Управление персоналом в научных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель этой работы – раскрыть особенности методики управления персоналом в научных организациях. Для достижения поставленной цели были сформулированные следующие задачи:
- дать определение научной организации;
- выявить социальные особенности персонала научной организации;
- раскрыть правовые аспекты регулирования трудовых отношений в научной сфере;
- проанализировать, каким образом должен строиться процесс управления персоналом в научной организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.2 Научные организации, классификация научных организаций 5
1.2 Персонал научных организаций 8
1.3 Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников 12
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ ОРГНАИЗАЦИЯХ 16
2.1 Мотивация персонала 16
2.2 Кадровое планирование 24
2.3 Проблемы выбора оптимального расписания (режима) работы в научных организациях 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Управление персоналом в научных организациях.docx

— 130.61 Кб (Скачать файл)

 

Титульный лист

Тема: Управление персоналом в научных организациях

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ 5

1.2 Научные  организации, классификация научных  организаций 5

1.2 Персонал  научных организаций 8

1.3 Особенности  правового регулирования трудовых  отношений научных работников 12

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ  ОРГНАИЗАЦИЯХ 16

2.1 Мотивация  персонала 16

2.2 Кадровое  планирование 24

2.3 Проблемы  выбора оптимального расписания (режима) работы в научных организациях 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

 

ВВЕДЕНИЕ

Научным работником (исследователем) является лицо, обладающее необходимой  квалификацией и профессионально  занимающееся научной и (или) научно-технической  деятельностью. Специалистом научной  организации - лицо, имеющее среднее  профессиональное или высшее профессиональное образование, способствующее получению  научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации, а также  критерии этой оценки определяются в  порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

Успех в достижении научного (научно-технического) результата может  быть достигнут только в условиях высокой мотивации творческого  труда научных работников и специалистов научной организации. В производственных организациях этот результат выражается в нововведениях в технологию, продукцию, организацию НИОКР, производства и маркетинга, в систему управления организацией и ее социальную сферу.

В последнее время все  большую актуальность приобретают  различные модели управления персоналом на крупных промышленных предприятиях в коммерческих организациях. Научная сфера в этом процессе участия практически не принимает. До последнего времени ученые, институты и исследовательские лаборатории оставались где-то в тени, не уделялось внимание работе со столь необычной и необходимой прослойкой общества. Набирающий обороты процесс «утечки мозгов» за границу заставил российских управленцев несколько иначе взглянуть на проблему управления персоналом в научных организациях.

Данной теме посвящено  немного работ, что позволяет говорить об неразработанности проблемы в целом. Вопросы управления персоналом  освещены в работах таких авторов как Зинов В.П., Ильдеменов С.В., Монастырный Е.А., Ядов В.А., Фатхутдинов Р.А.

Таким образом, цель этой работы – раскрыть особенности методики управления персоналом в научных организациях. Для достижения поставленной цели были сформулированные следующие задачи:

- дать определение научной организации;

- выявить социальные особенности персонала научной организации;

- раскрыть  правовые аспекты регулирования  трудовых отношений в научной  сфере;

- проанализировать, каким образом должен строиться процесс управления персоналом в научной организации.

Объектом этой работы является персонал научной организации как особая социальная группа, а предметом - управление персоналом.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.2 Научные организации, классификация научных организаций

Научная организация - организация (учреждение, предприятие), выполняющая  научные исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющая в своем составе подразделения, основной деятельностью которых  является выполнение исследовательских  разработок, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и  формы собственности. Они действуют на основании государственной аккредитации и на основе свидетельства об аккредитации имеют право на налоговые и другие льготы.

В России в практике статистического  наблюдения за выполнением исследовательских  разработок в качестве отчетной единицы  всегда выступает организация (учреждение, предприятие), находящаяся на самостоятельном  балансе и пользующаяся правами  юридического лица. Если выполнение исследовательских  разработок - основная деятельность отчитывающейся организации, то она является как  отчетной единицей, так и единицей наблюдения. В ином случае единицами  наблюдения выступают входящие в  состав организации специализированные подразделения, основная функция которых - проведение исследовательских разработок.

В отечественной статистике принята классификация научных  организаций по секторам науки и  типам организаций.

В государственном секторе  работают организации федеральных  министерств и ведомств (включая  Российскую академию наук (РАН) и отраслевые академии), организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.

Функционально в государственном  секторе науки можно выделить три основных компонента:

 

1. Академический компонент,  преимущественно ориентированный  на проведение фундаментальных  исследований, включает в себя  около 850 организаций, подведомственных  академиям наук, имеющим государственный  статус (в подавляющей части - государственные учреждения).

2. Прикладной компонент,  ориентированный в основном на  прикладные исследования и разработки, включает в себя более 

1200 организаций (в большей  части - государственные унитарные  предприятия). Более 100 организаций  госсектора прикладной науки  наделены различными статусами  по получению государственной  поддержки (58 государственных научных  центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных  центров, 1 федеральный центр науки  и высоких технологий) [42,29].

3. Вузовский компонент  включает более 500 высших учебных  заведений (и организаций в  их подчинении), ведущих исследования  и разработки.

Таблица 1.1

Структура государственного сектора науки

Государственный сектор науки

Доля в секторе науки по:

численности организаций

численности персонала, занятого исследованиями и разработками

основным средствам исследований и разработок

Академический

29,5

22,6

33,2

Прикладной

51,4

70,9

54,6

Высшего образования (вузовский)

19,1

6,5

12,2

Итого

100%

100%

100%


 

В структуре государственного сектора науки по организационно-правовым формам доминируют государственные  учреждения (50% от числа организаций  в государственном секторе науки) и государственные унитарные  предприятия (48%). По состоянию на начало 2008 года, в отрасли «Наука и научное обслуживание» насчитывалось 1477 государственных учреждений (примерно 4% от общего числа государственных учреждений) и 1431 государственное унитарное предприятие (14,5% от общего числа ФГУП). За прошедшее десятилетие количество учреждений в науке увеличилось в 1,5 раза.

В предпринимательском секторе - отраслевые научно-исследовательские  институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные  и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, опытные  базы и т. д.

В секторе высшего образования - университеты и другие высшие учебные  заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские, проектно-конструкторские организации, опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные вузам и/или Госкомвузу России, клиники, госпитали, другие медицинские  учреждения при вузах и т. д.

В городе Волжский на базе вузов  созданы научные базы, одним из которых является научный центр  Волжского гуманитарного института. Одной из важнейших функций высшей школы, которая обеспечивает творческий рост его специалистов, является научная  деятельность. В институте созданы 14 кафедр, на которых сотрудники занимаются целенаправленной научно-исследовательской  работой. В пяти научно-исследовательских  лабораториях института ведутся  исследования по экономике, социологии, информационным системам, здоровью, микроэлектронике и системам мониторинга. Через аспирантуру  ВолГУ и соискательство в институте  организована система подготовки кандидатов наук по экономике, юриспруденции, педагогике, филологии, истории и другим отраслям знаний. За последние 5 лет состоялась защита 28 кандидатских и 4-х докторских диссертаций [61].

Традиционными стали ежегодные (с 1998 г.) Международные научно-практические конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России», в которых принимают участие ведущие ученые России.

В структуру гуманитарного  института ВолГУ с 2000 года вошел  вновь созданный Научно-исследовательский  институт региональных природохозяйственных систем, который занимается изучением проблем экологии и экономики природопользования Юга России. Его возглавляет директор ВГИ, профессор М.М. Гузев.

В частном (некоммерческом) секторе - добровольные научные и профессиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные организации, благотворительные  фонды и т. п.

В законодательстве РФ [2] научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские и научные  организации, образовательные учреждения высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную  и/или научно-техническую деятельность.

Для того чтобы называться научной организацией, необходимо пройти государственную аккредитацию, осуществляемую Правительством РФ и Министерством  науки и технологий Российской Федерации.

1.2 Персонал научных организаций

Hаука - система знаний  о закономерностях развития природы,  общества и мышления, отдельная  отрасль таких знаний.

Научные работники - лица систематически занятые научной или научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях. К ним относятся  все лица, имеющие ученую степень  или ученое звание, независимо от места  и характера их работы; лица, ведущие  научно-исследовательскую работу в  научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия ученой степени или звания, а также специалисты промышленных предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проектно-технологических организаций, не имеющие ученой степени или звания, но ведущие научную работу. В числе научных работников не учитываются техники и лаборанты, не имеющие высшего образования, аспиранты и стажеры-исследователи, а также лица из состава научно-вспомогательного персонала, привлекаемые для выполнения лишь опытных и экспериментальных работ.

Закон устанавливает права  и обязанности научных работников [2].

Научный работник имеет право, в частности, на:

- признание его автором  научных и (или) научно-технических  результатов и подачу заявок  на изобретения и другие результаты  интеллектуальной деятельности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- получение доходов от  реализации научных и (или)  научно-технических результатов,  автором которых он является;

- объективную оценку своей  научной и (или) научно-технической  деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих  его творческому вкладу;

- осуществление предпринимательской  деятельности в области науки  и техники, не запрещенной законодательством  Российской Федерации;

- подачу заявок на участие  в научных дискуссиях, конференциях  и симпозиумах, а также иных  коллективных обсуждениях;

- участие в конкурсе  на финансирование научных исследований  за счет средств соответствующего  бюджета, фондов поддержки научной  и (или) научно-технической деятельности  и иных источников, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

Научный работник обязан:

- осуществлять научную,  научно-техническую деятельность  и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы  человека, не причиняя вреда его  жизни и здоровью, а также окружающей  природной среде;

- объективно осуществлять  экспертизу представленных ему  научных и научно-технических  программ и проектов, научных  и (или) научно-технических результатов  и экспериментальных разработок.

Научные работники могут  заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической  деятельности.

В науке больше, чем в  любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных способностей научных работников и  степени их подготовки. Это усложняет  процесс управления в научных  учреждениях. К тому же в нашей  стране в последнее время зачастую сами сотрудники ищут источники финансирования. Сейчас такими источниками являются в основном гранты фондов и зарубежные контракты. За счет тех же фондов возросло число поездок на зарубежные конференции.

Средний возраст исследователя  составляет около 60 лет, в результате чего возникает угроза преемственности  поколений и утраты уникальных научных  знаний. Например, ежегодный приток молодых ученых в институты РАН  составляет около 4% от общей численности  научных сотрудников [62].

Вообще по мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда, что  приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы, связанные  с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала, который  в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, на него можно влиять только лишь косвенно, предпочитая вместо администрирования  реализацию стилей руководства, предполагающих соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность  результатов деятельности, предоставление информации для самооценки.

Информация о работе Управление персоналом в научных организациях