Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение личности и коллектива как объектов управления организации: исследование и анализ особенностей взаимодействия личности и коллектива в компании, и на основе полученных исследований вывод рекомендаций по оптимизации управления персоналом.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующего комплекса задач:
- определить важность исследования личности как объекта управления;
- определить важность исследования коллектива как объекта управления;
- систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания о взаимодействии личности и коллектива;
- дать полную характеристику исследуемого предприятия;
- анализировать персонал организации;
- на основе полученных данных создать собственные рекомендации по оптимизации управления персоналом на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1 Понятие личности и ее структуры 5
1.2 Теоретические взгляды на формирование и развитие коллектива 9
2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 15
2.1 Современное состояние методологии исследования формирования личности в коллективе ………………………………………………………………. 15
2.2 Проблемы взаимодействия личности и коллектива 18
2.3 Влияние личности руководителя на коллектив 22
3 ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ ОАО "МРСК ЮГА" 28
3.1 Общие сведения об организации 28
3.2 Формирование коллектива в ОАО «МРСК Юга» 30
3.3 Оптимизация управления персоналом на примере ОАО «МРСК Юга»...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Таким образом, можно увидеть, что в жизни существует множество форм проявления характеров личности. В зависимости от своего характера и других личных качеств люди по-разному относятся к нормам поведения. И вследствие этого в организациях возникает проблема управления каждым из них. Менеджер не должен спешить с окончательным выводом по поводу того или иного сотрудника, иначе можно потерять ценного специалиста. И важно найти каждой личности такую работу, которая соответствует её интересам, способностям и типу темперамента; такую работу, где он смог бы реализовать себя.
Сегодня люди, как правило, не работают в одиночку, а работают в составе группы, объединённой по какому-либо принципу, например, общности территории, профессии, социальных условий. Но это не означает, что они должны находиться рядом постоянно, главное здесь – включённость в определённую систему межличностных отношений. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплочённости её членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива.
Чтобы группа людей считалась коллективом, она должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех её членов. Цель может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех.
Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров и другое.
Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, и в результате потенциал коллектива оказывается существенно больше, чем сумма потенциалов каждого из его членов.
Во-первых, взаимодействие членов
коллектива позволяет преодолеть ограниченность
физических и интеллектуальных способностей
каждого в отдельности. Во-вторых,
на основе этого взаимодействия удаётся
выполнить гораздо больший
Также к признакам коллектива
можно отнести наличие
Каждый коллектив вырабатывает систему социального контроля - совокупность способов воздействия на своих членов путём убеждения, предписаний, запрещений, признания заслуг и т. д. Таким образом, поведение членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности. Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, то есть укоренившиеся способы поведения в определённых ситуациях; во-вторых, на обычаи - установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов их признавать и придерживаться; в-третьих, на санкции, представляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях.
Работоспособный сплочённый коллектив возникает не сразу. Этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств.
Прежде всего, это ясная и понятная формулировка цели предстоящей деятельности, соответствующей внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.
Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определённых, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих её явные преимущества перед индивидуальной.
Нельзя забывать о том, что немаловажным условием успеха деятельности коллектива является сильный руководитель-лидер (будь то формальный либо неформальный коллектив), которому люди готовы подчиняться и идти за ним к поставленной цели.
Наконец, каждый коллектив должен найти своё место в структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и возможности и не препятствовал делать это другим.
Началом формирования коллектива является решение о создании соответствующего подразделения. Затем определяется его функциональная структура, круг обязанностей, прав и ответственности для каждого сотрудника, создаётся надежная система информирования. Привлекаемым работникам официально сообщают о целях и задачах коллектива, возлагают на них персональные задачи с учётом их способностей и возможностей роста и совершенствования, целенаправленно формируют и поддерживают благоприятный социально-психологический климат.
Условия, в которых происходит взаимодействие членов группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворённость процессом и результатами труда. В частности, к ним относится социально-психологический климат в коллективе. Говоря о социально-психологическом климате, подразумевается совокупность социально-психологических характеристик группы; преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива; характер взаимоотношений в коллективе17. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации и т.д. Неблагоприятный же носит строго противоположный характер.
После возникновения коллектива
проходит длительный процесс его
организации или
На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.
На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надёжное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
В дальнейшем, с ростом зрелости коллектива, ему по плечу становятся всё более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.
Можно выделить некоторые виды коллективов с точки зрения практики управления.
По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и т. д.
Нужно отметить, что гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе. В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны. Но в целом эффективный коллектив должен состоять всё же из непохожих личностей.
По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в реальном положении дел в коллективе.
По размерам коллективы подразделяются
на малые и большие, причём исходя
не из числа участников, а из возможности
или невозможности
В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдалённость исполнителя от руководства и коллег и как следствие ниже заинтересованность.
Увеличение размера группы
влияет на поведение её членов. Более
крупные группы продуктивнее, но в
них меньше согласия между участниками.
В таких группах чаще наблюдается
социальное неравенство и трудности
в налаживании контактов. Членов
таких групп характеризует
Каждый коллектив имеет определённую структуру. Она может быть:
Таким образом, коллектив — это группа людей, являющаяся частью общества, объединённая с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Цели деятельности коллектива создают отношения ответственной зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, ибо, замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись от целей общества, он перестаёт быть коллективом, а превращается в существующую лишь для себя корпорацию.
Все виды воздействия на личность осуществляются, как правило, через коллектив. Сначала действуют на познавательную сферу личности, постепенно закрепляясь в форме определённого опыта знаний, навыков, умений, привычек. Сочетаясь с отношениями человека к другим людям, к труду и к самому себе, они и формируют его личность. Любое свойство личности приобретает в коллективе своеобразные черты. При коллективном мышлении крепнет целеустремлённость каждого члена коллектива в решении возникшей задачи. Каждый член коллектива получает возможность подумать и осветить её более разносторонне. Совместное решение задачи способствует проявлению более смелой инициативы каждого, вместе с тем усиливается критичность к недостаточно аргументированным решениям. В свою очередь, воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Это способствует развитию у каждого члена коллектива самокритичности, обогащает его знания и опыт, способствует соревнованию, создаёт положительный эмоциональный тонус. Всё это сокращает срок решения возникшей задачи и повышает его объективность. Наконец, решение одной задачи побуждает решать новые задачи, появившиеся в процессе коллективного мышления, что беспрерывно двигает коллектив вперёд.
Коллектив играет огромную
роль в жизни каждого человека,
которую трудно переоценить. Прежде
всего, в его рамках удовлетворяется
естественная потребность людей
в общении и деловом
Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы.
Можно выделить некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием коллектива.
Во-первых, под влиянием коллектива происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т. д. Он расширяет сферу своего внимания за счёт усиления интереса к другим членам коллектива. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег.
Во-вторых, в коллективе человек имеет определённый вес. Коллектив не только распределяет задания и роли, но и определяет позицию каждого. Члены коллектива могут делать совершенно одинаковую работу, но при этом иметь разный вес. И это будет дополнительной существенной характеристикой для личности, которой она не обладала и не могла обладать, находясь вне коллектива. Для многих членов коллектива эта характеристика может быть не менее важной, чем формальная позиция.
В-третьих, коллектив помогает личности обрести новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с коллективом, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места и предназначения.
В-четвертых, находясь в коллективе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать такие предложения и идеи, которые он никогда бы не выдал, если осмысливал проблему в одиночку. Эффект "мозговой атаки" существенно повышает творческий потенциал личности.
В-пятых, отмечено, что в коллективе человек в гораздо большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность является источником более действенного и активного поведения людей в группе, чем, если они действуют в одиночку.