позволяет решать не только поставленные перед ним текущие задачи, но и стратегические задачи развития этого Общества.
Обучению и развитию персонала придаётся важное значение.
Так, одним из важнейших направлений деятельности в области кадровой политики предприятия является развитие потенциала работников. Главная роль в данном направлении отводится системному и плановому, а главное непрерывному профессиональному обучению персонала.
Целью обучения персонала ОАО «МРСК Юга» является поддержание необходимого уровня квалификации персонала Компании с учётом требований существующего производства и перспектив его развития, создание условий для профессионального роста и самореализации работников.
Обучение в ОАО «МРСК Юга» проводится для всех категорий сотрудников. В 2009 году в различных программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации, без учёта обучения на местах, приняли участие 9267 чел., что составляет 68% от численности Общества, из них: руководителей – 2780 чел., специалистов и служащих – 1946 чел., рабочих – 4540 чел.
Основной формой обучения персонала является профессиональное обучение на базе собственных учебных центров. Учебные центры оснащены необходимым оборудованием, в том числе тренажёрами, методическими материалами и литературой. В распоряжении всех центров имеются учебно-тренировочные полигоны, на базе которых происходит практическая подготовка рабочих и специалистов.