Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Таким образом, цель этой работы – раскрыть особенности методики управления персоналом в научных организациях. Для достижения поставленной цели были сформулированные следующие задачи:
- дать определение научной организации;
- выявить социальные особенности персонала научной организации;
- раскрыть правовые аспекты регулирования трудовых отношений в научной сфере;
- проанализировать, каким образом должен строиться процесс управления персоналом в научной организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.2 Научные организации, классификация научных организаций 5
1.2 Персонал научных организаций 8
1.3 Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников 12
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ ОРГНАИЗАЦИЯХ 16
2.1 Мотивация персонала 16
2.2 Кадровое планирование 24
2.3 Проблемы выбора оптимального расписания (режима) работы в научных организациях 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Титульный лист
Тема: Управление персоналом в научных организациях
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.2 Научные
организации, классификация
1.2 Персонал научных организаций 8
1.3 Особенности
правового регулирования
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ ОРГНАИЗАЦИЯХ 16
2.1 Мотивация персонала 16
2.2 Кадровое планирование 24
2.3 Проблемы
выбора оптимального расписания
(режима) работы в научных организациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Научным работником (исследователем)
является лицо, обладающее необходимой
квалификацией и
Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации, а также критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Успех в достижении научного (научно-технического) результата может быть достигнут только в условиях высокой мотивации творческого труда научных работников и специалистов научной организации. В производственных организациях этот результат выражается в нововведениях в технологию, продукцию, организацию НИОКР, производства и маркетинга, в систему управления организацией и ее социальную сферу.
В последнее время все большую актуальность приобретают различные модели управления персоналом на крупных промышленных предприятиях в коммерческих организациях. Научная сфера в этом процессе участия практически не принимает. До последнего времени ученые, институты и исследовательские лаборатории оставались где-то в тени, не уделялось внимание работе со столь необычной и необходимой прослойкой общества. Набирающий обороты процесс «утечки мозгов» за границу заставил российских управленцев несколько иначе взглянуть на проблему управления персоналом в научных организациях.
Данной теме посвящено немного работ, что позволяет говорить об неразработанности проблемы в целом. Вопросы управления персоналом освещены в работах таких авторов как Зинов В.П., Ильдеменов С.В., Монастырный Е.А., Ядов В.А., Фатхутдинов Р.А.
Таким образом, цель этой работы – раскрыть особенности методики управления персоналом в научных организациях. Для достижения поставленной цели были сформулированные следующие задачи:
- дать определение научной организации;
- выявить социальные особенности персонала научной организации;
- раскрыть
правовые аспекты
- проанализировать, каким образом должен строиться процесс управления персоналом в научной организации.
Объектом этой работы является персонал научной организации как особая социальная группа, а предметом - управление персоналом.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Научная организация - организация
(учреждение, предприятие), выполняющая
научные исследования и разработки
в качестве основной деятельности либо
имеющая в своем составе
В России в практике статистического наблюдения за выполнением исследовательских разработок в качестве отчетной единицы всегда выступает организация (учреждение, предприятие), находящаяся на самостоятельном балансе и пользующаяся правами юридического лица. Если выполнение исследовательских разработок - основная деятельность отчитывающейся организации, то она является как отчетной единицей, так и единицей наблюдения. В ином случае единицами наблюдения выступают входящие в состав организации специализированные подразделения, основная функция которых - проведение исследовательских разработок.
В отечественной статистике принята классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций.
В государственном секторе работают организации федеральных министерств и ведомств (включая Российскую академию наук (РАН) и отраслевые академии), организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.
Функционально в государственном секторе науки можно выделить три основных компонента:
1. Академический компонент,
преимущественно
2. Прикладной компонент,
ориентированный в основном на
прикладные исследования и
1200 организаций (в большей
части - государственные унитарные
предприятия). Более 100 организаций
госсектора прикладной науки
наделены различными статусами
по получению государственной
поддержки (58 государственных научных
центров Российской Федерации, 46
федеральных научно-
3. Вузовский компонент включает более 500 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.
Таблица 1.1
Структура государственного сектора науки
Государственный сектор науки |
Доля в секторе науки по: | ||
численности организаций |
численности персонала, занятого исследованиями и разработками |
основным средствам | |
Академический |
29,5 |
22,6 |
33,2 |
Прикладной |
51,4 |
70,9 |
54,6 |
Высшего образования (вузовский) |
19,1 |
6,5 |
12,2 |
Итого |
100% |
100% |
100% |
В структуре государственного
сектора науки по организационно-правовым
формам доминируют государственные
учреждения (50% от числа организаций
в государственном секторе
В предпринимательском секторе - отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, опытные базы и т. д.
В секторе высшего образования
- университеты и другие высшие учебные
заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские,
проектно-конструкторские
В городе Волжский на базе вузов
созданы научные базы, одним из
которых является научный центр
Волжского гуманитарного
Традиционными стали ежегодные
(с 1998 г.) Международные научно-
В структуру гуманитарного
института ВолГУ с 2000 года вошел
вновь созданный Научно-
В частном (некоммерческом) секторе - добровольные научные и профессиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные организации, благотворительные фонды и т. п.
В законодательстве РФ [2] научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются
на научно-исследовательские и
Для того чтобы называться научной организацией, необходимо пройти государственную аккредитацию, осуществляемую Правительством РФ и Министерством науки и технологий Российской Федерации.
Hаука - система знаний
о закономерностях развития
Научные работники - лица систематически
занятые научной или научно-
Закон устанавливает права
и обязанности научных
Научный работник имеет право, в частности, на:
- признание его автором
научных и (или) научно-
- получение доходов от
реализации научных и (или)
научно-технических
- объективную оценку своей
научной и (или) научно-
- осуществление
- подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах, а также иных коллективных обсуждениях;
- участие в конкурсе
на финансирование научных
Научный работник обязан:
- осуществлять научную,
научно-техническую
- объективно осуществлять
экспертизу представленных ему
научных и научно-технических
программ и проектов, научных
и (или) научно-технических
Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности.
В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных способностей научных работников и степени их подготовки. Это усложняет процесс управления в научных учреждениях. К тому же в нашей стране в последнее время зачастую сами сотрудники ищут источники финансирования. Сейчас такими источниками являются в основном гранты фондов и зарубежные контракты. За счет тех же фондов возросло число поездок на зарубежные конференции.
Средний возраст исследователя составляет около 60 лет, в результате чего возникает угроза преемственности поколений и утраты уникальных научных знаний. Например, ежегодный приток молодых ученых в институты РАН составляет около 4% от общей численности научных сотрудников [62].
Вообще по мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда, что приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы, связанные с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, на него можно влиять только лишь косвенно, предпочитая вместо администрирования реализацию стилей руководства, предполагающих соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки.
Информация о работе Управление персоналом в научных организациях